Исследователи отмечают эмоциональную привязанность пользователей Интернета К собеседникам из чатов. Воспользовавшись социально-психологической терминологией, можно утверждать, что в группах игроков или коммуникантов можно было бы регистрировать проявления ингруппового фаворитизма. По словам Дж. Сулера, «многие чувствуют, что участвуют в рождении нового поколения онлайнового сообщества. Они чувствуют себя пионерами, сообща осваивающими новую территорию» (Suler, 1996b). Как считает тот же автор, потребность в признании и принадлежности к группе побуждает пользователей регулярно проводить много времени в чатах — иначе тебя забудут, перестанут признавать «одним/одной из нас», ранее сложившиеся социальные связи окажутся утраченными. Для всех, кто ценит эти социальные связи, разумная форма поведения состоит в поддержании их путем систематического и продолжительного участия в групповой деятельности. Вспомним, что частая и длительная работа в Интернете — один из наиболее бросающихся в глаза признаков, по которому неспециалисты чаще всего судят о зависимости от Интернета. Интернет привлекает возможностью удовлетворения потребностей следующего иерархического уровня — в уважении и самоуважении. В ряде групповых игр предусмотрено правилами повышение статуса. Сохранение приобретенного статуса в чрезвычайно изменчивой социальной и технической реальности Интернета сопряжено с постоянным пополнением знаний. Реализация познавательных действий направлена на удовлетворение потребностей в уважении и самоуважении. Д. А. Поспелов выдвигает мнение, согласно которому в киберпро-странстве нарушается «фундаментальный принцип», который формулируется им следующим образом: «Одно физическое тело — одна личность (и наоборот)» (Поспелов, 1998, с. 18). Этот принцип нарушается в ходе любимого развлечения многих пользователей Интернета — игр с изменением собственной идентичности. Здесь можно по желанию менять свой пол, возраст, национальность, расу, профессию и т. д. Интернет-зависимость — явление многомерное, оно дает возможность бегства в виртуальную реальность людям с низкой самооценкой, тревожным, склонным к депрессии, ощущающим свою незащищенность, одиноким или не понятым близкими, а также тем, кто тяготится своей работой, учебой или социальным окружением. Интернет дает возможность для поиска новизны, удовлетворения стремления к постоянной стимуляции чувств, потребности в эмоциональном насыщении (возможность выговориться, быть понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение). Бегство в виртуальную, зависимость от Интернета — процесс стадиальный. На первой стадии происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и новыми возможностями. На второй стадии Интернет замещает значимые стороны жизни. На третьей стадии можно говорить о собственно бегстве: «Вы совершаете бегство из реального мира и из своей жизни, и это бегство не дает вам предпринять попытки что-либо изменить в своем реальном мире. Вы живете где-то в другом месте» (Young, 1998, р. 116). Среди разновидностей интернет-зависимости Д. Гринфилд различает: зависимость от сексуальных применений Интернета; зависимость от социальных контактов, осуществляемых и в чатах, и посредством электронной почты; зависимость от возможности играть на бирже, участвовать в аукционах, играть в азартные игры, делать покупки в электронных магазинах; зависимость от так называемого «бродяжничества», или от длительной (многочасовой) навигации без конкретной цели; источниками удовольствия при этом служат сам факт пребывания в Сети, или мультимедийные формы стимуляции посетителей сайтов, либо узнавание нового в результате подобных блужданий. Азартное поведение пользователей Интернета привлекает все большее внимание. Центром онлайновой зависимости разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность многих людей к азартному применению Интернета. Согласно модели, зависимость от Интернета возникает в силу доступности соответствующих действий — магазины и казино всегда к услугам клиентов. То есть не надо дожидаться их открытия и не требуется покидать дом для совершения покупок или игры на бирже, причем результаты обычно становятся известны крайне быстро. Имеет значение контроль за собственными действиями и последствиями принимаемых решений (не требуются посредники). Важен также эмоциональный подъем, возбуждение от результатов собственных действий — возможных выигрышей/проигрышей, полученных доходов (в том числе отрицательных), побед или поражений в аукционах и т. д. В психологическом исследовании, выполненном Центром онлайновой зависимости, зависимые охарактеризованы как обладающие высоким уровнем абстрактного мышления и уверенные в себе индивидуалисты, чувствительные и эмоционально реагирующие на других людей, настороженные и не проявляющие конформного поведения. При обсуждении результатов утверждается (в гипотетическом плане, поскольку сами результаты не представлены), что, будучи индивидуалистами, зависимые легко адаптируются к длительным периодам относительной изоляции и способны довольствоваться лишь опосредствованными контактами с другими людьми; некоторые из них склонны гипертрофированно (резко негативно или, наоборот, с пылким одобрением) реагировать на слова удаленных собеседников — с таким накалом эмоций, который не поощряется или табуируется в более традиционных формах общения («лицом к лицу»). Другое пилотажное исследование, выполненное теми же авторами, показало, что среди интернет-зависимых уровень депрессии (по опроснику депрессивных состояний Бека) несколько выше нормы (Young & Rodgers, 1998). Причиной зависимости является «завеса анонимности, помогающая преодолевать трудности межличностных отношений в реальной жизни», ибо отсутствие невербальной коммуникации делает электронное общение «менее угрожающим», чем традиционные формы общения (Young & Rodgers, 1998).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обшение в Интернете» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»