Профилактика (греч. prophylaktikos — предохранительный, предупредительный) — система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Психопрофилактика разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных. Выделяют различные уровни психопрофилактики: первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Уровни практической психогигиены Национальная психогигиена Национальная психогигиена — осуществляемый социальными институтами комплекс мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья нации. Важнейшим направлением национальной психогигиены является государственная поддержка санитарного психогигиенического просвещения,'повышение психологической компетентности граждан, распространение знаний о психологической помощи и самопомощи. Любой гражданин должен иметь представление о том, что такое психологическая помощь, обладать информацией о различных видах психологической и психотерапевтической помощи, а также о перечне услуг специалистов, уметь делать свободный от иллюзий и предрассудков выбор о необходимой помощи себе, близкому человеку, семье. В большинстве стран мира в настоящее время нет научно обоснованной цельной системы мероприятий по охране психического здоровья своих граждан. Тем не менее любая социальная политика, проводимая государством, обществом или их отдельными институтами, ведет к определенным последствиям в аспекте психического здоровья: негативным, нейтральным или позитивным. Органы власти должны уделять внимание психогигиеническим аспектам (последствиям) проводимой политики. Внимание или невнимание к этим вопросам определяется психологической культурой чиновников и законодателей, причастных к решению этих вопросов. Многие вопросы психогигиены могут и должны решаться на государственном уровне. В первую очередь это касается контроля за средствами массовой информации (СМИ). СМИ принадлежит решающая роль в национальной психогигиене. В России не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей. Имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в стране, соотношение позитивной и негативной информации, оценки социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны. Речь не идет о политической цензуре или «розовых очках», через которые следует смотреть на мир. Конечно, развитие государства и общества невозможно без гласности и свободы слова. Но одну и ту же информацию можно подать по-разному, получая диаметрально противоположные эмоциональные эффекты и психогигиенические последствия. Понятно, что сейчас важнейшим СМИ является телевидение. Оно обладает огромными возможностями для манипулирования сознанием аудитории. Числовую информацию, цитаты из речей политиков и многое другое можно сопровождать разными комментариями, разным зрительным рядом или музыкальным оформлением. Из перечня коротких интервью или реплик прохожих в телерепортажах часто отбираются для показа (редко идет прямой эфир) одни и опускаются другие. Такие высказывания могут быть поданы как мнение народа, но по сути являются выбором журналиста. Также они по своему усмотрению выбирают тех, кого приглашают в студию для беседы. Существенным является и количество повторов. В психологии пропаганды и рекламы достаточно убедительно доказано, что повторы характеризуются сильным суггестивным эффектом. Аргументы здесь не обязательны, часто вообще не затрагивается рациональное. Напротив, чем проще тезис, тем легче он внедряется в подсознание. Тезис «факты говорят сами за себя» ошибочен. Независимо от субъекта («само по себе») может существовать какое-либо явление, но факт не существует сам по себе — всегда только в описании. Факты говорить не умеют. Рассказывают о событиях люди. И даже когда мы сами становимся свидетелями того или иного события, мы интерпретируем его, опираясь на сложившееся мнение, доминирующее на данный момент в обществе. Чаще же источниками мнений выступают сами СМИ. Даже простая демонстрация какого-либо события, преподносимая без оценок, может подвести зрителя к определенному выводу. Например, кадры разрушений, вызванных сошедшим с путей железнодорожным составом (ФРГ, 1999 год, катастрофа произошла по вине машиниста), можно показать в документальном цикле о различных катастрофах и стихийных бедствиях, происходивших в мире. А пожар в поезде на одной из российских железных дорог, происшедший по вине безалаберного пассажира, можно включить в иллюстративный ряд передачи о состоянии дел на отечественном транспорте. В сфере СМИ есть компании, заявляющие о своей независимости в самом названии. Этим самым аудитории внушают мысль о приверженности идеалам объективности, непредвзятости и т. п. Если лейтмотивом большинства информационных и аналитических программ звучат утверждения о крайне тяжелом положении в той или иной отрасли, о непреодолимых трудностях, о неспособности руководителей всех уровней учитывать и предвидеть события, а внимание потребителя информации постоянно возвращают к просчетам, ошибкам и потерям, то возникает вопрос: могут ли подобные «мелодии апокалипсиса» исполняться столь слаженным хором без управления дирижера? На действительно независимом телеканале было бы слышно разноголосье. Независимым может считаться тот канал СМИ, в котором мнения, высказываемые журналистами (ведущими фигурами СМИ), ни от кого и ни от чего не зависят. Доминирование негатива, неконструктивная критика уничтожают веру в завтрашний день, в свои силы у каждого телезрителя и тем самым у всей аудитории. Довод: «Но ведь это было на самом деле!» не меняет смысла ситуации. Народная мудрость давно разглядела истинное лицо такого рода правдолюбцев: «В ком нет добра, в том и правды мало». И восприятие, и понимание любого человека субъективны. Немалое число политиков и каналов СМИ, находящихся в оппозиции к правительству, .состязаются в том, чтобы суметь нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня, победить в запугивании населения. Это имеет самые разнообразные негативные последствия, в том числе и в аспекте здоровья. Человеку нужны не только верные представления о жизни, но еще и вера в то, что жизнь может быть иной. Вера в будущее, гордость за свою страну, чувство единства — это тот настрой, без которого невозможно наладить эффективное тфоизводство, строить хорошие дороги, удобные для жизни дома и т. д. Именно эти черты общественного сознания помогли в свое время преодолеть в США Великую депрессию, ФРГ — восстановить после войны экономику и жилищную сферу. Если согласиться с известным утверждением, что главным богатством страны является здоровье граждан, то национальная психогигиена, конечно же, является частью государственной политики. Она не свободна от политического контекста. Следующий момент контроля за СМИ — демонстрация сцен насилия, фильмов ужасов без предварительной информации о характере фильма или телепередачи. Негативное воздействие производит реклама. Дело не только в том, что увеличенная громкость рекламных роликов на телевидении и радио помимо того, что мешает смотреть передачу или фильм, заставляет также часто регулировать громкость. Эта причина не особенно значительна, хотя в совокупности с другими стрессорами, также не слишком сильными, может вызывать продолжительное стрессовое состояние с характерными негативными последствиями. Звуковая реклама должна быть строго ограничена, особенно в тех ситуациях, где человек не может сделать выбор: воспринимать или не воспринимать ее (например, на эскалаторах метро). Более значимо разрушительное воздействие рекламы на подсознание. Рекламные клипы делают красочными, броскими, динамичными, также независимо от характера рекламируемого товара или услуги они зачастую вызывают эротические ассоциации, тем самым глубже уходя в эмоциональную память. Отдельные рекламные ролики логически не связаны друг с другом, и прерывание ими фильма или других программ, имеющих собственную сюжетную логику и продуманную создателем временную композицию, нарушает принцип целостности переживания у зрителя, снижает его включенность в действие и сопереживание ему. Затрудняется в этом случае и когнитивная переработка воспринятого. Перечисленные характеристики рекламных интервенций приводят к диссоциации (разъединению, разделению) сознания. Яркость и навязчивость рекламных клипов не позволяют образной и эмоциональной памяти легко освободиться от них. Поскольку они содержательно не пересекаются с текущей жизненной ситуацией субъекта, то не поддаются связыванию, структурированию или какой-либо другой естественной для интеллекта форме переработки. Частые обращения (цитирования) к текстам рекламных роликов в речи людей, немалое количество времени потребляющих продукцию СМИ, являются попытками ассимилировать эти чужеродные для сознания включения. Навязанные множественными повторами фразы не могут выполнять те функции, которые присущи поговоркам в языковой ткани сознания. Ситуация неблагоприятна еще и тем, что для ограждения от этого явления у личности отсутствуют необходимые защитные механизмы. Ряд вопросов психогигиены может успешно решаться региональными властями с учетом специфики региона. Сюда относятся: организация областных, городских, районных психологических служб, организация кабинетов социально-психологической помощи, кризисных стационаров, телефонов доверия и т. п. На уровне национальной гигиены укрепление психического и физического здоровья предусматривает вовлечение всего населения. Важнейшим условием с этой точки зрения является эффективное участие общественности в определении проблем и принятии решений по улучшению детерминант здоровья. В связи с этим укрепление здоровья предусматривает тесное сотрудничество между всеми институтами общества, включая правительственные органы, для того, чтобы вся окружающая среда в целом благоприятствовала здоровью. Укрепление здоровья ставит перед собой целью не только содействие выработке жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, но и вмешательство в окружающую среду для усиления их влияния для поддержания здорового образа жизни, а также изменения неблагоприятных для него факторов.* Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой «сделать здоровый выбор максимально доступным». В развитых странах, где сохранились и упрочились традиции самоорганизации населения и местного самоуправления, подчеркивается роль общины во всем механизме процесса укрепления здоровья. Укрепление здоровья (в англоязычной литературе health promotion) — это процесс, помогающий индивидам и общинам усилить контроль за детерминантами здоровья и, таким образом, улучшить его.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предмет и задачи психопрофилактики» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»