ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОТИПА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕСПОСОБНОСТИ К ЧТЕНИЮ (СНЧ)
В течение последних 20 лет симптоматика и этиология Д часто попадали в спектр психогенетических исследований. Однако среди
* Например, общеизвестны и признаны исследовательские и практические разработки дефектологов Н.Г. Морозовой, Б.Д. Корсунской, С.А. Зыковой, Е.Л. Гончаровой, И.А. Соколянского, Р.Е. Левиной, М.Н. Никитиной, Н.А. Цыпиной, Н.А. Крыловой, Н.А. Костючок, Г.Н. Беспалова, Л.Н. Никулина и др. Примеры учебных программ для детей с трудностями в овладении чтением — в работах Е.Л. Гончаровой, Е.Д. Буриной и др.
413 психиатров и психологов не существует единой точки зрения отно- сительно критериев установления диагноза СНЧ. В связи с этим ре- зультаты, полученные в разных исследованиях, особенно в случаях, когда применялись различные диагностические схемы, часто не срав- нимы друг с другом. Было разработано несколько классификаций типов Д. Д. Джонсон, X. Майклбаст [298] и Е. Бордер [204] предложили разделить ошибки произношения и правописания, делаемые дислексиками, на 3 груп- пы: а) предоминантно аудиторные, б) предоминантно визуальные и в) смешанные. Другие авторы [339] также предложили выделить 3 типа СНЧ, но основанные на результатах нейропсихологического тестиро- вания: а) речевая неспособность, б) артикуляторная и графомотор- ная дискоординация и в) визуально-пространственная перцептивная неспособность. Ученые, принимающие участие в Колорадском семейном иссле- довании Д [236], описали 4 типа дислексиков среди пробандов, при- нявших участие в этой работе. Выделенные типы состояли из следую- щих групп: а) дислексики с пространственно-логическим дефици- том; б) дети с дефицитом кодирования и медленной скоростью переработки информации; в) дислексики с относительно специфич- ным дефицитом, который выражается только в трудности чтения; г) дислексики смешанного или глобального типа. Эта схема оказалась весьма продуктивной: используя ее, исследователи классифицирова- ли 91% всей выборки пробандов. Основываясь на современных моделях чтения, разработанных в рамках когнитивной психологии, Е.Григоренко и коллеги предложи- ли следующую классификацию типов Д: а) Д, вызываемая неспособ- ностью разлагать слова на фонемы; б) Д, вызываемая неспособнос- тью декодировать слова; в) Д, вызываемая неспособностью автомати- зировать навык чтения. Каждая из предлагаемых классификаций Д имеет свои основания. Однако все они разработаны на базе различных диагностических схем и, к сожалению, без кросс-валидизации использованных критериев, поэтому вопрос о сопоставимости и пересекаемости подтипов СНЧ, выделяемых разными авторами, остается открытым.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОТИПА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕСПОСОБНОСТИ К ЧТЕНИЮ (СНЧ)» з дисципліни «Психогенетика»