Итак, эмоциональное состояние субъекта непосредственно выражается в процессах возбуждения и торможения, происходящих в центральной нервной системе, которые, в свою очередь, определяют собой желательные, нежелательные и допустимые динамические характеристики поведения, вероятность "срабатывания" доминант и протекание процесса принятия решения. Уровень возбуждения/торможения зависит также и от динамических и статических нагрузок на психику, определяемых характером выполняемых действий, степенью активности субъекта. Таким образом, благодаря анализу эмоционального состояния субъекта, режимов психической деятельности и процессов возбуждения/торможения центральной нервной системы можно оценить вероятность и выраженность реакции на события, определить причины активизации той или иной стереотипной поведенческой программы-доминанты. Кроме того, этот анализ дает возможность организовать психическую деятельность субъекта таким образом, чтобы, во-первых, расширить пределы психической адаптации, а во-вторых, сформировать желательные поведенческие реакции на реальные события, реформировав принимаемые решения и переопределив вероятность реализации конкретного варианта поведения. В этом состоит основная идея нашего метода практической психокоррекции. При реформировании структур СИМ и процесса принятия решений (собственно психокоррекция) и переопределении вероятности реализации того или иного варианта поведения (коррекция поведения) учитываются и используются следующие основные факторы: · состояние внутренней среды; · влияние состояния внешней среды и событий в ней; · активность и приоритетность конкурирующих и взаимодополняющих мотиваций собаки; · значимость ("вес") конкретного события в пределах одной и той же мотивации; · состояние отношений с хозяином и влияние его действий на поведение собаки; · уровень возбуждения/торможения центральной нервной системы, регулируемый динамическими и статическими нагрузками в ходе выполняемых действий. Используя оценки эмоционального отклика на события по приведенной выше формуле, зоопсихолог анализирует события и факторы внешней и внутренней среды, действующие на собаку в данной ситуации. Мотивационный анализ дает основу для выявления наиболее приоритетных мотиваций и, следовательно, причин, приводящих к тем или иным поведенческим реакциям. По результатам мотивационного анализа и реального жизненного опыта собаки выявляются и возможные кумулятивные и хронические стрессовые напряжения, определяется происхождение реактивных стрессовых форм поведения. В силу "закона значимости" в ряде случаев для эффективного воздействия на поведение собаки и для ее обучения приходится специально создавать эмоционально окрашенные ситуации, не безразличные с точки зрения потребностей животного. Приведенная выше формула может использоваться для оценки тех факторов, за счет которых становится возможным влияние на эмоциональное состояние собаки. Представляя себе состояние СИМ собаки и оценивая значимости потребностей по результатам мотивационного анализа, зоопсихолог может варьировать силу эмоционального отклика на события и целенаправленно организовывать реакции животного. Следовательно, регулируя силу эмоционального отклика собаки, мы получаем возможность реформировать субъективные оценки, опосредованно влияющие и на выраженность мотиваций. Тем самым, мы изменяем вероятности реализации того или иного поведения. Динамические характеристики поведения, определяемые по методике АРАКС, дают основу для оценки процессов возбуждения и торможения, происходящих в центральной нервной системе, и позволяют оценить время реакции собаки на те или иные события с тем, чтобы организовать желательный режим функционирования психики. Чередуя статические и динамические нагрузки (движение и покой, импульсное и непрерывное возбуждение), можно добиться установления режима нормальной среды, обеспечивающего тренировку механизмов адаптации. Поддержание желательного баланса возбуждения и торможения позволяет снизить активность доминантных стереотипных программ и подобрать конкурирующие с ними мотивации и формы поведения. При возникновении любых перегрузок становится возможным подбор переходного режима, обеспечивающего плавную трансформацию экстремальных условий в нормальные. В ходе практической работы по коррекции психики регулируются все факторы, обуславливающие оптимальный эмоциональный отклик на сиюминутные события: N (новизна) регулируется за счет постепенного освоения внешней среды, развития ориентации в пространстве и анализа обстоятельств с выделением приоритетов дистрибутивных признаков ситуации и значимых факторов; I (объем информации) обуславливается реальными факторами той среды, в которой выполняются определенные действия; S (значимость) задается уровнем возбуждения, создающимся в ходе работы с учетом нагрузок и собственной моторики собаки при выполнении определенных действий; P (вероятность удовлетворения потребности) определяется совершенствованием физической формы, пополнением форм поведения, а также развитием интеллектуальных возможностей и процесса принятия решений; H (помощь) складывается из более адекватной оценки внешних факторов (как благоприятных, так и негативных) и совершенствования отношений с хозяином. Целенаправленно создавая необходимые ситуации, активизируя желательные мотивации и организуя события, мы вызываем или используем определенный эмоциональный отклик субъекта на то или иное событие. Тем самым мы повышаем или снижаем его значимость, создаем желательную доминантную поведенческую программу, а следовательно, изменяем роль соответствующих мотиваций. Используя реформированный баланс мотиваций, мы регулируем эмоциональный отклик на другие события и изменяем вероятность реализации желательного или нежелательного поведения. Одновременно создается управляемый эмоциональный отклик на множественные события, затрагивающие разные мотивации. Благодаря этому становится возможной тренировка нервной системы, которая повышает ее устойчивость к процессам возбуждения, а также обеспечивается прочное запоминание информации и собственного результативного поведения, приводящего к успешному приспособлению. Организуя нужный результат поведения, мы тем самым закрепляем в качестве доминантного поведения в той или иной ситуации ту программу, которая желательна для хозяина. На этом и основан предлагаемый метод коррекции не только поведения, но и аномалий психики собаки, более глубоких по существу. Разработка индивидуальных программ коррекции психики предполагает решение следующих основных задач: · выявление потребности, удовлетворяемой нежелательным поведением, или мотивации, препятствующей желательному поведению (с учетом общевидовых, породных и индивидуальных факторов); · выбор способов удовлетворения той же потребности за счет допустимого поведения (в той же ситуации или в других видах деятельности); · определение состояния уровня (уровней) СИМ, обуславливающего приоритетность выявленной мотивации; · пополнение и реформирование дефицитных уровней СИМ и, как следствие, развитие соответствующих мыслительных механизмов; · расширение пределов адаптации нервной системы к возбуждению за счет вариации режимов психической деятельности с учетом всего комплекса факторов и мотиваций, влияющих на уровень возбуждения; · реформирование стереотипных форм поведения и создание необходимых доминант; · совершенствование отношений с хозяином и "универсализация" отношений с членами семьи на основе видовых социальных структур. Поясним эту схему коррекции на примере доберман-пинчера, преследующего кошек.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА ПСИХОКОРРЕКЦИИ» з дисципліни «Прикладна психологія собаки»