Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях
Попытки экспериментального изучения конфликтов могут осуществляться и с помощью создания конфликтных ситуаций в естественных условиях че ловеческого взаимодействия. 1 58 Часть I. Основы изучения конфликтов Наиболее известный пример такого рода экспериментирования — это, ко нечно, серия исследований Шерифа, о которых уже говорилось в предыду щих главах. Напомним общую схему эксперимента Шерифа. В летнем лагере группа незнакомых между собой мальчиков подросткового возраста (в раз ных экспериментах от 11 до 14 лет) делилась на две подгруппы, в каждой из которых шла своя жизнь. Отдыхая, играя, занимаясь хозяйственными дела ми, мальчики сдружились между собой, образовав две сплоченные группы. После того как у них сформировалось сильное чувство групповой принад лежности, началась следующая, решающая стадия эксперимента. Между груп пами создавалась конкурентная ситуация, например проводились разные со ревнования со строгим соперничеством, в результате которого одна из групп объявлялась победительницей, а другая — проигравшей. На этой стадии и был зафиксирован тот результат, который предполагался основной гипотезой Шерифа: объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались груп пы, вызывала конфликт между ними. Как уже отмечалось, исследовательская процедура Шерифа была воспроизведена в ряде других экспериментов. Понятно, однако, что экспериментальные исследования такого рода еди ничны как в силу сложности самой процедуры и ее организации, так и по по нятным этическим соображениям. Гораздо чаще для создания конфликта в реальных условиях используется прием создания так называемого «кон фликта мнений», который в различных модификациях сводится к тому, что давление подставной группы идет вразрез с собственным мнением человека. Экспериментальная процедура «конфликта мнений» оказалась плодотвор ной схемой для изучения как личностных особенностей, так и для развития представлений о группах и групповых явлениях. Создавать конфликтные ситуации в реальных условиях не так уж сложно. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон в связи с исследованием агрессии приво дят такие примеры провоцирования конфликтов для изучения реагирования людей, как создание искусственных помех в движении водителей или введе ние в естественную ситуацию взаимодействия подставного лица (ассистента экспериментатора), который пытается пройти куда-то без очереди или грубо толкает других при входе в транспорт и т. д. Правда, авторы оговариваются, что использование подобных приемов требует особой осторожности и сопря жено с понятными этическими проблемами (Бэрон, Ричардсон, 1997). В оте чественной практике также можно привести пример исследования, провоци ровавшего конфликт: автор обращался с претензиями (как он сам отмечает, по этическим соображениям только обоснованными) в сфере общественного питания или торговли. Предметом изучения в данном случае были ответные реакции, демонстрируемые представителями этих организаций (контробви нение — 88% случаев, ссылка на оправдывающие обстоятельства — 83%, ссылка на надуманные обстоятельства — 71% и т. д). Всего автор наблюдал 24 спровоцированные им ситуации (Никифоров, 1986). Для исследователя конфликтов такие эксперименты и их результаты представляют известный интерес, однако они описывают ситуации случайного, кратковременного взаи-модействия людей, релевантные, например, для наблюдения за проявления ми агрессии, но не вполне адекватные изучению конфликтного взаимодейст вия. Хотя они вроде бы и моделируют кратковременные интерперсональные конфронтации, но реальное пространство человеческих конфликтных взаи моотношений сопряжено с долговременными отношениями людей, их взаи модействием дома и на работе, с друзьями и близкими. И вот тут попытка ис кусственного создания конфликтов действительно наталкивается на серьез ные этические возражения. Подводя итоги описания экспериментального изучения конфликтов, мож но сказать, что ученые проявили немало изобретательности в создании про цедур экспериментального исследования конфликта как в лабораторных, так и в естественных условиях человеческого взаимодействия. Можно дискути ровать относительно релевантности тех или иных процедур, правомерности их применения, природы описываемых явлений, точности измерений и т. д. Очевидно, однако, что полученные с помощью этих методов результаты ста ли существенным вкладом в изучение конфликтов и описание конфликтной феноменологии. Но экспериментальные исследования были и остаются ско рее уделом академической науки. С тех пор как конфликтологи обратились к практическим вопросам регулирования конфликтов, возникла задача поис ка средств и методов изучения реальных проблем людей и переживаемых ими конфликтов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях» з дисципліни «Психологія конфлікту»