ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Отношения участников конфликта
Поскольку психолог имеет дело
с ситуациями долговременных отношений людей, во внимание должен
быть принят опыт отношений сторон. Характер влияния прошлого
опыта отношений партнеров, как уже указывалось, не нашел достаточ­
ного отражения в литературе по теории и практике коммуникативных
ситуаций. Для первичного анализа можно воспользоваться описанны­
ми нами моделями конфликтного взаимодействия, возникающими как
результат прошлого опыта участников конфликта и их определения
данной конкретной ситуации. При этом должны приниматься во вни­
мание и общие диспозиционные тенденции как абстракции из прошло­
го опыта (Kellerman, 1987, р. 192-195), и более частные установки участ­
ников относительно данной ситуации.
Если этот опыт имеет позитивный характер (партнеры не имели сущест­
венных разногласий или имеют успешный опыт их преодоления), возникшая
конфликтная ситуация воспринимается ими как частные разногласия по от­
дельному вопросу, успешность предшествующего общения поддерживает в
них уверенность в возможности решения спорного вопроса. Они не уходят от
проблемы, не ограничивают, а, напротив, часто интенсифицируют свое взаи­
модействие, пытаясь путем обсуждения проблемы прийти к тому или иному
варианту ее решения.
Если опыт предшествующего общения участников конфликта недостаточ­
но удовлетворителен (возникавшие в прошлом разногласия не были успешно
преодолены), то новые проблемы наслаиваются на нерешенные (или неэф­
фективно решенные) в прошлом, и участники конфликта воспринимают их
в целом как цепь разногласий, как взаимонепонимание по целому кругу про­
блем или зоне взаимодействия. Прежний не-
Актуальный конфликт не возникает слу­
чайно, как гром среди ясного неба. Он
развивается очень медленно и в конце
концов достигает порога, за которым
готовность семьи или одного из ее чле­
нов к конфликту перерастает в психи­
ческие или физические нарушения. Это
очень похоже на каплю воды, перепол­
няющую эту бочку. Мы исследуем не
только ту единственную каплю, которая
вызвала актуальный конфликт, но и
множество капель, которые заполнили
бочку до нее.
Н. Пезешкиан
удачный опыт лишает их уверенности в воз­
можности соглашения, соответственно они и
не пытаются решить между собой проблему,
более того, часто начинают ограничивать свое
общение, чтобы еще больше не усложнять си­
туацию. Для решения же возникшей пробле­
мы они используют предписанные (в служеб­
ных отношениях) или принятые (в семейном
общении) правила, становясь на формальные
позиции либо прибегая к помощи третьего
лица (например, обращаются к вышестояще­
му начальнику).
Если же опыт прежних отношений участ­
ников конфликта не просто неудовлетворите­
лен, но привел к накоплению между ними и ряда нерешенных проблем, и не­
гативных эмоций, взаимных обид, претензий и т. д., то возникновение новых
разногласий актуализирует этот негативный опыт. Дополнительные разно­
гласия расширяют пропасть, разделяющую участников взаимодействия, они Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 5 1
не только констатируют разногласия между собой, но и подчеркивают их.
Часто они не просто не могут найти общий язык, но скорее не хотят его ис­
кать. Они могут стремиться свести свое общение к минимуму или же взаимо­
действуют по правилам «борьбы», целью которой является не решение разде­
ляющих их проблем, но нанесение максимального ущерба другому.
Далее, необходимо учитывать предпринимавшиеся (или не предприни­
мавшиеся) сторонами попытки урегулирования конфликта. Все эти элемен­
ты конфликтной ситуации, относящиеся к полю их отношений, должны быть
учтены при ее анализе. Выявление основных элементов конфликтной ситуа­
ции является, на наш взгляд, необходимым информационным обеспечением
последующего переговорного процесса.
В процессе этого «информационного поиска» психолог фактически рабо­
тает с образами конфликтной ситуации, которые имеются у ее участников.
Образы конфликтной ситуации у ее участников могут иметь несколько
потенциальных зон рассогласования: кто-то из участников конфликта может
не считать, что конфликт существует; индивиды могут воспринимать кон­
фликт как относящийся к разным проблемам; могут атрибутировать кон­
фликт разным причинам; могут приписывать разное значение поведению
другого человека, включая его попытки коммуникации по поводу конфликта,
и т. д. (Sillars, Weisberg, 1987, p. 150); наконец, часто мы просто не можем ви­
деть ситуацию «целиком».
Любому психологу или психотерапевту, имеющему даже относительно не­
большой опыт работы с участниками конфликта, хорошо известно явление
различий в их восприятии ситуации конфликта, ее элементов, конкретных
аспектов взаимодействия, различий, касающихся иногда даже фактической
стороны общения или столкновений. «В семье, где имеет место острый кон­
фликт, нередко наблюдаются прямо противоположные мнения не только о
том, что должно быть в семье, но и о том, что есть. Конфликтующие, описы­
вая одни и те же стороны жизни семьи, искренне и убежденно рисуют совер­
шенно разные картины» (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 298). Основываясь
на своем опыте, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис отмечают возможное нали­
чие у участников конфликта заинтересованности в искажении тех или иных
представлений о жизни семьи. Поскольку ситуация в семье и ее проблемы яв­
ляются важными аргументами в спорах между супругами, то, например, в хо­
де беседы с психотерапевтом члены семьи могут преувеличивать неблагопо­
лучие кого-то из членов семьи, как и вообще уровень конфликтности их
взаимоотношений; причины этого преувеличения связаны с обвинением дру­
гого, со стремлением убедить его в необходимости изменений, с желанием
усилить свою контролирующую роль в семье (там же, с. 298).
Во время сеанса с семьей Кигмен, которая состоит из мужа, жены и маленькой
дочки, страдающей психозом и почти немой, терапевт спрашивает девочку, долго
ли она пробыла в больнице, и оба родителя отвечают одновременно. Он спрашива­
ет родителей, почему ответили они, когда он задал вопрос дочери. Мать отвечает, 4 5 2 Часть III. Разрешение конфликтов
что дочь заставляет ее говорить. Отец объясняет, что они говорят за девочку, пото­
му что та всегда молчит. «Они заставляют меня молчать», — вставляет девочка
с едва заметной улыбкой.
У каждого из этих людей, как у слепых, описывающих слона, есть своя версия
одной и той же реальности. На уровне ощущений каждый из них прав, и реаль­
ность, которую он защищает, истинна. Однако в более обширном целом существу­
ет множество других возможностей.
Люди западной культуры связаны одной и той же грамматикой причин и след­
ствий. Они тоже склонны считать, что молчание девочки побуждает родителей
отвечать или же что поспешные ответы родителей вынуждают девочку молчать.
На каком-то уровне всякий знает, что есть две стороны медали. Однако люди не
представляют себе, как увидеть сразу всю медаль, а не просто ее лицевую и оборот­
ную стороны. Они не знают, как «обойти объект со всех сторон и наложить друг на
друга множество отдельных впечатлений от него», когда сами являются частями
того объекта, который нужно обойти. Это требует иного способа познания.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отношения участников конфликта» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінка і управління кредитним ризиком
ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Проектний контроль
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ
Планування діяльності аудиторських фірм


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 699 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП