Речь человека является орудием его мышления и важнейшим содержательным и структурным компонентом психики наряду со сло- вом. Но мышление и речь это не одно и то же, хотя нет мышления без речи (внешней или внутренней). Если речь и язык представляют собой материальное оформление мысли, то мышление, опирающее- ся не только на язык, но и на восприятия и представления, является высшей .формой идеального отражения мира.
Мышление и речь имеют единую психофизиологическую основу, названную И.П. Павловым второй сигнальной системой. Ее сущнос- тью является слово как обобщенный абстрагированный сигнал дей- ствительности, приобретающий неодолимую силу воздействия, иногда не меньшую, чем сама реальная действительность. Не случайно ре- чевые словесные стимулы являются сильнейшими психотерапевти- ческими средствами воздействия на психику и через нее на весь человеческий организм. И художники и ученые сходятся на мысли, что вторая сигнальная система - слово - есть специфическая при- бавка, отличающая животных от человека: "Чем ближе к речи, тем ближе к душе человека" (М.М. Пришвин).
Анатомо-физиологическая основа речи имеет периферические аппараты и центральные. Ведущую роль в речевой деятельности имеют так называемые "центры речи", находящиеся преимущественно в левом полушарии головного мозга и в корковых отделах слухового, двигательного и зрительного анализаторов. Процессы труда, осуще- ствляемые человеком преимущественно правой рукой, способствова- ли развитию и активации находящихся в левом полушарии в силу перекрестка нервных путей речи. Это является доказательством свя- зи речи с трудовой деятельностью человека.
Периферические аппараты речи общеизвестны: гортань, мягкое небо, язык, дыхательный аппарат. В письменной речи участвуют так- же мышцы рук. Письменная речь в противоположность устной речи лишена таких важных факторов как жест, интонация, но она может быть более полной, четкой и развернутой, что делает ее подчас весь- ма убедительной. Устная и письменная речь составляют основу так называемой
внешней речи. В реальной единице языка "речь являет не изолиро- ванное монологическое высказывание, а взаимодействие по крайней мере двух высказываний, то есть диалог".'
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность языка и речи» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»