Психологи, занимающиеся проблемой социального познания, ищут ответы на главные, с их точки зрения, вопросы: какие социальные факторы оказывают влияние на процесс познания (социальная обусловленность процесса позна ния) и какова степень этого влияния; как человек «работает» с социальной информацией (анализ самого процесса познания социальных объектов); как эти процессы реализуются на уровне обыденного сознания, когда «простой человек» познает социальный мир (Андреева, 1997). Применительно к обсуждаемой нами теме — поскольку мы пришли к вы воду, что важнейшим фактором возникновения конфликтов является вос приятие ситуации как конфликтной, — важно было бы понять, как человек воспринимает и анализирует ситуацию, сложившуюся в его отношениях с людьми, по каким признакам оценивает ситуацию как конфликтную и какие факторы на это влияют. Ответить на эти вопросы совсем не просто. Такой «объект», как социаль ные ситуации, даже не всегда включается исследователями в область соци альной перцепции, занимающуюся восприятием социальных объектов, а по нимание того, как человек воспринимает ту или иную социальную ситуацию (прежде всего в отношениях с другими людьми), часто подменяется изучени ем того, как он воспринимает окружающих его людей (что является отраже нием наибольшей «продвинутости» именно проблематики восприятия людь ми друг друга). Однако, как подчеркивают исследователи, если мы привыкли в своих на учных построениях разделять социальный мир на людей и ситуации, это не означает, что «наивный» здравый смысл также организован вокруг таких единиц социальной категоризации, как «люди» и «ситуации». В серии иссле дований (Н. Кантор) было показано, что описания ситуационных прототи пов, выполненные испытуемыми, включают характеристики и людей, и их со циального поведения, типичного для этих ситуаций. Отсюда авторы делают вывод, что наиболее богатые, жизненные и полезные социально-когнитивные структуры, скорее всего, сложны по своей природе и представляют собой не кие «амальгамы обобщений», формирующиеся применительно к «людям-в- ситуациях» (Cantor, Mishel, Schwartz, 1982). Например, в ходе одного эксперимента студентов просили как можно бы стрее представить себе (сформировать образы) или различные типы людей, или различные типы «людей-в-ситуациях», или различные ситуации, опира ясь на некоторые общие ориентиры. Образы людей могли включать такие компоненты, как физический облик, личностные характеристики, мнения, аттитюды, убеждения и типичное поведение, действия и интеракции, пред принимаемые человеком. В соответствии с инструкцией предполагалось, что образ ситуации может содержать информацию о вещах типа физической обстановки и окружения, этикета, ожиданий и правил, регулирующих пове дение человека в данной ситуации, действий и интеракций, осуществляемых "| 94 Часть II. Феноменология конфликтов в ситуации. Относительно образа «человек-в-ситуации» говорилось, что это может быть физический облик человека, поведение, действия и интеракции, которые он осуществляет, а также способ, которым он думает и/или чувству ет в данной конкретной ситуации. Выяснилось, что образы «человека-в-ситуации» не только оказываются более полными, но и формируются гораздо быстрее, чем изолированные об разы человека. На основании этого авторы делают вывод, что сложные прото типы «человек-в-ситуации» могут быть центральными в повседневном кате гориальном знании «наивного» наблюдателя о людях и ситуациях. «В голо ве» человека есть знание и о людях, и о ситуациях, просто прототипы людей более доступны для понимания и поэтому чаще используются, чем структуры знаний о ситуациях. Возможно, преимущественная ориентация на личност ные черты связана с тем, что именно они воспринимаются как наиболее на дежная основа для предсказания поведения других (Fiske, 1993). Это означает, что, по-видимому, знание о ситуациях обычно встроено в персонологические термины. Что означает на языке социальной психологии познания восприятие си туации как конфликтной? Это означает, что, оценивая конкретную ситуацию через ее сравнение с образцами различных ситуаций социального взаимодей ствия, имеющимися в его опыте, человек относит ее к категории «конфликт». Категоризация — это способ систематизации индивидом окружающей сре ды в соответствии с потребностью в уменьшении ее субъективной сложности. Дж. Брунер еще в 1958 году писал: «Наиболее очевидным обстоятельством... является то, что восприятие или регистрация объекта или события в окру жающей среде включает в себя акт категоризации» (Tajfel H., 1980, р. 114). Социальная категоризация — это «процесс упорядочения окружающей среды в терминах категорий, т. е. через группировку людей, объектов и событий так, как если бы они были подобны или эквивалентны одно другому в их отно шении к индивиду», а ее значение определяется тем, что, по выражению Г. Тэджфела, «социальная категоризация лежит в сердце здравого смысла, повседневного знания и понимания» (там же, р. 107). Особая роль категоризации связана с тем, что объект восприятия (идет ли речь о ситуации или социальном явлении, человеке или предмете) оценива ется и наделяется тем или иным смыслом в зависимости от своей категори альной принадлежности. Тем самым категоризация становится основой даль нейших действий, их регулятором. Образующиеся категории — это активные конструкции, основа, на которой базируется повседневное социальное взаи модействие. Как и любой акт категоризации, социальная категоризация име ет два аспекта — индуктивный и дедуктивный, соответственно отражающие приписывание объекта или события к определенной категории на основе имеющейся информации и создание заключений о природе объекта или со бытия на основе свойств категории. Таким образом, на основе категоризации и интерпретации социальных си туаций индивид создает собственные «когнитивные соответствия» этих си-Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 1 95 туаций. При этом «ситуационные модели», по мнению ряда авторов, являются «личностно окрашенными», будучи скорее образами «человека-в-ситуации», а не самой ситуации. Применительно к конфликтам это означает, что социальный прототип кон фликта будет представлять собой такую же «амальгаму», сочетающую харак теристики людей и их социального поведения, типичного для данных ситуа ций. Другими словами, описание конфликтной ситуации также скорее будет напоминать прототип «люди-в-ситуациях».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восприятие ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»