ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

Психологические особенности общения врача и больного
Различают два типа взаимоотношений врача (шире говоря -
медицинского работника) и больного. Первый тип основан на авто-
ритарно-директивной позиции врача, являющегося для пациента
компетентным руководителем, занимающим активную позицию (прин-
цип доминирования), а больной является ведомой, сравнительно
малоактивной личностью. Такие взаимоотношения иногда целесооб-
разны, ибо облегчают некоторые психотерапевтические акции врача,
особенно если нужен авторитет для их проведения и повышенная
вера в чудодейственность психокоррекционных воздействий (авто-
ритарное внушение наяву, гипносуггестия, плацебо-эффект) и др. В
то же время такое доминирование врача над пациентом, которое
обычно предпочитают незрелые личности и истероидные акцентуан-
ты, приводит к пассификации больного и препятствует вырабатыва-
нию активного противодействия болезни.
Другой вариант взаимоотношений в системе "врач-больной",

предпочтительный для лиц, стремящихся к максимально возможному
проявлению активности, основан на так называемом "принципе парт-
нерства" (М.М. Кабанов). При этой позиции врач стремится к парт-
нерскому взаимодействию с больным, основанному на уважении
личности пациента и пробуждении его активности, а главное, к со-
чувотвенно-сопереживательному (эмпатическому) отношению к нему.
Активизирующиеся при этом механизмы подражания и идентифика-
ции с врачом, позволяют лучше усвоить лечебные устанновки врача,
даваемые не в виде руководящих указаний и доминирования, а как
бы имплицитно, косвенно и малозаметно. На основании исследова-
ния этих моделей взаимоотношений врача и больного В.А. Ташлыков
рекомендует на первом, начальном этапе психотерапевтического кон-
такта преимущественное акцентирование принципа сотрудничества,
а по мере укрепления доверия пациента врач может переходить к
более директивному стилю руководства поведением больного с це-
лью достижения адекватной переделки личностных отношений, столь
необходимых для реконструкции патогенетических механизмов не-
врозообразования. Однако, и при этом врач старается избегать
прямого вмешательства в жизненные позиции пациента, не давая
ему "лобовых" рекомендаций, а искусно побуждая к самостоятельно-
му принятию тех или иных решений. Помимо слов, врач может эф-
фективно использовать невербальные формы коммуникации и психо-
коррекции, которые "растопляют" напряженность и недоверчивость
больных. Некоторые медицинские психологи и психотерапевты (С.
Ледер, Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков и другие) рекомендуют
даже специальные варианты "сензитивного тренинга" и другие фор-
мы групповой работы с врачами для повышения их эмпатического
потенциала во взаимоотношениях с больным. Такая работа практику-
ется в порядке повышения квалификации врача в рамках последил-
ломного медицинского образования (В.А. Ташлыков). В то же время
надо видеть, что некоторая группа пациентов отвергает "сопережи-
вающий" тип поведения врача.

Как правило, это больные с тревожно-мнительной или педанти-
ческой акцентуацией, ожидающие от врача точного диагностического
заключения, вследствие чего они ориентированы на "эмоционально-
нейтральный" тип взаимоотношений больше, чем на эмпатирующий.
В.А. Ташлыковым отмечено также расхождение у большой группы
(62%) обследованных (между образом "идеального" врача и реально-
практикующего лечащего врача, что объясняется ложно сформиро-
ванными установками больных вследствие активации защитно-пси-
хологических механизмов адаптации. У истероидных акцентуантов
чаще всего эксплуатируются механизмы "вытеснения", "бегства в
болезнь", приводящие к искажению социально-перцептивных обра-
зов врача и лечебного процесса, у тревожно-мнительных больных и
при неврозе навязчивых состояний преобладают механизмы интел-
лектуализации, у шизоидных лиц наблюдается дистанцирование от
трудных и конфликтных ситуаций, связанных с борьбой мотивов,

возникающих, например, при необходимости выбора консервативно-
го или оперативного лечения; при неврастеническом типе конфликта
преобладают механизмы "рационализации" и "отрицания". При за-
тяжном течении неврозов или соматических заболеваний с невроти-
ческими суперпозициями защитные механизмы психологической
адаптации могут усиливаться и закрепляться по патологическому типу.
Поэтому важна правильная тактика психокоррекции личности таких
больных в зависимости от личностных особенностей и типов психо-
логической защиты. Так, при доминировании механизмов "бегства в
болезнь", "вытеснения" и "отрицания" психотерапевтическая тактика
должна быть направлена на выявление скрытых негативных эмоцио-
нальных переживаний пациентов и конфронтирование неадекватных
сторон "Я" с реальностью, а при доминировании механизмов "раци-
онализации" и "интеллектуализации" необходимо устранение иска-
жения в оценке больными своего поведения, вызванного снижением
чувства собственной полноценности и нейтрализация эмоционально-
интеллектуальной диссоциации в способах восприятия и решения
своих проблем.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические особенности общения врача и больного» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Фонетика, звуки і мовні органи
ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ТА СПЕЦИФІКА ДІЯЛЬНОСТІ ОКРЕМИХ ВИДІВ КОМЕРЦІЙ...
СИСТЕМИ АВТОМАТИЗОВАНОГО ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКЦІЇ
Як наростити тИЦ без щомісячних платежів
МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1210 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП