Вероятно, как усиление дистресса монотонии при дополнительном монотонном воздействии можно расценивать ухудшение самочувствия испытуемых в условиях вращения при прослушивании ими ритмичной рок-музыки. Данные, свидетельствующие об этом (получены нами совместно с P.P. Галле), следующие. Испытуемым предлагалось взять с собой в квартиру-центрифугу любимые магнитофонные записи для прослушивания их в ходе многосуточного эксперимента с вращением (в «свободное время»). Регистрировалось, какие записи, на сколько времени включали и слушали испытуемые. Обнаружено, что в самом начале вращения, когда у испытуемых возникала активизация приятных эмоционально-поведенческих реакций, проявлялся положительный эмоциогенный эффект музыкальных воздействий разного типа. В данном случае, можно полагать, суммировался позитивный стрессогенный эффект гравиинерционного и музыкального воздействий. Напомним, что такая «суммация» используется во многих увеселительных аттракционах в парках отдыха. На фоне стресса второго ранга, когда у испытуемых возникали проявления болезневидного дистресса (чувство слабости, головной боли, ощущение тяжести в животе, апатия, тошнота, рвота и т. д.), был отмечен различный эффект музыкальных воздействий разного типа. — У всех испытуемых при наличии у них выраженного дистресса рок-музыка и другая подобная монотонно-ритмичная музыка ухудшала самочувствие. Все (даже те, кто взял аудиокассеты со своими любимыми рок-записями, чтобы их прослушивать во время отдыха) после нескольких проб отказывались от ее прослушивания. Некоторые любители такой музыки с удивлением сообщали, что неприязнь к ней сохранялась у них некоторое время (от семи дней до четырех месяцев) после окончания участия в многосуточном эксперименте с вращением. - У большинства испытуемых при наличии у них симптомов выраженного дистресса было отмечено отчетливое предпочтение мелодичной музыки (романсов, песен модных тогда исполнительниц — сестер Бери т. п.), эмоциональных песен с нетривиальным содержанием в исполнении Владимира Высоцкого. По сообщениям всех испытуемых и любивших песни Высоцкого и тех, кто пренебрегал ими до участия в экспериментах, с возникновением дистресса субъективно неприятные симптомы дистресса в условиях вращения становились при их прослушивании менее заметными, улучшалось настроение. Надо полагать, что ритмичная, громкая рок-музыка может создавать в обычных, нормальных условиях эмоционально-позитивные ощущения и переживания за счет неспецифической эустрессовой мобилизации адаптационных резервов, как бы ритмичным, эмоциоген-ным подхлестыванием. Можно предположить, что при выраженном дистрессе монотонно-ритмичная, громкая рок-музыка, «суммируясь» с монотонно повторяющимся гравиинерционным стрессором, усугубляла симптомы дистресса. Может быть, допустима как иллюстрация такая аллегория: частые удары подгоняют молодого, сильного коня, но, напротив, уронят больную, старую лошадь. Мелодичная музыка и смысловое содержание песен В. Высоцкого, социально раскрепощавших в те годы, могли снижать субъективно-неприятные чувства и переживания при дистрессе за счет отвлечения, а также за счет своей специфической адресации к позитивным эмоциям. Надо полагать, специальные исследования смогли бы обнаружить сложные психофизиологические и психологические механизмы, обусловившие отмеченные выше различия разных музыкальных воздействий при выраженном дистрессе (кинетозе). В 2008 г. в Интернете появились сообщения о том, что с использованием джазовой музыки и тяжелого рока пытали заключенных в лагерях США в Гуантаномо и на Ближнем Востоке. Мучительный эффект достигался продолжительностью громкой ритмичной музыки и содержанием песен, казавшимся оскорбительным заключенным в состоянии тюремного стресса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Музыка В. Высоцкого, Beatles и дистресс» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»