В данном случае психология здоровья рассматривается как структурная составляющая клинической психологии (Залевский Г.В., 2005, 2006), хотя сегодня отмечается тенденция, с одной стороны, выделения ее в самостоятельную область знания и практики, а с другой - отождествлять с клинической психологией или ее подменять. И определения понятия психологии здоровья тоже отражает эти тенденции. Так, Матараццо (Matarazzo, 1984, с. 815) дает следующее определение психологии здоровья: «Психология здоровья является набором специфических образовательных, научных и профессиональных положений психологии в укрепление и сохранение здоровья, профилактику и лечение болезни, а также идентификацию этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и дисфункции, а также анализ и развитие системы охраны здоровья и формирование политики в области здоровья». Ричард Страуб (Richard O.Straub), автор большого американского учебника «Психология здоровья» («Health Psychology») определяет ее как «применение психологических принципов исследования к проблемам здоровья, предупреждения и лечения болезней» (2001, с.711), что, фактически, либо равно объему понятия клинической психологии, либо даже перекрывает его. Я же придерживаюсь той точки зрения, что психология здоровья имеет своим объектом не болезнь (расстройство) и шире - больного человека, а здоровье и здорового человека, а задачи и предмет ее научных и практических интересов -психология здорового человека, изучение интра- и экстраличностных факторов сохранения и укрепления здоровья всех уровней - физического, психического (функционального), психологического (душевного и духовного), а также выявления факторов и условий профилактики нарушений здоровья, формирования здорового образа (стиля) жизни и адекватной «внутренней картины здоровья». Во многом круг ее задач пересекается с задачами психогигиены и первичной профилактики - не лечение болезней, а их предупреждение. В настоящее время выделились отдельные разделы и направления психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена труда, психогигиена семьи, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, специальная психогигиена (военная, авиационная, космическая и др.). Психология здорового человека. а) Характеристика здорового человека. Если наблюдать клинически за здоровыми людьми, то их можно описывать в соответствии с данными А. Маслоу как людей, обладающих особыми характеристиками, которые отличают их от других людей по следующим показателям: они удовлетворили свои потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении и поэтому могут стремиться к самоактуализации, то есть к свершению своей миссии, призвания, судьбы, стремления к единству своей личности. А. Маслоу пишет о том, что он наблюдал самоактуализацию, главным образом, у людей старшего возраста. Она представлялась ему высшей целью, пределом, то есть Бытием, а не Становлением. Он приходит к выводу, что к подтверждаемым клиническими наблюдениями за здоровыми людьми можно отнести следующие характеристики (А. Маслоу, 1997): 1. Высшая степень восприятия реальности. 2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле. 11. Повышенная спонтанность, непосредственность. 12. Более развитая способность сосредоточиться на проблеме. 13. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению. 6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре. • Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций. • Более частые прорывы на пик переживаний. • Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим.
4. Улучшение в межличностных отношениях. 5. Более демократичная структура характера. 6. Высокие творческие способности. 7. Определенные изменения в системе ценностей. Интересен взгляд П.Жане (цит. по: Daco, 2002, p.11-112) на то, каким образом отличается нормальный, здоровый человек от человека анормального, нездорового. Нормальный человек - тот, у которого психологическое напряжение является сильным и сбалансированным. Оказавшись перед ситуацией, к которой он не был готов, он сможет довольно легко ее «переварить». Например, вы должны войти в помещение, в котором на вас направлено тысячу глаз. Если вы человек нормальный, то случится следующее: а) Вы на мгновенье остановитесь, чтобы обозреть ситуацию, поскольку в ней вы оказались неожиданно. б) Вы быстро принимаете решение и осторожно продолжите движение. в) При этом вы постараетесь как можно быстрее адаптироваться к ситуации. г) Спустя несколько минут вы двигаетесь без страха, эмоций агрессивности и скованности. д) Вы не испытываете затем чувства усталости, поскольку ситуация вам не стоила особых усилий и энергии. Она пришла и ушла. Она интегрировалась в другие отношения, которые образуют вашу личность. Если же вы человек анормальный (например, стеснительный, зажатый, агрессивный и т.п.), то происходит следующее: а) Поскольку ситуация для вас оказывается новой и неожиданной, то вы останавливаетесь. б) Вас охватывает «мандраж» и эмоциональное торможение. в) Вас охватывает страх и другие негативные эмоции. г) Вы цепенеете (становитесь ригидным) или убегаете либо нападаете. д) Вы чувствуете себя усталым, поскольку ситуация стоила вам сил. К тому же она еще не позади, поскольку вы будете, возможно, еще переживать ваше неудачное поведение в ней, ваши чувства неполноценности, страха и ощущать чувство горечи. Понятно, что обыденная жизнь требует от нас бесконечное количество раз напрягаться, чтобы соответствовать ее требованиям. Это и новые обстоятельства, непредусмотренные события, новая ответственность, «удары судьбы», эмоции, неудачи и т.д. Как поступает в этих случаях нормальный человек? Он ассимилирует все обстоятельства и духовно их «переваривает». Все события как бы распыляются в его Я и интегрируются в его общую личность. Аффективность нормального человека подобна резервуару, в котором все события перемешиваются как различные виды пищи в здоровом желудке. Как поступает анормальный человек? События духовно им не перевариваются и его Я не ассимилируются. Они остаются вне его Я и функционируют самостоятельно. Вне его «аффективного резервуара» образуется один или несколько психических сателлитов (спутников), которые ведут свой образ жизни и не могут интегрироваться в общий резервуар. Каждый из этих сателлитов вызывает внутреннее напряжение, и появляются симптомы как при своего рода «духовного несварения желудка» которое разрушает целостность Я. Это имеет место при комплексах, вытеснениях, незавершенных эмоциональных переживаниях и т. д., с нескончаемым рядом симптомов - от маленького расстройства до самой выраженной одержимости. Поскольку, согласно Жане, сознание выполняет синтетическую, объединительную роль в норме, то каждое психологическое расстройство - это потеря сознанием способности к такому синтезу. б) Понятие внутренней картины здоровья (ВКЗ). Анализируя современные работы по влиянию стресса на внутреннюю картину здоровья, Г.С.Абрамова и Ю.А.Юдчиц (1998) обращают внимание на то, что существование ВКЗ и ее применение основывается на том, что человеку для осуществления своей возможности быть человеком, чтобы выстоять во времена крушения духовных ценностей и идеалов, ведущего к насилию и жестокости, чтобы справиться с духотой наркотиков и алкоголизма, надо очень точно знать законы своей жизни, чтобы ориентироваться на них. Во внутренней картине здоровья большое место отводится когнитивным (разумным) психотехническим знаниям о том, как может и должна осуществляться индивидуальная жизнь. Эти когнитивные знания дают возможность выстраивать мотивацию собственной жизни, основанную на переживании ее осуществимости как возможности реализовать свое здоровье. Именно отсутствие мотивации — это величайшая трагедия, которая разрушает все жизненные устои человека, в том числе и отсутствие мотивации к здоровому образу жизни, которое буквально преследует современного человека как отсутствие стремления к реализации своей внутренней картины здоровья. Г. Селье в своих работах (1992, 1994) отмечает, что современный образ жизни должен учитывать реакции человека на стресс от непрерывных перемен. Это единственный выход из противоречивых суждений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Он считает, что наше нравственное чувство заблудилось и померкло. С этим трудно не согласиться (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998, 173). Содержание ВКЗ обуславливает и формирование образа (стиля) жизни. Ряд авторов признают тот факт, что стиль жизни играет критическую роль в возникновении болезни, а изменение стиля жизни является главным фактором в сохранении здоровья, профилактике и терапии болезни.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психология здоровья (психогигиена)» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»