ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики

Истоки обыденной психологии. Мифотворчество
Важнейшим явлением культурной истории человечества на этапе первобытного общества было мифотворчество. Мифология — совокупность преданий, сказаний о богах, духах, героях, обожествленных или связанных с богами своим_ происхождением. В то же время это система фантастических представлений о мире и человеке. В первобытном обществе мифология была основой понимания мира. Мифотворчество являлось следствием того, что человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Построение мифов несет в себе черты первобытного мышления: диффузность, образность, большая эмоциональная насыщенность, акцент на действии в противовес ориентировке, рефлексии.
В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Все эти элементы затем развиваются и становятся самостоятельными сферами общественного сознания, сохраняющими многочисленные связи с мифологией. Мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Особенности мифологического сознания могут сохраняться рядом с формами научного знания, соседствовать с научной логикой. Согласно мифологическим представлениям, в мифическое время — время создания и жизни первопредков, которое предшествовало историческому времени, — была определена природа человека, его души, тела.
Особым актом сотворения человека во многих мифах является наделение душой животного или вещи, из которых создается человек. В мифическое время были определены образцы и санкции социального поведения. Для мифологического мышления объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась. Порядок в природе и обществе может поддерживаться за счет магических духовных сил, возникших в мифическое время. Активизировать эти силы можно ритуалами, инсценирующими события мифического времени (особенно во время календарных праздников, инициации и т. п.). Считалось, что магические силы оказывают свое влияние не только через ритуалы, но и сны. В мифах душа часто связывается с воздухом, дыханием, ветром, бурей. По библейской мифологии, Бог вдул в лицо Адама дыхание жизни и стал человек живою душою. Множественность проявлений жизнедеятельности повлияла на представления о множественности душ человека: душа живущего и душа мертвеца (египетская традиция), светлая и темная часть души (китайская традиция). Распространено представление о существовании внешней души (нанайцы, чеченцы, бирманцы), которая покидает тело во время сна в виде животного, птицы или насекомого. После смерти душа находит прибежище в загробном мире, по другим представлениям — возвращается в тотемический центр племени (к священному животному, растению, реже неодушевленному предмету — прародителю племени), к мировому древу и т. п. То есть возвращается к источнику жизни, после чего вновь воплощается в новорожденного.
Душой человека управляли духи. Духи — мифологические существа, причисляемые к низшей мифологии, в отличие от богов, входящих в пантеон. Духи делились на добрых и злых, собственных — воплощавших душу человека, духов его рода, семьи и духов его предков. В мифах многих народов различались также духи-помощники, соотносившиеся с разными частями тела (дух лба, глазной дух и пр.). В большинстве первобытных племенах считалось, что человек имеет помимо собственной еще и «лесную душу» и что эта лесная душа воплощена в диком животном или дереве (друиды), с которыми тот или иной человек имеет некоторую психическую идентичность. Если лесная душа принадлежит животному, само животное считается человеку как бы братом. Предполагается, что человек, чей брат крокодил, находится в безопасности, когда плавает по реке, кишащей крокодилами. Если его душа — дерево, то считается, что дерево имеет по отношению к нему нечто вроде родительской власти. В обоих случаях тот или иной ущерб, нанесенный лесной душе, истолковывается как повреждение самому человеку.
Для излечения применялись различные магические акты, в которых здоровье человека приравнивалось целостности творимого космоса (сотворенного мира). Они были обращены к богам, связанным с космическими стихиями и порядком. Например, в заговорах против водянки упоминается божество водной стихии. От болезней избавляют боги(духи)-целители. Распространенный мотив заговоров — перечисление основных элементов и стихий мироздания и соотнесение их с частями тела человека.
Миф давал возможность подойти к осмыслению действительности путем обнаружения и узнавания типического в многообразии явлений. Миф — это структура, которая позволяет человеку переживать очень важное для него чувство единения, целостности, устойчивости мира. Мифы могут быть- и ложными, в этом плане они аналогичны иллюзиям в восприятии. Но это не умаляет значения мифов для формирования картины мира социума, этноса или отдельного человека. В когнитивном аспекте миф выступает как средство усвоения социального опыта, его конденсации, структурирования и сохранения.
Возникновение и жизнь мифа обычно были связаны с определенными архетипами. По мнению' К. Юнга, некоторые мыслительные формы, универсально понимаемые жесты, многие установки следуют образцам, сформировавшимся задолго до того, как человек обрел рефлексивное мышление, и продолжают существовать независимо от рефлексивного мышления. Это продукты биологического, доисторического развития разума архаического человека, психика которого была еще близка к животной. В них отражены мифологические в широком смысле мотивы, формы примитивного сознания. К таким образам относятся: образ дерева, яйца, змеи и др. В них символически отражены вечные общечеловеческие идеи, идеи голода, болезни, старости, смерти, войны, богочеловека, богатыря, побеждающего зло в виде драконов, змей, демонов и освобождающего свой народ от смерти и разрушения. Они вошли во множество мифов, религий и философий и оказали воздействие на целые народы и исторические эпохи.
► Архетип — неосознаваемая базовая схема представлений, тенденция к образованию представлений, обших для людей независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психического развития, уровня образования и т. д.
Повествование или ритуальное повторение священных текстов и церемоний, а также и почитание образа героического деяния с помощью танцев, музыки, гимнов, молитв и жертвоприношений вызывают у людей соответствующие эмоции и возвышают человека через идентификацию с героем. Роль архетипов в том, что, являясь структурными элементами человеческой психики, общими схемами поведения, они хранят опыт филогенетическогслразвития человечества, обеспечивают понимание мира, себя, других людей, единство человеческой культуры, преемственность различных эпох. Архетипическое восприятие — один из механизмов проявления обобщенности и осмысленности в социальной перцепции на ее верхних уровнях. Оно являлось базисом и ориентиром в понимании группового и индивидуального поведения и деятельности, в понимании мотивов, установок, отношений, причин решений и поступков.
Архетипы, связанные с мифом, и содержание мифа, которое соотносится с действительностью, более постоянны в своем историческом и географическом существовании. Оформление же мифа, т. е. те сюжеты, сказания, легенды, через которые и в которых он передается, более изменчиво, имеет большую культурно-историческую обусловленность, зависимость от этнических факторов.
Одним из основных механизмов передачи обыденной психологии были и остаются ритуалы. Ритуальное действо самоценно. Форма и средства его существования очень важны. Ритуалы эффективны для изменения эмоциональных состояний, для формирования и поддержания чувства общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, способствуют сплочению семьи, позволяют отдельному индивиду ощутить свою этническую и групповую идентичность. Ритуалы позволяют сохранять ценностные ориентации социума и этноса, являются составной частью психологического механизма социализации и этнизации личности.
Самоидентификация личности, переживание собственной уникальности предполагают возможность уединения, периодического одиночества. Но для личности не менее важна и противоположная потребность — быть с другими и вести себя как другие. Ритуальные действа — праздники, карнавалы, шествия, танцы, совместные трапезы — удовлетворяют эту потребность, дают широкий спектр и интенсивных, и приглушенных эмоций, оказывают благотворное психологическое воздействие, осуществляя эмоциональную разгрузку. Рождение ребенка, совершеннолетие, вступление в брак, смерть являются значимыми для человека событиями, сопровождающимися насыщенными, интенсивными переживаниями. Для их когнитивного и эмоционального принятия требуются и время, и внутренняя работа. Ритуал, с одной стороны, помогает этой внутренней работе, предлагает человеку в ответственной ситуации исходные точки для осмысления важного события, а с другой — уравновешивает интенсивную внутреннюю работу адекватным объемом внешней, поведенческой активности. В любое переживание вовлечены и душа, и тело, их активность должна быть согласована. Это имеет важное психогигиеническое значение.
Многие существенные черты технологии психологического воздействия формировались в русле психотерапевтического влияния. Врачевание длительное время не было самостоятельным видом деятельности, а было одним из аспектов практической деятельности конкретного человека, который владел только теми приемами лечения, которые были ближе к его деятельности, направленной на достижение иных, не врачебных целей. Даже для профессионального врачевания не считалось необходимым владеть всеми основными приемами лечения, которые были распространены в данное время. Широко использовались магические действия, связанные с толкованием явлений неживой и живой природы,, растительного и животного мира, закономерностей смены одних явлений другими и т. д.
Уже в догиппократовский период важное место в лечении помимо разнообразных магических ритуалов, действий, символов начинают занимать приемы психологического воздействия специально психотерапевтической направленности. Так, например, лечение в асклепейонах (специальные храмы, для врачевания в Древней Греции) на первой фазе предполагало шоково.е воздействие на пациента, которого помещали в подвальное помещение и осуществляли различные действия, усиливавшие стрессовое воздействие. Такой способ является аналогом современной стрессовой терапии, имеющей множество последователей и модификаций.
Психологическое воздействие на начальном периоде развития человечества имело ряд черт, общих для разных этносов. Необходимое психическое качество формировалось через имитацию внешности того существа, которое имеет его (желанное качество) ярко выраженным. Значительные роли играли животные. Человек «заимствовал» для себя качества у животных, а животных наделял человеческими качествами. Надетая шкура хищника примерно так же полезна, как и сам сильный хищник, находящийся на твоей стороне, идущий против твоих врагов. Не только живая змея может защитить, но и змеевик-оберег (амулет с изображением или фигуркой змеи). Доминировал критерий полезности, необходимости какой-либо вещи или действия. Принадлежность же ее компонентов к различным мировоззренческим построениям, подходам к их пониманию не имела значения. В змеевике-обереге легко сочетались языческие и христианские символы. Противодействие осуществлялось по принципу однородности: змею гнать змеей, страшное — страшным, злое — злым. Затем однородность стала пониматься обобщенно: змея может отогнать не только змею, но и беды, болезни. Направленность на устрашение, отпугивание в преодолении физических и душевных расстройств (тревог, болезней), для предупреждения нежелательных событий, преодоления влияний враждебных сил сохранялась на протяжении многих столетий.
Субкультуры обыденной психологии
Обыденная психология социума или этноса не является однородной, в ней можно выделить различные субкультуры обыденной психологии. Так, например, в российской дореволюционной обыденной психологии среди русскязычного населения существовали различия между субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, интеллигенции, духовенства и т. д. В любом этносе особую субкультуру составляют люди, для которых осуществление психологического воздействия — основной вид деятельности. Это целенаправленное воздействие с осознанием используемых методов, входящих в данную технологию, с достаточно ясным представлением необходимого результата. В прежние века представители этих субкультур, как правило, не обладали какими-либо академическими знаниями. В настоящее время в развитых обществах положение иное, однако оно весьма различается в различных социумах. В ряде стран (включая большинство республик бывшего СССР) те лица, чья профессия предполагает постоянную работу с людьми и требует достаточной компетентности, получают некоторые знания по психологии, которые тем не менее трудно применить в профессиональной деятельности из-за:
очень небольшого объема знаний;
слабой их систематизированное™;
недостаточной практической направленности — за усвоением знаний редко следует формирование практических умений.
Нормативный канон обыденной психологии нельзя изучать без отнесения к конкретной социальной группе (идентичности). Социальные группы различаются образом жизни, ценностными ориентация-ми, правилами, стереотипами поведения и другими параметрами. Эта специфика формирует и ожидания определенных черт психической активности субъектов социальной группы. Социокультурные традиции этноса, характерный образ (стиль) жизни, уровень развития социума, обыденная психология этноса — все это явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Их изолированное развитие или направленная модификация без учета взаимосвязей невозможны. Это объясняет, почему «пересаживание» обыденной психологии и психогигиены из одного этноса в другой обречено на неуспех, во всяком случае, без соответствующей модификации и адаптации.
Например, во многих европейских странах и США пропагандируется, в том числе и «звездами» шоу-бизнеса, и распространяется буддийская традиция саморегуляции. Ее освоение вряд ли будет успешным и глубоким без одновременного целостного принятия принципов, присущих буддизму, в области саморазвития и самосовершенствования личности. Но эти принципы вступают в конфликтные отношения с формирующим компонентом обыденной психологии конкретного европейского этноса. На уровне отдельной личности это приводит к напряжению, как внутреннему, так и в межличностных отношениях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Истоки обыденной психологии. Мифотворчество» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Банки в ролі андеррайтерів
Проектний контроль
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
СУТНІСТЬ ГРОШЕЙ. ГРОШІ ЯК ГРОШІ І ГРОШІ ЯК КАПІТАЛ
Аудит розрахунків з оплати праці


Категорія: Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1418 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП