Для контроля за искажением, вносимым испытуемым, в первую очередь необходи мо свести к минимуму наводящие признаки. Один способ сделать это — мистифи кация. Как мы узнали в главе 2, основная задача мистификации — побудить испы туемых вести себя более естественно. Второй подход, который обычно применяется при исследовании лекарств, заключается в использовании контрольной группы пла цебо (см. главу 7). Процедура состоит в сравнении участников, подвергающихся эк спериментальному воздействию (например, принимающих лекарство), и тех, кто только думает, что подвергается. Если люди в двух группах ведут себя одинаково, их поведение будет объясняться ожиданием результатов воздействия. Второй способ обнаружить наличие наводящих признаков называется провер ка эффективности воздействия. В исследовании с мистификацией ее можно про вести во время дебрифинга, попросив участников высказать свои предположения об истинной гипотезе исследования («положительные испытуемые», однако, мо гут притвориться, что они ничего не подозревают). Проверку можно осуществить и в ходе самого исследования. Иногда нескольких, случайным образом выбранных участников, останавливают в разгар эксперимента и спрашивают, понятны ли ин струкции, каковы их представления о происходящем и т. д. Также проверку эффек тивности воздействия проводят, чтобы определить: имеет ли определенная проце дура эффект, который она должна иметь. Например, если процедура должна вы зывать у людей тревогу (в случае, когда участникам сообщают, что они будут подвергнуты действию электрошока), выборку испытуемых могут остановить в середине эксперимента и исследовать у них уровень тревоги. Еще один способ избежать появления наводящих признаков — провести поле вое исследование. Если испытуемые не знают, что они участвуют в исследовании, маловероятно, что они станут размышлять о гипотезе и реагировать на наводящие признаки. Но конечно, как вы помните из обсуждения вопроса охраны личной жизни участников во вставке 3.1 и вопроса осведомленного согласия в главе 2, у полевых исследований немало своих проблем. Ранее я отметил, что большинство участников исследований играют роль «поло жительных испытуемых», но это не всегда так. Существуют различия между теми, кто действительно добровольно участвует и интересуется экспериментом, и теми, кто случайно принял участие в исследовании и интересуется им гораздо меньше. Насто ящие добровольцы обычно более сознательны и больше нуждаются в социальном одобрении (Adair, 1973). В случае, когда участие в исследовании входит в обяза тельную программу обучения и студентов просят выступить в роли испытуемых, различия между теми, кто участвует добровольно, и вынужденными участниками могут вызвать определенные трудности, ведь одни студенты будут настроены бо лее энергично, чем другие. Кроме того, может возникнуть «эффект семестра»: на стоящие добровольцы, которые действительно хотят участвовать в экспериментах, запишутся раньше, чем другие, не слишком заинтересованные исследованием. Если вы проведете исследование с двумя группами и группа 1 будет изучаться в первой половине семестра, а группа 2 — во второй, то нельзя будет определить, чем вызваны обнаруженные различия, независимой переменной или разницей между настоящими добровольцами, записавшимися первыми, и испытуемыми поневоле, 2 3 6 Глава 6. Проблемы контроля ПРИ экспериментальных исследованиях как можно дольше откладывающими свое участие. Попробуйте найти решение этой проблемы. Если вам пришла в голову идея «блоковой рандомизации» и вы подумали, что «с ее помощью можно равномерно распределить условия исследо вания по всему семестру», то поздравляю, вы не зря читали эту главу. В завершение главы прочитайте вставку 6.3, касающуюся этических обязанно стей участников психологических исследований. Список этих обязанностей осно ван на предположении, что исследование представляет собой результат совмест ных усилий экспериментаторов и участников. Мы уже знаем, что экспериментато ры должны следовать положениям этического кодекса АРА. Вставка 6.3 расскажет вам о том, что участники также имеют определенные обязанности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контроль за искажением, вносимым испытуемыми» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»