ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Факторный анализ
Вторая многомерная процедура — это факторный анализ. В ходе факторного ана­
лиза определяются значения большого количества переменных, находится корре­
ляция между ними, а затем выявляется группы переменных, образующие «факто­
ры». Поясним эту идею на простом примере. Предположим, вы дали школьникам
следующие задания:
словарный тест (СЛ);
тест на понимание прочитанного (ПП);
тест на аналогии (например, доктор связан с пациентом, как адвокат с ) (АН);
тест по геометрии (ГЕОМ);
тест на решение головоломок (РГ);
тест на вращение фигур (ВФ).
Для всех возможных пар тестов можно вычислить пирсоново г, в результате
получится так называемая матрица корреляции: Многомерный анализ 3 3 9
Обратите внимание на то, как некоторые значения корреляции образуют группы
(я обвел две группы). Все корреляции между словарем, пониманием прочитанного
и аналогиями довольно высоки. Это верно и для геометрии, головоломок и враще­
ния фигур. Корреляции между тестами, принадлежащими к разным группам, прак­
тически равны нулю. Это говорит о том, что эти тесты направлены на исследование
двух существенно различающихся умственных способностей, или «факторов». Мы
можем обозначить их как «беглось речи» и «пространственные навыки».
Факторный анализ — это сложный статистический метод, с помощью которого
из набора взаимных корреляций выделяются отдельные факторы. При анализе
данной матрицы без сомнения будут выделены те же два фактора. В ходе анализа
также определяются «факторные нагрузки», представляющие собой корреляции
между каждым из тестов и каждым из выделенных факторов. В приведенном выше
примере первые три теста будут иметь «высокую нагрузку» на фактор 1 (беглость
речи), а вторые три — «высокую нагрузку» на фактор 2 (пространственные навы­
ки). Конечно, в реальном исследовании корреляции никогда не группируются так
четко, как в данном примере, и полученные результаты нередко приводят иссле­
дователей к бурным дискуссиям по поводу того, действительно ли обнаружены раз­
личные факторы. Также возникают расхождения в том, как правильно называть
факторы, ведь факторный анализ сам по себе лишь выявляет факторы, а как их
назвать — это решают сами исследователи.
Факторный анализ применялся в одном из самых долгих психологических спо­
ров — является ли интеллект единым свойством человека. Чарльз Спирмен — осно­
воположник факторного анализа (начало XX в.), — считал, что все тесты интеллекта
имеют одинаковую нагрузку на один фактор, который он назвал фактором общего
интеллекта, или g (от англ. general). Более того, по его мнению, каждый тест должен
давать высокую нагрузку на второй фактор, включающий навык, проверяемый дан­
ным тестом (например, математические способности). Эти факторы второго поряд­
ка, или «особые», он обозначил как s (от англ. special). Согласно его «двухфакторной»
теории, выполнение тестов интеллекта напрямую зависит от общего интеллекта че­
ловека (g) и его особых навыков (л). Спирмен считал, что g наследуется, а раз­
личные 5-факторы приобретаются в процессе обучения (Fruchter, 1954).
Другие исследователи, и в том числе Льюис Терстоун, считали, что интеллект
состоит из множества факторов, и отвергали существование общего фактора g. По
результатам факторного анализа Терстоун сделал вывод, что существуют семь раз­
личных факторов, которые он назвал «первичными умственными способностями» 3 4 0 Глава 9. Корреляционные исследования
(Thurstone, 1938): понимание речи, беглость речи, навыки счета, пространственные
навыки, память, скорость восприятия и способность к рассуждениям.
Вопрос о том, является ли интеллект единым целым, продолжает ставить в ту­
пик ученых, занимающихся его измерением, и его обсуждение не входит в задачи
этой главы. Для нас важно, что факторный анализ может привести к различным
результатам. Это связано с тем, что а) существует несколько разновидностей фак­
торного анализа, по-разному оценивающих, насколько высокой должна быть кор­
реляция для выявления отдельных факторов, и б) в различных исследованиях этой
проблемы используются различные тесты интеллекта. Поэтому исследователи,
использующие различные подходы и тесты, получают самые разные результаты.
Говоря коротко, так же, как и остальные статистические методы, факторный ана­
лиз — это лишь инструмент, и он не может сам по себе решать такие теоретические
вопросы, как природа интеллекта.
Как стало ясно из этого небольшого введения, корреляционные процедуры иг­
рают заметную роль в современных психологических исследованиях. Очень часто
в них возникает необходимость, если экспериментальные процедуры использовать
невозможно. Кроме того, разработка сложных многомерных процедур упростила
решение вопроса о причинах и следствиях по сравнению с прошлым, когда боль­
шинство корреляционных процедур были двумерными по своей природе.
Многие корреляционные исследования проходят за пределами лабораторий.
В следующей главе мы более подробно изучим вопрос прикладных исследований
и рассмотрим в деталях несколько так называемых квазиэкспериментальных пла­
нов. Также будет рассмотрен особый случай прикладных исследований — иссле­
дования, посвященные оценке программ. Они приобретают все большее значение
для системы социального обеспечения и образования.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторный анализ» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: НЕОКЛАСИЧНИЙ ВАРІАНТ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ
ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ТА ВИЗНАЧЕННЯ ЯКОСТІ ТОВАРІВ І ПОСЛУГ
ПАСИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП