Для примера конструктной валидности рассмотрим серию исследований, прове денных Уолтером Мишелем — ученым, занимающимся психологией личности, — и его коллегами. Мишель интересовался вопросом, почему дети бывают нетерпе ливы, почему они иногда хотят чего-то «прямо сейчас» и почему им трудно ждать. Мишель придумал конструкт, который назвал «задержка удовольствия» и попы тался разработать для него подходящий способ измерения. Его исследовательская программа показала, что задержка удовольствия валидна как конструкт и соответ ствует общей когнитивно-социальной теории личности, а также валидность разра ботанных им измерений. Одно простое измерение, придуманное Мишелем, состояло в том, чтобы попро сить детей выбрать между маленькой наградой, доступной в этот же момент, и боль шей, но при условии, что ее выдадут спустя некоторое время. Мишель предположил, что если неспособность к задержке удовольствия является неотъемлемой особенно стью маленьких детей, то старшие дети должны охотнее ждать большую награду. Эти рассуждения привели к очевидному эксперименту (процитировано в Mischel, 1981), в ходе которого дети выполнили небольшое задание, а затем им сказали: Я бы хотел раздать каждому из вас по конфете, но сегодня я взял с собой очень мало вот таких (показывая большую конфету). Поэтому вы можете либо взять такую (по казывая маленькую конфету) прямо сейчас, или, если хотите, можете подождать та кую (показывая), которую я принесу в следующий четверг (неделей позже). Mischel, 1981, р. 164-165 Результаты подтвердили предположение Мишеля: немедленное (но маленькое) вознаграждение было выбрано 81% 7-летних, 48% 8-летних и 20% 9-летних детей. Естественно, одного этого эксперимента недостаточно для того, чтобы устано вить валидность задержки удовольствия как конструкта или процедуры измере ний, предложенной Мишелем, поэтому он продолжил разработку серии экспери ментов, исследуя возможные взаимосвязи между изучаемым конструктом и дру гими признанными конструктами. Например, он обнаружил, что дети, решившие 140 Глава 4. Измерения, выборка и обработка данных отложить удовольствие, были также эмоционально более зрелыми, сильнее наце лены на успех, вероятность делинквентности для них была ниже, а вероятность стать социально ответственными — выше (Mischel, 1981). Таким образом, на осно вании ряда исследований, результаты которых подтвердили сделанные предполо жения, задержка удовольствия была признана валидным конструктом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конструктная валидность» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»