Видимо, в связи с тем, что наиболее заметные симптомы кинетоза (рвота, головокружение, дискоординация движений и др.) являются характерными признаками еще и вестибулярной патологии (а также, возможно, в связи с успехами экспериментальной клинической лабиринтологии, имевшими место одновременно с началом развития авиации), на протяжении многих лет изучение «болезни укачивания» проводилось или возглавлялось ЛОР-патологами, придававшими вестибулярному аппарату решающее значение в развитии этого состояния [Воячек В.И. 1927; Емельянов М.Д., 1967; Хилов К.Л., 1964, 1969; Вагапу R., 1907; Irwin J.A., 1881; Menierre P., 1861; Quix F.H., 1932 и др.]. Значение раздражения ушного лабиринта в развитии «укачивания» подтверждалось многочисленными лабораторными исследованиями. Была разработана так называемая отолитовая концепция «морской болезни», согласно которой одним из факторов, обусловливающих появление вегетативных симптомов кинетоза при морской качке, является прямолинейное ускорение и преимущественно вертикальное раздражение отолитового аппарата. Эти исследования внесли большой вклад в знание симптоматики кинетоза; были получены многочисленные данные относительно анатомо-физиологической структуры вестибулярного анализатора и его связей с различными функциональными системами организма. Опыт развития авиации показал целесообразность недопущения к летным профессиям тех лиц, у которых при вестибулярной нагрузке возникает значительная дезориентация в пространстве и кинетоз. Вместе с тем было обнаружено, что условия напряженной летной деятельности подавляют, тормозят возникновени симптомов болезни движения. Стало хрестоматийным описание летчиков, никогда не страдающих «болезнью укачивания» при управлении самолетом и «заболевающих» тяжелейшим кинето-зом, оказавшись в полете в качестве пассажиров [Платонов Е.Е., 1960]. Видимо, по этим причинам при решении задач оптимизации летной деятельности проблема предотвращения кинетоза, как правило, не поднимается представителями летной практики. Исследователи этой проблемы Н.А. Разсолов и О.П. Яковлев свидетельствовали: «Состояние профессиональной работоспособное при моделировании "болтанки" самолета у лиц летного состава с различной статокинетической устойчивостью до настоящего времени, судя по доступной нам литературе, еще не изучалось» [Разсолов Н.А., Яковлев О.П., 1976, с. 42]. В лабораторных условиях вращение и укачивание пилотов приводят к ухудшению показателей их профессиональной работоспособности, в большей мере у тех испытуемых, у которых возникают выраженные симптомы болезни движения [Забутыи М.Б , 197 Разсолов Н.А., Яковлев О.П., 1976]. Это способствует сохранению интереса к кинетозу применительно к задачам авиации. Интер к проблеме кинетоза в авиационной медицине поддерживается также экспериментальными лабораторными данными, позволяющими полагать, что у летчиков в полете может возникать «скрытая» стадия этого заболевания, при которой отсутствуют вегетативные симптомы болезни движения, но может ухудшаться работоспособность [Комендантов Г.Л., 1965; Комендантов Г.Л., Копанев В.И., 1974; Разсолов Н.А., Яковлев О.П., 1976 и др.].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Лабиринтологические концепции кинетоза» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»