ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Экзистенциальная психотерапия
Экзистенциальное направление в пси­
хологии и психотерапии не имеет столь явно очерченных границ, как ранее
упоминавшиеся подходы. Под определение, приводимое в учебнике К. Холла
и Г. Линдсея (1997, с. 310), — «Экзистенциальную психологию можно опре­
делить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использу­
ющую метод феноменологического анализа» — подпадают многие современ­
ные направления психотерапевтической работы. На этом основании авторы
«Психотерапевтической энциклопедии» полагают, что экзистенциальная пси­
хотерапия — это «собирательное понятие для обозначения психотерапевти­
ческих подходов, в которых делается упор на "свободную волю", свободное
развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование
собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути» (1998, с. 690-
691). Действительно, если считать, что экзистенциальные направления изу­
чают проблемы существования человека и фокусируются при этом на «сво­
бодном субъекте», то тогда едва ли не все направления современной гумани­
стической психологии следует считать экзистенциальными. Так, впрочем,
и происходит: например, гештальт-терапия часто считает себя экзистенци­
альным подходом, а вся гуманистическая психология нередко вообще обозна­
чается как экзистенциально-гуманистическая. Однако, когда речь идет о пер­
соналиях, картина становится более определенной. Далеко не все гуманисти­
ческие психологи объявляются экзистенциалистами, но практически неизмен­
но в качестве таковых называются имена Л. Бинсвангера, В. Франкла и Р. Мэя,
к которым обязательно надо добавить Дж. Бюдженталя и И. Ялома. Пробле­
ма дифференциации в общем гуманистическом движении в психологии дав­
но уже является предметом дискуссий, в том числе и вокруг того, «сколько»
гуманистических психологии существует. Интересный анализ, выполненный
Д. Леонтьевым, выделяет ряд критериев, отличающих экзистенциальное на­
правление в рамках гуманистической психологии от того ее направления,
которое условно может быть обозначено как «личностно-центрированный
подход» (Леонтьев, 1997). Эта и другие работы, на наш взгляд, не оставляют
сомнений в правомерности выделения самостоятельного направления экзи­
стенциальной психологии и экзистенциальной психотерапии. Другое дело,
что в известном смысле вся современная психология, особенно в ее практиче­
ском выражении, имеет, так сказать, «экзистенциальное измерение», «экзи­
стенциальный вектор», учитывающий самые сущностные стороны человече­
ского существования.
Дальнейшее наше изложение относится к экзистенциальному направле­
нию в практической психологической помощи человеку в ее узком самостоя­
тельном значении. Своеобразие экзистенциальной психологии и психотера­
пии наиболее явно обнаруживается в феноменологии, на которой она фоку­
сируется. Чтобы продемонстрировать отличие понимания сути базисного
конфликта человека в экзистенциальной психологии, выдающийся психоте­
рапевт экзистенциального направления И. Ялом сравнивает его с описанием
базисного конфликта в психоанализе. Если в классическом психоанализе ос-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 9 9
новной конфликт человека — это конфликт между подавленными инстинк­
тивными устремлениями, если в неофрейдистской трактовке — это конфликт
с интернализованными значимыми взрослыми, то экзистенциальный подход
считает, что базисный конфликт человека — это «конфликт, возникающий
вследствие столкновения индивидуума с данностями существования» (Yalom,
1980, р. 8). Что такое данности существования? В каком-то смысле задача по­
нимания природы данностей нашего существования не трудна. По Ялому, ос­
новным методом этого понимания является личная рефлексия. Ее условия
просты: уединение, молчание, время и свобода от повседневных отвлекаю­
щих факторов, которыми заполнен обыденный мир каждого из нас. Если мы
сможем отойти, отвлечься от повседневности, глубоко погрузиться в раз­
мышления о нашей «ситуации» в мире, о нашем существовании, наших огра­
ничениях и возможностях, если мы достигнем при этом самых основ, мы
столкнемся с «глубинными структурами», с данностями нашего существова­
ния. Этот процесс рефлексии может быть инициирован, «запущен» какими-
то событиями, такими, например, как столкновение с чьей-то смертью, или
принятие важных необратимых решений, или разрушение некоторых фунда­
ментальных смыслообразующих моделей (схем), в общем, тем, что часто обо­
значают как «пограничные» ситуации.
Свою знаменитую книгу «Экзистенциальная психотерапия» (1980) И. Ялом
посвящает рассмотрению четырех данностей, четырех первичных проблем
человеческого существования — смерть, свобода, изоляция и бессмыслен­
ность. Именно столкновение человека с этими проблемами и порождает экзи­
стенциальный конфликт.
Проблема смерти, возможно, наиболее очевидная из всех названных, соот­
носится с ключевым экзистенциальным конфликтом между осознанием не­
избежности смерти и желанием продолжать быть.
Другая первичная проблема человеческого существования — это проблема
свободы. Обычно свобода рассматривается как очевидно позитивный кон­
цепт, то, за что борются и о чем мечтают. В экзистенциальном смысле свобода
есть отсутствие внешней структуры. В противоположность обыденному опы­
ту экзистенциалисты считают, что человеческие существа не входят в хорошо
структурированный универсум со свойствен­
ной ему схемой строения (и не покидают его).
Скорее индивид является автором, ответст­
венным за свой собственный мир, способ жиз­
ни, выбор и действия. Свобода в этом смысле
означает, что нет никакой основы, нет ника­
кой почвы; и мы оказываемся в ситуации про­
тиворечия между нашим желанием основы и
структуры и нашим столкновением с отсутст-
Серьезные проблемы жизни, однако,
никогда полностью не разрешаются.
Если кажется, что они разрешены, это
явный знак, что что-то упущено. Зна­
чение и цель проблемы состоят не в ее
разрешении, а в нашей постоянной ра­
боте над ней.
К. Юнг
вием этой основы.
Третья первичная проблема — это экзистенциальная изоляция, означаю­
щая не межличностное одиночество или внутриличностное отчуждение от 4 0 0 Часть III. Разрешение конфликтов
частей своего «Я», но фундаментальную изоляцию от других существ и от
этого мира. Независимо от того, насколько тесно, близко мы связаны с окру­
жающими, всегда остается последнее, непреодолимое расстояние, и мы в оди­
ночестве начинаем наше существование в этом мире и в одиночестве его за­
канчиваем. Экзистенциальный конфликт — это напряжение между нашим
осознанием своей абсолютной изолированности и нашим желанием контакта,
защиты, нашим желанием быть частью большого мира.
Проблема смысла является еще одной первичной проблемой или данно­
стью существования. Действительно, задается вопросом Ялом, если мы долж­
ны умереть, если мы сами создаем свой мир, если каждый из нас изначально
одинок в этом безразличном универсуме, в чем тогда смысл нашей жизни?
Если он никак не предопределен, значит, каждый из нас должен сам создать
свой смысл жизни. Экзистенциальный динамический конфликт проистекает
из дилеммы ищущего смысл существа, находящегося в не имеющем смысла
универсуме. Напомним знаменитое высказывание В. Франкла: «У каждого
времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия»
(Франкл, 1990, с. 24). Р. Мэй пишет, что если для прошлого был характерен
тип пациентов, которых нередко пугал контакт с окружением и они жили в
своем узком жизненном пространстве, то в наши дни конформизма и челове­
ка, направленного вовне, доминирующий невротический паттерн принимает
противоположную форму растворения в социальных контактах и идентифи­
кации с другими людьми, что грозит человеку утратой собственной сущно­
сти. Мэй называет подобные явления психо-культурным феноменом органи­
зационного человека, существование которого подчинено функционирова­
нию (May, 1983, р. 21-22; р. 95).
Мэй считает, что с проблемой свободы глубоко связано состояние тревож­
ности. Он ссылается на высказывание Кьеркегора о том, что тревожность —
это реальность потенциальной свободы, прежде чем свобода материализует­
ся. Тревожность всегда содержит внутренний конфликт, конфликт между
бытием и небытием, и появляется тогда, когда индивид сталкивается с воз­
никающими возможностями реализации своей экзистенции. Однако те же са­
мые возможности предполагают разрушение имеющейся безопасности, что
порождает тенденцию отказа от нового потенциала. Тревожность, по Мэю,
является состоянием индивида, сталкивающегося с проблемой реализации
своего потенциала. Если же он отказывается от своих возможностей или тер­
пит неудачу в реализации этого потенциала, то переживает чувство вины. Ви­
на, таким образом, является онтологической характеристикой человеческого
существования (May, 1983, р. 111-112). К. Холл и Г. Линдсей называют это
«великой дилеммой», с которой сталкивается каждый человек, и так описы­
вают ее в формулировке Босса:
Человек изначально виновен. Его изначальная вина берет начало с рождения.
Именно тогда он начинает быть в долгу перед своим Dasein, насколько это касает­
ся его способностей и всех возможностей жизни. В этом смысле человек остается Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 0 1
виновным всю свою жизнь — то есть должным в отношении всех требований, уго­
товленных будущей его жизнью, до последнего дыхания... Каждое действие, каж­
дый выбор означают отвержение других возможностей, также принадлежащих че­
ловеческому существованию в данный момент... Экзистенциальная вина человека
состоит в невозможности выполнить наказ реализовать все свои возможности
(Босс, цит. по: Холл, Линдсей, 1997, с. 325).
По Мэю, онтологическая вина в той или иной мере присуща всем и берет
свое начало в самоосознавании. Ее, однако, не следует смешивать с невроти­
ческим чувством вины, и в целом онтологическая вина имеет конструктивное
значение для личности (May, 1983, р. 116). Основной задачей терапевта яв­
ляется помощь человеку в осознавании себя и своего существования в этом
мире.
Приведем в качестве примера фрагмент психотерапевтической беседы
Дж. Бьюдженталя со своим пациентом Ходом, в котором терапевт пытается
стимулировать процесс движения пациента к лучшему осознанию своей субъ­
ективности.
— Джим, думаю, что теперь я лучше, чем когда-либо раньше, понимаю, что значит
находиться внутри самого себя, но это все еще остается для меня недоступным.
Мне просто хотелось бы получше за это уцепиться.
— «Уцепиться за это»... Вы так сказали, как будто это какая-то вещь или предмет,
за который можно уцепиться.
— Да, и... Ну, ладно, уцепиться за мою... за идею... за свое понимание того, как быть
внутри себя, быть субъективным или как там. Просто не знаю, как это сказать, но
смысл в том...
— Хол, не хочу придираться к словам, но думаю, есть важная причина, по которой
вы говорите о цепляний за «это» как за некий предмет. Я думаю, вы — как и я —
научились превращать самого себя в объект. Когда мы пытаемся заставить этот
объект вести себя по-другому, наш язык остается языком объектов, мы произно­
сим «это», «эти вещи», а не «я», «мне» и т. д.
— Конечно, я понимаю, но как это изменить... э-э, как я могу изменить свой способ
мышления? Не знаю, как это сделать.
— Я думаю, когда мы действительно находимся внутри самих себя, не существует
вообще никаких «как». Мы просто знаем, чего хотим, и делаем это.
— Звучит здорово, но я не могу себе этого представить.
— Можете: просто подумайте минуту. Как вы поете «Дом на горе»? Не существует
никакого «как»; вы знаете, что вы хотите сделать, и делаете это. Как рассказываете
кому-нибудь об идее, которая взволновала вас? Вы просто знаете, что хотите вы­
разить идею, и у вас это получается. Вы можете, если возникают трудности с ка­
кой-то частью, остановиться и рассмотреть более объективно процесс выражения,
но чаще всего вы просто внутри своего волнения и высказываете идею без всякого
«как». Разве нет? (Бьюдженталь, 1998, с. 231-232; более подробное описание этой
беседы см. Bugental, 1990).
Мэй отмечает, что экзистенциальный подход не имеет каких-то специаль­
ных техник и вообще не очень интересуется техническими приемами; это 4 0 2 Часть III. Разрешение конфликтов
прежде всего путь понимания существования человека. Более того, по его
мнению, акцент на техниках скорее препятствует пониманию человека, пре­
вращая последнего в объект анализа и воздействия. Западная традиция пола­
гает, что понимание следует за техникой; экзистенциальный подход — в про­
тивоположность этому — исходит из того, что техника следует за пониманием.
Основной задачей терапевта является понимание человека и его существова­
ния в этом мире, а технические проблемы подчинены этому пониманию.
Следствием этого является разнообразие техник, используемых представите­
лями экзистенциального подхода. Важным принципом становится то, что
психологические динамизмы могут быть поняты только в контексте актуаль­
ной экзистенциальной ситуации человека. Делается акцент на присутствии,
означающем, что терапевт является частью пространства отношений клиента,
и именно это обеспечивает его понимание клиента. Терапевт стремится по­
нять, что происходит с клиентом «здесь и сейчас». Иллюстрацией может слу­
жить фрагмент психотерапевтической беседы между доктором Бьюджента-
лем и его пациенткой Кейт:
...Она сидела напротив меня, застыв как камень, и молчала. «Вы выглядите очень
неприступной, Кейт». Она немного нахмурилась, но ничего не сказала. Я ждал.
Несколько минут мы оба молчали, затем она слегка пошевелилась, еще сильнее
сжав сумочку в руках, и произнесла ровным голосом: «Мне нечего сказать». —
«Понимаю». Снова молчание. «Я рассказала вам о своей жизни. Что еще вы хотите
знать?» — «То, что вы переживаете прямо сейчас». — «Я сказала вам — ничего». —
«Не могу поверить в это, Кейт. Выражение вашего лица просто кричит, ваше тело
напряжено, и весь ваш вид говорит, что внутри вас происходит нечто очень важ­
ное» (Бьюдженталь, 1998, с. 267).
Присутствие терапевта в пространстве клиента и значение того, что проис­
ходит между ними, столь велико, что следует избегать всего, что способно
разрушить это присутствие, в том числе и «аналитического» подхода. Целью
терапевтического процесса является осознавание своего существования на­
столько полно, сколько возможно, что включает и осознание своих возмож­
ностей, и возможность действовать на их основе. Таким образом, сфера работы
терапевта экзистенциальной ориентации — это пространство экзистенциаль­
ных конфликтов, возникающих из столкновения человека с наиболее «сущ­
ностными» проблемами человеческого существования. Способ работы — уси­
ление субъективности человека через осознавание себя и своего существова­
ния в этом мире, при этом роль терапевта заключается в инициировании
процесса исследования клиентом глубин своей собственной души.
По своему греческому происхождению слово психотерапия означает процесс ис­
целения и воспитания души. В повседневном словоупотреблении психотерапию
обычно ставят в один ряд с другими видами терапии, особенно с медицинским ле­
чением. Однако психотерапия, которую я описываю в этой книге, имеет мало об­
щего с лечением малярии, переломов, вирусных инфекций и с сердечно-сосуди-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 0 3
стой хирургией. Она почти прямо противоположна ситуации, в которой пациенты
говорят врачу о своих симптомах, а затем врач проводит свое собственное обсле­
дование (в котором пациент понимает довольно мало или вообще ничего не пони­
мает) и выписывает рецепты на латыни, а пациент выполняет предписания, не ду­
мая ни о чем, кроме того, чтобы быть «пациентом» и ждать излечения. Однако эта
заманчивая картина соблазняет как пациента, так и терапевта. Часто оба в дейст­
вительности хотят, чтобы терапевт был «настоящим врачом» или, еще лучше, взял
на себя роль Бога... Многие пациенты хотят, чтобы терапевт взял на себя эту роль,
и всегда готовы подыгрывать. Они хотят, чтобы кто-то принимал за них трудные
решения, хотят восставать против кого-то, хотят услышать от кого-то определен­
ные ответы, хотят гарантированных результатов, хотят, чтобы некто был больше,
чем просто человеком. (И в то же время, конечно, они не хотят, чтобы кто-то делал
все это — точно так же, как терапевт не хочет играть роль Бога, даже когда подда­
ется такому искушению.) Терапевту очень легко соскользнуть в процессе консуль­
тирования на позицию Бога, и у него есть много стимулов для этого. Его авторитет
редко подвергается сомнению, его утверждения часто рассматриваются как откро­
вения свыше, одобрение и неодобрение глубоко влияет на тех, кто часто становит­
ся его преданным последователем. Как бы часто терапевт ни напоминал себе о сво­
их постоянных ограничениях, он чаще, чем ему бы хотелось, уступает легкому,
почти бессознательному убеждению, что он действительно обладает более тонким
восприятием и более сильным влиянием и может благотворно вмешиваться в
жизнь своих пациентов. Как бы я ни был осторожен, я все же иногда ловлю себя на
том, что пытаюсь вмешаться в их жизнь, говоря себе, что это абсолютно безвредно
и наверняка поможет... Постепенно я все больше осознаю, что, вмешиваясь, я де­
монстрирую утрату доверия к самому себе, к моему пациенту и к самому психо­
терапевтическому процессу. Если я смогу сохранить веру и помочь пациенту
воспользоваться собственной мудростью и самостоятельностью, я понимаю, на­
сколько более твердыми становятся достижения пациента... Каждый раз, когда
я пытаюсь вмешиваться, чтобы помочь пациенту в определенной жизненной си­
туации, я в каком-то смысле ослабляю и его, и себя. Когда я настаиваю на главном,
на том, что происходит именно в тот момент, когда мы с пациентом находимся
вместе, ...я помогаю ему намного больше. Раскрытие его потенциала не только по­
ложительно влияет на нашу работу, но вносит также важные улучшения в его ра­
боту, в его отношения с детьми и с окружающими людьми. Но я никогда полно­
стью не преодолею искушение быть Богом. Я чувствую — и должен чувствовать —
свою вину за это. Вину в экзистенциальном смысле, в смысле понимания, что я не
сохранил веру в человеческий потенциал моего пациента и в свой собственный.
Однако слишком большое чувство вины тоже является искажением. Я не Бог, что­
бы в совершенстве избегать роли Бога. Сдается мне, только Господь никогда не иг­
рает роль Бога (Бюдженталь, 1998, с. 256-258).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экзистенциальная психотерапия» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Позичковий процент та його диференціація
Баланс
Формування банківського портфеля цінних паперів та управління ним
Використання стільникових мереж для передачі даних
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1375 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП