ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Работа с конфликтами в гуманистической психологии
Современные психотерапевтические направления, инспирированные разви­
тием гуманистической психологии, во многом противопоставляют себя клас­
сическим подходам психотерапии. Подобно тому, как в свое время ученики
и последователи Фрейда уходили от него и создавали собственные теории
и направления, часто в оппозиции к классическому психоанализу своего учи­
теля, так и многие из тех, кто получил первый опыт работы с клиентом в пси­
хоаналитической парадигме, впоследствии не просто отказываются от нее, но
и активно противостоят ей. Именно поэтому, видимо, гуманистическое на­
правление в психотерапии и считается наиболее разнородным, поскольку
принадлежность к нему зачастую определяется даже не приверженностью ка­
ким-то определенным идеям, но противопоставлением себя динамическому
и поведенческому направлениям. Не отказываясь от методических приобре­
тений психоанализа и признавая его терапевтические возможности, совре­
менные психотерапевты, однако, оспаривают психоанализ как теорию лично­
сти, опасаясь, что предлагаемая им модель человека серьезно ограничивает
эффективность и развитие терапевтических стратегий. Изменяется само по­
нятие сути психотерапии, пациент (более деликатное медицинское наимено­
вание больного) становится клиентом, слово «лечение» исчезает в силу отка­
за от самой медицинской модели психотерапии, зато появляется понятие
личностного роста и возникают дискуссии вокруг содержания психотерапев­
тического воздействия и его границ.
К. Роджерс, один из наиболее популярных в России представителей гума­
нистической психологии, пишет, что происшедшие в нем профессиональные
изменения выразились в следующем: если в начале своей деятельности он за­
давал себе вопрос: «Как я смогу вылечить или изменить этого человека?», то
впоследствии он ставил перед собой задачу: «Как создать отношения, кото­
рые этот человек может использовать для своего собственного личностного
развития?» (Роджерс, 1994, с. 74). Одно из явных противопоставлений гума­
нистического подхода психоаналитическому связано с протестом против того
элемента принуждения, который присутствует в его ортодоксальных формах. Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 8 7
Роджерс пересказывает эпизод из собственного опыта, когда понравившийся
ему пример беседы, в которой «психолог выглядел как проницательный ум­
ный человек, быстро добравшийся до источников трудностей», через не­
сколько лет показался ему «умным юридическим допросом, который убедил
родителя в наличии у него неосознаваемых мотивов и вырвал признание его
вины. Сейчас я знаю из собственного опыта, что такая беседа не принесет на­
стоящей пользы ни родителю, ни ребенку. Этот случай заставил меня прийти
к выводу, что я должен отказаться от любого подхода, который является при­
нудительным или подталкивающим клиента, причем не из теоретических со­
ображений, но потому, что такие подходы только с виду эффективны» (Род­
жерс, 1994, с. 52).
Традиционные направления психотерапии (прежде всего психоаналити­
ческой ориентации) опираются в планировании процесса работы с клиентом
на своего рода диагноз — оценку поведения и переживаний клиента в про­
шлом и настоящем. Терапевты, работающие в гуманистической (и прежде
всего экзистенциальной) психологии, предпочитают обходиться без диагно­
за, а зачастую считают его и просто вредным. Типичные возражения против
диагноза связаны с его потенциально искажающим влиянием на понимание
реальных проблем клиента за счет неизбежной их «типизации», с «объект­
ным» взглядом на клиента, с «классификацией» его проблем и т. д. Когда
Р. Мэй занимался проблемой тревожности, он провел полтора года в постель­
ном режиме в туберкулезном санатории. Именно в это время он познакомил­
ся с двумя замечательными работами по тревожности Фрейда и Кьеркегора.
И хотя Мэй высоко оценил фрейдовские описания тревожности как возврата
вытесненного, как реакции Эго на потерю, это были лишь теории. Кьеркегор
описывал тревожность как борьбу живого существа против несуществова­
ния — и это было именно то, что непосредственно переживал сам Мэй в его
борьбе со смертью или с перспективой остаться пожизненным инвалидом, то,
через что проходил он сам и его товарищи, другие пациенты. Если Фрейд
описывал психические механизмы возникновения тревожности, то
Кьеркегор описывал то, что непосредственно переживается человеческими суще­
ствами в кризисе — а именно кризисе жизни и смерти, реальном для нас, пациен­
тов, но кризисе, который, я полагаю, в своих существенных проявлениях не отли­
чается от других кризисов людей, которые приходят за терапией... Фрейд писал на
техническом уровне, где его гений был высочайшим, и, возможно, больше, чем
кто-либо в его время, он знал о тревожности. Кьеркегор, гений другого рода, писал
на экзистенциальном, онтологическом уровне; он знал тревожность» (May, 1983,
р. 14-15).
Другая явная оппозиция — это отказ от ориентации на поиск причин пере­
живаемых человеком трудностей в его прошлом и перенос акцента на «здесь
и сейчас», на значение непосредственного переживания настоящего. Для боль­
шинства сегодняшних психотерапевтических школ внимание к актуальным
отношениям, взаимодействию, переживаниям человека не означает, однако, 3 8 8 Часть III. Разрешение конфликтов
отрицания значимости прошлого опыта. Если в классической психотерапии
(особенно построенной по медицинской модели) психотерапевтический про­
цесс фактически представляет собой процесс активного воздействия терапев­
та на клиента, то в психотерапиях современной ориентации (например, в эк­
зистенциальной психотерапии) психотерапевтический процесс — это то, что
происходит в самом клиенте, в его душе. Одну из своих книг Дж. Бьюджен-
таль начинает следующим образом:
Я слушал в течение более тридцати лет, более пятидесяти тысяч часов мужчин
и женщин, которые говорили о том, чего они хотят от жизни. Инженеры, полицей­
ские, проститутки, адвокаты, учителя, администраторы, домохозяйки, секретар­
ши, студенты колледжа, няньки, доктора, монахини, таксисты, министры и свя­
щенники, наемные солдаты, рабочие, профессора, клерки, актеры и многие другие
приглашали меня побыть рядом с ними, когда исследовали глубины своей души
(курсив мой. — Н. Г.), чтобы найти то, к чему они сильнее всего стремятся; когда
они преодолевали боль и воспаряли от радости этих поисков, когда они испытыва­
ли страх и находили в себе мужество для этой личной одиссеи (Бьюдженталь,
1998, с. 20).
Это выражение «побыть рядом с ними», а также подчеркивание не просто
активности клиентов в психотерапевтическом процессе, но их самостоятель­
ной и собственной жизни, при фрагменте которой присутствует психотера­
певт, очень характерно для профессиональной и личной позиции Бьюджен-
таля. Но в чем же тогда роль терапевта? Если психотерапевтический про­
цесс — это не процесс воздействия психотерапевта на клиента, а то, что про­
исходит в самом человеке, если терапевт просто находится «рядом», то в чем
тогда его функция? Роль психотерапевта в том, чтобы способствовать про­
цессу, идущему внутри клиента, стимулировать его, побуждать к «исследова­
нию» собственного опыта.
Одна из наиболее впечатляющих особенностей подобных подходов заклю­
чается в том, что человек должен отказаться от влияния на другого, от попыток
его изменить. Склонность к влияниям на других является одним из свойств
человеческой природы.
Я думаю, в нашей культуре все подвержены следующему штампу: «Каждый чело­
век должен чувствовать, думать и верить так же, как я». Мы обнаруживаем, что
нам очень трудно позволить детям, родителям или супругам чувствовать по-дру­
гому в отношении каких-либо проблем. Мы не позволяем нашим клиентам или
студентам отличаться от нас или реализовывать их жизненный опыт по-своему.
Как нация мы не можем позволить другой нации думать или чувствовать иначе,
чем мы (Роджерс, 1994, с. 62).
И хотя Роджерс пишет о своей культуре, пожалуй, речь идет о достаточно
распространенных свойствах человеческой натуры. Желание, чтобы другие
разделяли наши мнения или наши чувства, на мой взгляд, совсем не обязатель­
но является признаком нашего догматизма или приверженности стереотипам. Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 8 9
Согласие с нами, разделение нашего опыта — это признание нашей модели, на­
шего способа существования в этом мире, самой нашей личности, экзистенци­
альную потребность в котором испытывает каждый живой человек. Напротив,
столкновение с иными моделями жизни, иными способами восприятия или
просто иными оценками и представлениями может порождать тревожность
или даже неуверенность. Отсюда вытекает одно из требований к профессио­
нальной позиции психотерапевта, отказывающегося от права воздействия на
других, — это неискажение своим опытом непосредственного переживания
клиентом его ситуации. Как пишет А. Маслоу о «подлинных» отношениях
с другими, «...им можно позволить оставаться самими собой» (1995, с. 162).
В этом случае психотерапия превращается в подлинный диалог человека
с самим собой, а психотерапевт — в посредника, помогающего человеку найти
путь к самому себе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Работа с конфликтами в гуманистической психологии» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ
Класична теорія фінансування
Послуги стільникових мереж
Баланс


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 828 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП