Музыка использовалась с доисторических времен для того, чтобы вызывать экстаз и энтузиазм, возбуждать агрессию перед битвой, облегчать или выражать чувства, налаживать связь, совершать исцеление и т. д. Исслед. показывают, что некоторые эмоции — радость, грусть, любовь, страстное желание и спокойствие — часто могут быть вызваны с помощью музыки, что не относится к таким эмоциям как гнев, страх, ревность и зависть. Изучению подверглось также влияние на эмоциональное состояние и поведение мажорных и минорных аккордов, темпа, высоты звука, ритма, гармонии и мелодии. Быстрый темп представляется наиболее мощным элементом, вызывающим состояние возбуждения. Выразительность музыки в большей степени связана с мелодиями, чем с ритмом и темпом. Тональные и ритмические рисунки оказывают влияние на координацию, равновесие, телесный ритм и вызывают креативные или эстетические реакции, а также модулируют различные оттенки настроения. Установлено также, что музыка расширяет объем внимания, снижает стресс, способствует самовыражению, стимулирует ассоц. и образы воображения и способствует процессу запоминания. При проведении М. пациенты могут слушать или исполнять музыку. Музыка также используется в комбинации с элементами танца. Положительный эффект М. достигается даже у больных с серьезными нарушениями психики. Используемая в больницах, кабинетах психологов, консультантов, врачей и стоматологов, музыка успокаивает, снижает уровень тревоги и способствует формированию состояния пациентов, благоприятного для проведения терапии. Психодинамически ориентированные психотерапевты используют музыку для облегчения глубинного исслед. личности. Однако наиболее часто М. используется при лечении детей — с задержкой умственного развития или с физ. дефектами. Широкий спектр программ разработан для использования М. с контингентами больных разного возраста и способностей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Музыкотерапия» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»