Вторая многомерная процедура — это факторный анализ. В ходе факторного ана лиза определяются значения большого количества переменных, находится корре ляция между ними, а затем выявляется группы переменных, образующие «факто ры». Поясним эту идею на простом примере. Предположим, вы дали школьникам следующие задания: словарный тест (СЛ); тест на понимание прочитанного (ПП); тест на аналогии (например, доктор связан с пациентом, как адвокат с ) (АН); тест по геометрии (ГЕОМ); тест на решение головоломок (РГ); тест на вращение фигур (ВФ). Для всех возможных пар тестов можно вычислить пирсоново г, в результате получится так называемая матрица корреляции: Многомерный анализ 3 3 9 Обратите внимание на то, как некоторые значения корреляции образуют группы (я обвел две группы). Все корреляции между словарем, пониманием прочитанного и аналогиями довольно высоки. Это верно и для геометрии, головоломок и враще ния фигур. Корреляции между тестами, принадлежащими к разным группам, прак тически равны нулю. Это говорит о том, что эти тесты направлены на исследование двух существенно различающихся умственных способностей, или «факторов». Мы можем обозначить их как «беглось речи» и «пространственные навыки». Факторный анализ — это сложный статистический метод, с помощью которого из набора взаимных корреляций выделяются отдельные факторы. При анализе данной матрицы без сомнения будут выделены те же два фактора. В ходе анализа также определяются «факторные нагрузки», представляющие собой корреляции между каждым из тестов и каждым из выделенных факторов. В приведенном выше примере первые три теста будут иметь «высокую нагрузку» на фактор 1 (беглость речи), а вторые три — «высокую нагрузку» на фактор 2 (пространственные навы ки). Конечно, в реальном исследовании корреляции никогда не группируются так четко, как в данном примере, и полученные результаты нередко приводят иссле дователей к бурным дискуссиям по поводу того, действительно ли обнаружены раз личные факторы. Также возникают расхождения в том, как правильно называть факторы, ведь факторный анализ сам по себе лишь выявляет факторы, а как их назвать — это решают сами исследователи. Факторный анализ применялся в одном из самых долгих психологических спо ров — является ли интеллект единым свойством человека. Чарльз Спирмен — осно воположник факторного анализа (начало XX в.), — считал, что все тесты интеллекта имеют одинаковую нагрузку на один фактор, который он назвал фактором общего интеллекта, или g (от англ. general). Более того, по его мнению, каждый тест должен давать высокую нагрузку на второй фактор, включающий навык, проверяемый дан ным тестом (например, математические способности). Эти факторы второго поряд ка, или «особые», он обозначил как s (от англ. special). Согласно его «двухфакторной» теории, выполнение тестов интеллекта напрямую зависит от общего интеллекта че ловека (g) и его особых навыков (л). Спирмен считал, что g наследуется, а раз личные 5-факторы приобретаются в процессе обучения (Fruchter, 1954). Другие исследователи, и в том числе Льюис Терстоун, считали, что интеллект состоит из множества факторов, и отвергали существование общего фактора g. По результатам факторного анализа Терстоун сделал вывод, что существуют семь раз личных факторов, которые он назвал «первичными умственными способностями» 3 4 0 Глава 9. Корреляционные исследования (Thurstone, 1938): понимание речи, беглость речи, навыки счета, пространственные навыки, память, скорость восприятия и способность к рассуждениям. Вопрос о том, является ли интеллект единым целым, продолжает ставить в ту пик ученых, занимающихся его измерением, и его обсуждение не входит в задачи этой главы. Для нас важно, что факторный анализ может привести к различным результатам. Это связано с тем, что а) существует несколько разновидностей фак торного анализа, по-разному оценивающих, насколько высокой должна быть кор реляция для выявления отдельных факторов, и б) в различных исследованиях этой проблемы используются различные тесты интеллекта. Поэтому исследователи, использующие различные подходы и тесты, получают самые разные результаты. Говоря коротко, так же, как и остальные статистические методы, факторный ана лиз — это лишь инструмент, и он не может сам по себе решать такие теоретические вопросы, как природа интеллекта. Как стало ясно из этого небольшого введения, корреляционные процедуры иг рают заметную роль в современных психологических исследованиях. Очень часто в них возникает необходимость, если экспериментальные процедуры использовать невозможно. Кроме того, разработка сложных многомерных процедур упростила решение вопроса о причинах и следствиях по сравнению с прошлым, когда боль шинство корреляционных процедур были двумерными по своей природе. Многие корреляционные исследования проходят за пределами лабораторий. В следующей главе мы более подробно изучим вопрос прикладных исследований и рассмотрим в деталях несколько так называемых квазиэкспериментальных пла нов. Также будет рассмотрен особый случай прикладных исследований — иссле дования, посвященные оценке программ. Они приобретают все большее значение для системы социального обеспечения и образования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторный анализ» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»