ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях
Попытки экспериментального изучения конфликтов могут осуществляться
и с помощью создания конфликтных ситуаций в естественных условиях че­
ловеческого взаимодействия. 1 58 Часть I. Основы изучения конфликтов
Наиболее известный пример такого рода экспериментирования — это, ко­
нечно, серия исследований Шерифа, о которых уже говорилось в предыду­
щих главах. Напомним общую схему эксперимента Шерифа. В летнем лагере
группа незнакомых между собой мальчиков подросткового возраста (в раз­
ных экспериментах от 11 до 14 лет) делилась на две подгруппы, в каждой из
которых шла своя жизнь. Отдыхая, играя, занимаясь хозяйственными дела­
ми, мальчики сдружились между собой, образовав две сплоченные группы.
После того как у них сформировалось сильное чувство групповой принад­
лежности, началась следующая, решающая стадия эксперимента. Между груп­
пами создавалась конкурентная ситуация, например проводились разные со­
ревнования со строгим соперничеством, в результате которого одна из групп
объявлялась победительницей, а другая — проигравшей. На этой стадии и был
зафиксирован тот результат, который предполагался основной гипотезой
Шерифа: объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались груп­
пы, вызывала конфликт между ними. Как уже отмечалось, исследовательская
процедура Шерифа была воспроизведена в ряде других экспериментов.
Понятно, однако, что экспериментальные исследования такого рода еди­
ничны как в силу сложности самой процедуры и ее организации, так и по по­
нятным этическим соображениям. Гораздо чаще для создания конфликта в
реальных условиях используется прием создания так называемого «кон­
фликта мнений», который в различных модификациях сводится к тому, что
давление подставной группы идет вразрез с собственным мнением человека.
Экспериментальная процедура «конфликта мнений» оказалась плодотвор­
ной схемой для изучения как личностных особенностей, так и для развития
представлений о группах и групповых явлениях.
Создавать конфликтные ситуации в реальных условиях не так уж сложно.
Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон в связи с исследованием агрессии приво­
дят такие примеры провоцирования конфликтов для изучения реагирования
людей, как создание искусственных помех в движении водителей или введе­
ние в естественную ситуацию взаимодействия подставного лица (ассистента
экспериментатора), который пытается пройти куда-то без очереди или грубо
толкает других при входе в транспорт и т. д. Правда, авторы оговариваются,
что использование подобных приемов требует особой осторожности и сопря­
жено с понятными этическими проблемами (Бэрон, Ричардсон, 1997). В оте­
чественной практике также можно привести пример исследования, провоци­
ровавшего конфликт: автор обращался с претензиями (как он сам отмечает,
по этическим соображениям только обоснованными) в сфере общественного
питания или торговли. Предметом изучения в данном случае были ответные
реакции, демонстрируемые представителями этих организаций (контробви­
нение — 88% случаев, ссылка на оправдывающие обстоятельства — 83%,
ссылка на надуманные обстоятельства — 71% и т. д). Всего автор наблюдал
24 спровоцированные им ситуации (Никифоров, 1986). Для исследователя
конфликтов такие эксперименты и их результаты представляют известный
интерес, однако они описывают ситуации случайного, кратковременного взаи-модействия людей, релевантные, например, для наблюдения за проявления­
ми агрессии, но не вполне адекватные изучению конфликтного взаимодейст­
вия. Хотя они вроде бы и моделируют кратковременные интерперсональные
конфронтации, но реальное пространство человеческих конфликтных взаи­
моотношений сопряжено с долговременными отношениями людей, их взаи­
модействием дома и на работе, с друзьями и близкими. И вот тут попытка ис­
кусственного создания конфликтов действительно наталкивается на серьез­
ные этические возражения.
Подводя итоги описания экспериментального изучения конфликтов, мож­
но сказать, что ученые проявили немало изобретательности в создании про­
цедур экспериментального исследования конфликта как в лабораторных, так
и в естественных условиях человеческого взаимодействия. Можно дискути­
ровать относительно релевантности тех или иных процедур, правомерности
их применения, природы описываемых явлений, точности измерений и т. д.
Очевидно, однако, что полученные с помощью этих методов результаты ста­
ли существенным вкладом в изучение конфликтов и описание конфликтной
феноменологии. Но экспериментальные исследования были и остаются ско­
рее уделом академической науки. С тех пор как конфликтологи обратились
к практическим вопросам регулирования конфликтов, возникла задача поис­
ка средств и методов изучения реальных проблем людей и переживаемых
ими конфликтов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Технічні засоби захисту інформації
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту
Склад і структура ресурсів комерційного банку


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1086 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП