В ходе собственно ситуативного обучения реальные поведенческие навыки не отрабатываются, а лишь формируются необходимые мотивации и устанавливается их приоритетность, чем и обуславливается возможность и вероятность реализации желательного поведения. Так, например, у охранной собаки вырабатывается настороженность к посторонним (при необходимости предварительно проводится коррекция стайных отношений и самооценки), формируется угрожающее поведение и определяется желательная степень активности по отношению к поведению посторонних. Благодаря ситуативному обучению трудоемкость формирования соответствующих форм поведения (например, хватки и единоборства с человеком, окарауливания, конвоирования) в процессе функциональной подготовки заметно сокращается за счет предшествующего формирования баланса мотиваций и устранения негативных факторов. Функциональное обучение наименее связано с задачами практической зоопсихологии и более других видов работы зависит от породной специализации собаки. Методы и техника функционального обучения хорошо отработаны в традиционных дрессировочных практиках для служебных и охотничьих собак. Для семейной собаки они могут использоваться в разных сочетаниях и могут быть дополнены практически любыми индивидуальными навыками. В то же время методы прикладной зоопсихологии помогают повысить эффективность функционального обучения и наиболее непротиворечивым образом включить его в общий процесс воспитания и подготовки собаки, отвечающей требованиям хозяина. Можно утверждать, что при одновременной отработке характера принимаемых решений и собственно поведенческих стереотипов (как это делается в традиционной дрессировочной практике) формирование желательного поведения существенно осложняется и требует больших затрат времени и труда. Причина этого состоит в том, что отработка рабочих стереотипов, в частности поведения конкуренции и самозащиты, пищедобывательного поведения и других поведенческих форм, на которых строится полезная деятельность рабочей собаки, требует немедленной и активной реализации, поскольку это поведение обуславливается главным образом мотивациями первого порядка. При этом способность собаки к анализу ситуации и распознаванию смысловых различий неизбежно снижается ("некогда думать, спасаться надо"). После этапа ситуативного обучения, когда смысл поведения уже определен, формирование необходимых динамических стереотипов происходит быстрее и надежнее. Функциональные возможности собаки во многом определяются ее социальным рангом и той ответственностью, которую собака принимает на себя по отношению к другим членам сообщества (видового и межвидового). Оптимальными социальными рангами для рабочей собаки (независимо от ее функциональной ориентации) следует считать ранги Воина (Старшего Воина), Матери (но не Старшей Матери!), для некоторых видов деятельности – Опекуна. Для мелкой собаки, выполняющей исключительно функции сторожевки и в просторечии называемой "звонком", оптимальным является ранг Сигнальщика. Собака, занимающая безответственный стайный ранг (скажем, в результате инфантильности и чрезмерной эмоциональности хозяев), к рабочим применениям практически непригодна. Определение оптимального стайного ранга собаки позволяет еще в ходе предшествующего воспитания и обучения сформировать желательные качества психики, сбалансировать динамические характеристики поведения (например, для Воина желательна меньшая возбудимость, а для Сигнальщика – несколько повышенная). Функциональный же этап обучения сводится к окончательной активизации и совершенствованию стереотипов, набор которых принципиально определен еще в раннем детстве (2-3 месяца) в ходе обучающих игр. Наилучший возраст для функционального обучения наступает около полутора лет, когда собака, преодолев неустойчивость созревания и сложности социализации, формирует самооценку и принимает на себя социальную ответственность определенного стайного ранга.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОБАКИ» з дисципліни «Прикладна психологія собаки»