Одной из наиболее актуальных задач современной науки о чело- веке является решение широкого комплекса вопросов, составляю- щих в совокупности антропологически важную проблему адаптации его к среде обитания. Научно-технический прогресс оказывает мощ- ное влияние на все формы трудовой и учебно-профессиональной деятельности человека. Коренным образом изменился обществен- ный труд и формы взаимодействия людей в микро- и макроколлек- тивах, изменились потребности человека, ускорились темпы жизни, закономерности его жизнедеятельности и т.д. Подсчитано, что в экономически развитых странах к 1970 году каждый человек совер- шал, в среднем, в течение только одного года поездки на большие расстояния, встречался с большим количеством людей, получал боль- ше информации, чем их было у человека 1900 года в течение всей его жизни. О росте, например, научной информации говорят удвое- ние ее в различных отраслях за последние два-три года. В струк- туре организации сигналов, воздействующих на человека, возрос удельный вес стохастических (вероятно, случайно организованных) стимулов различной модальности. На смену веками господствовав- шему физическому труду пришел труд интеллектуальный. Академик А.И. Берг подсчитал, что если 96% работы человек в прошлом веке выполнял вручную, то сейчас - наоборот, переложил почти весь труд на долю умных машин, оставив себе 4% физического труда. Эти данные можно было бы продолжить, важно лишь отметить, что усло- вия, о которых идет речь, стали носить длительный характер и ка- саются большого контингента людей, а, следовательно, они приоб- рели характер, экологически значимый для человека. М.М. Хананаш- вили, описавший так называемые "информационные неврозы" у со- временного человека, указывает, что огромные информационные пе- регрузки не могут не повлиять на психические состояния современ- ника, учитывая также, что они происходят в условиях постоянного дефицита времени и резкого ускорения темпа жизни, смены биорит- мов и климато-географических поясов. Прогрессивные зарубежные ученые также указывают, на то, что
вмешательства человека в окружающую среду, а отсюда и благосо- стояние человека достигло той точки, после которой необходимо пристально следить за поддержанием экологического равновесия, ибо, как замечает французский эколог Рене Дюбо, "человек вводит новые силы с такой быстротой и в таких масштабах, что их воздей' ствие настигнет его раньше, чем он успеет оценить последствия". (Экхольм. Окружающая среда и здоровье человека. - М.: Прогресс, 1980. - С. 204.)
Другой зарубежный экономист Вернер Зомбар пишет, что "жела- ние ускорить темп жизни стало важным, ценным, необходимым для людей. Люди сообразовывают с этим весь свой обиход: они хотят быстрее ходить, путешествовать, предпочитают летать, они желают быстрее продуцировать и транспортировать, быстрее потреблять, быстрее говорить, быстрее писать, и слово "спешно" сопровождает всевозможные процессы и действия".
Забота о здоровье человека предполагает оздоровление окружа- ющей природы - живой и неживой. Но она требует и другого - заботливого внимания человека к ней.
Ученые только в последние два десятка лет приступили вплотную к исследованию характера научно-технического прогресса, а также его социальных последствий для жизни человечества. Революция в науке, технике и на производстве представляет новые требования к системе приобретения знаний, к осуществляемой профессиональной деятельности, особенно если она носит эмоционально напряженный характер и связана с программированным обучением и эвристичес- ким, поисковым характером креативного творчески-созидательного обучения.
Возрастание нервно-психической нагрузки на ограниченные пси- хофизиологические параметры организма отмечено в последние десятилетия многими специалистами. Медицинский вуз не состав- ляет исключения, так как речь идет об общей тенденции невротиза- ции учащейся молодежи и наблюдающихся у нее деформаций обще- ния. В этих условиях экологизации человека важное место в органи- зации "интегрального измерения действительности", раскрытия при- родных явлений в новом свете и в особом измерении принадлежит системному подходу, являющемуся методологической платформой междисциплинарных исследований в их взаимосвязи с историчес- ким и диалектическим материализмом (Г.И. Царегородцев, М.М. Кабанов, Б.Ф. Ломов и др.). Видным физиологом Г.Н. Крыжановским развивается с этих позиций представление о детерминирующей роли "станции отправления" (межоистемный уровень) в повышении гипе- рактивности мозговой деятельности и, в частности, в происхожде- нии некоторых психопатологических синдромов (в отличие от "стан- ции назначения", реализуемой на внутрисистемном уровне). Отсюда ясной становится роль экологических факторов, составляющих фон для проявления коммуникаций нового типа - ускоренных, соверша- емых в быстром темпо-ритме и вовлекающих мегакоммуникативные
системы: кино, радио, телевидение, а также новые формы звуко- зрительных (аудиовизуальных) средств организации пространства общения. Сверхгромкая музыка, увеличение почти недопустимого уровня звука привлекает современного человека (особенно молодежь), что ведет к мозговой патологии и деформации общения. Так, напри- мер, преподаватель кафедры психологии Белорусского государствен- ного университета Л.П. Новицкая (1982) обнаружила патогенное вли- яние рок- и дискомузыки на мозговые структуры, Э.Г.-активность и на динамику психического состояния реципиента.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Информационно-экологические аспекты» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»