ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ
При выделении специфических параметров индивидуальной сре- ды акцент ставится на тех ее характеристиках, которые специфичны для каждого ребенка, а не для сиблингов вообще как «единице» вос- питания. Большинство характеристик среды, изучаемых в психологии
134 развития, являются общими для семьи и не рассматриваются как спе- цифические для каждого отдельного ребенка. Например, развод роди- телей — событие, фактически общее для всех детей семьи. Сам по себе развод, оцениваемый как фактор риска в психологии развития, не может быть источником межиндивидуальной изменчивости по изу- чаемому признаку у детей данной семьи. Однако исследования, по- священные влиянию развода на эмоциональное состояние детей, по- казали, что члены одной семьи переживают его по-разному. Поэтому если развод исследуется в контексте переживаний, вызываемых им у каждого ребенка, то субъективные переживания данного события ста- новятся элементом индивидуальной среды и могут быть источником межиндивидуальной вариативности. Это означает, в свою очередь, что даже тогда, когда средовые характеристики специфичны для каждого ребенка, они могут разде- ляться обоими сиблингами и, главное, могут переживаться ими и в очень похожей, и в разной манере. Поэтому исследования уникальной среды у сиблингов должны не просто констатировать факт (напри- мер, развод), но и включать вопрос о том, насколько индивидуали- зировано переживание данного средового условия каждым из них. Например, насколько одинаково переживают материнскую любовь и ласку все члены семьи? Наблюдения взаимодействий между сиблин- гами первых двух лет жизни и их матерями показали, что материнс- кую вокализацию (ауканье и т.п.) они переживают примерно одина- ково [233], и поведение сиблингов, возникающее в ответ на эту вока- лизацию, сходно. В то же время корреляция поведения сиблингов в ответ на выражения материнской любви и привязанности невысока и статистически не значима; она позволяет сделать вывод, что эти пе- реживания уникальны для каждого из них. Характеристиками уникальной среды являются, по определению, некоторые формальные показатели структуры семьи (например, оче- редность рождения и интервал между рождениями братьев и сестер). Однако было показано, что эти параметры отвечают за относительно небольшой процент дисперсии психологических признаков. Исследо- вания некоторых более динамичных характеристик уникальной среды привели к утверждению, что сиблинги, растущие в одной семье, имеют разные стили жизни [242]. Как считают сами сиблинги, родители от- носятся к ним по-разному, несмотря на утверждения родителей о том, что они относятся к своим детям абсолютно одинаково. Исследо- вания, использующие метод наблюдения, свидетельствуют в пользу позиции сиблингов. На рис. 6.2 показаны корреляции сиблингов по показателям се- мейной среды, полученные в рамках исследования «Уникальная Сре- да и Развитие Подростков (УСРП)». В течение двух двухчасовых визи- тов в семьи 720 пар сиблингов, чей возраст варьировал от 10 до 18 лет, братья и сестры, а также их родители работали с большим числом
135 Примечание. У детей — их оценки отношения родителей к каждому из них и соб- ственных отношений с сиблингом; у родителей — самооценка стиля воспитания и экспертная оценка отношений между сиблингами; наблюдения — экспертные оценки видеозаписей (см. текст). опросников и интервью, с помощью которых предполагалось изме- рить характеристики семейной среды. Кроме того, исследователи ис- пользовали видеозапись обсуждения какого-то семейного конфликта, в обсуждении которого принимали участие и родители, и дети. По окончании исследования видеозаписи были внимательно проанали- зированы, определенные поведенческие сегменты — кодированы. Корреляция сиблингов по самооценочным шкалам, описывающим особенности их отношений друг с другом и с родителями (например, оценка ребенком или подростком того, насколько негативно отно- сятся к нему родители), были сравнительно невелики, как и корреля- ции характеристик поведения, оцененных на основе видеозаписей. Эти результаты позволяют предполагать, что подобные пережива- ния в большинстве своем являются неразделенными, уникальными для каждого из сиблингов. Напротив, родительские оценки каждого сиблинга в отдельности высоко коррелировали между собой. Даже если предположить, что в этих данных присутствует эффект двойной оцен- ки каждым родителем своего ребенка, то и тогда высокие корреляции родительских оценок для пар сиблингов свидетельствуют о том, что родительские отчеты плохо дифференцируют среду их детей и потому не являются наилучшим источником для сбора материалов относитель- но специфических влияний индивидуальной среды каждого сиблинга. Индивидуальная среда сиблингов не ограничивается только их переживаниями событий семьи и семейных отношений. Переживания вне семьи, связанные с тем, как каждый из сиблингов взаимодей- ствует с окружающим его миром, — очевидно, более яркие и пред- ставительные примеры средовых влияний, называемых индивидуаль-
136 ными (уникальными). Например, насколько похоже воспринимаются сиблингами их друзья, климат социальных групп, к которым каждый из них принадлежит, жизненные события? Ответ на этот вопрос был получен в ряде исследований: «сходство» переживаний сиблингов до- статочно ограничено. Сиблинговые корреляции варьируют в пределах 0,10-0,40. Кроме того, есть основания предполагать, что единичные несистематические явления в жизни сиблингов, касающиеся только одного из них (например, заболевание или другие внезапные и ин- тенсивные события), также могут приводить к возникновению раз- личий между сиблингами. Накапливаясь и взаимодействуя в течение длительного периода, эти «сиблинго-специфические» переживания могут привести к появлению существенных различий между родными братьями и сестрами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ» з дисципліни «Психогенетика»