Функциональные и эмоциональные состояния: эмоции, чувства, волевые процессы
Значение эмоций и чувств в жизни человека, в его деятельности, общественном развитии трудно переоценить. Где бы мы ни находились: дома в семье или на работе, в обществе друзей или среди незнакомых людей, в театре или наедине с собой – мы всегда воспринимаем окружающее на нас воздействие, как-то оцениваем его, как-то к нему относимся. И всегда и везде это восприятие сопровождается определенным нашим внутренним отношением ко всему происходящему. «Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины... Он переживает то, что с ним происходит и им же совершается: он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций» [67, с. 458]. Констатируя в человеке безусловную пристрастность ко всему, с чем он сталкивается в процессе всей своей жизнедеятельности, С. Л. Рубинштейн тем самым подчеркивает, что без эмоций не мыслим ни один его активный шаг, ни одно его решение. Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружаю¬щей обстановки. Подчеркивая объективную сущность эмоций и чувств в результате воздействия окружающей действительности, необходимо иметь в виду, что это воздействие может проявляться в бесчисленных конкретных вариантах, в том числе нашей внутренней психической деятельности, в процессе воспоминаний и представлений, воображения и мышления и т. д. Различные эмоциональные состояния нередко возникают под влиянием необъяснимых на первый взгляд причин, в результате интуитивных, инстинктивных и других неосознанных реакций. Эмоции и чувства выражаются в переживании человеком своего отношения к себе и окружающему миру, ко всему, что он делает, думает, к чему готовится. Познавая окружающую действительность, человек, так или иначе, относится к предметам и явлениям. Таким образом, эмоции и чувства являются отражением отношения предметов и явлений к потребностям и мотивам человеческой деятельности. Все, что непосредственно или опосредованно связано с удовлетворением человеческих потребностей и требованиями общества, вызывает у человека определенное эмоциональное отношение. Сле¬довательно, эмоциональные психические явления представляют собой одну из форм отражения окружающей действительности, которая заключается в переживании соответствия или несоответствия предметов и явлений действительности потребностям человека и требованиям общества. Их физиологической основой служат подкорковые нервные процессы, которые играют более значительную роль в эмоциях, а чувства в большей мере являются последствием деятельности коры головного мозга. Поэтому эмоции – это переживания, характерные для всего животного мира, а чувства присущи только человеку. Эмоциональные переживания человека внешне выражаются в виде телесных проявлений: мимики, жестов, тона голоса и ряда вегетативных явлений (изменение частоты сердцебиения и дыхания, покраснения или побледнения и т. п.). Наблюдение за ними помогает изучению эмоций, хотя и не всегда может вскрыть внутреннее содержание переживаемого чувства (рис. 32).
Рис. 32. Трехмерная теория эмоций В. Вунда [24, с. 200]
Эмоции имеют огромное функциональное значение в психике человека. Наиболее тесно они связаны с мотивационными и по¬знавательными психическими явлениями, но при этом оказывают основополагающее влияние на всю жизнедеятельность человека (рис. 33).
Эмоции являются итогом мотивационных психических явлений, их субъективной формой существования, выражения. При этом нельзя отождествлять эти две группы психических явлений. Сигнализируя человеку о потребностной значимости объектов, эмоциональные явления побуждают его направить на эти объекты свою деятельность. Но они не опосредованный продукт мотивационной ценности отраженного, ими она оценивается и выражается, т. е. эмоции – это язык, посредством которого субъект узнает о важности происходящего. Развитием эмоций управляют процессы познания, но решающее значение здесь имеет соответствие того, что познается потребностями человека. В свою очередь, эмоциональная сторона является важнейшим фактором регулирования познавательных процессов, облегчающим или затрудняющим их. Оставляя следы в опыте индивида, закрепляя в нем удавшиеся (неудавшиеся) действия, эмоциональные психические явления влияют на накопление индивидуального опыта. Они же играют значительную роль в его актуализации, поскольку возникшие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном исходе, предвосхищают события, что существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации. Эмоции могут организовывать или дезорганизовывать человеческую деятельность. Так, в критических условиях, когда субъект не способен найти адекватный выход из неожиданной опасной ситуации, он входит в состояние аффекта, которое навязывает ему стереотипные действия разрешения ситуации, закрепленные эволюцией: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. Причем они могут оказать как организующее, так и дезорганизующее влияние на деятельность. Например, при заклинке кормовых горизонтальных рулей на погружение, когда подводная лодка находится на глубине около ста метров и идет большими ходами, опытный вахтенный офицер, естественно, испытывает чувство страха, которое «подсте¬гивает» его, вынуждая быстрее и четче справиться с аварийной ситуацией. Но если это чувство перейдет в панику, он может застыть, оцепенеть (что само по себе является защитной реакцией) и, тем самым, погубить корабль и экипаж, не успев выполнить необходимые действия. И в первом, и во втором случае офицер находится в состоянии аффекта. Воспринимая объективную реальность, человек создает ее субъ¬ективный образ. Эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой этого образа, обеспечивая целостное и структурированное отражение мозаично действующих раздражителей. Чувственная ткань отражения, являясь образованием познавательной природы, служит как бы общим фундаментом субъективного образа, на который могут проецироваться и вступать во взаимодействие различные познавательные образования. Но при этом нельзя забывать о принципе панэмоциональности, согласно которому целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», ... из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего» [67, с. 264]. В эмоциональном состоянии происходит активация нервных процессов человека. Это прежде всего относится к вегетативной нервной системе, что приводит к многочисленным изменениям внутренних органов и организма в целом. В неблагоприятных условиях эмоциональность мобилизует органы действия, энергетические ресурсы и защитные процессы организма; происходит демобилизация организма, расслабление. Все это сопровождается звуковыми реакциями и специфическими изменениями в пантомимике, мимике. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные. Такое деление характеризует отношение потребностей человека к требованиям общества, а не оценку этих переживаний с точки зрения ценности для человека. Положительные (удовлетворение, радость, любовь и т. п.), являясь следствием соответствия предметов и явлений удовлетворению потребностей или общественных требований, побуждают у человека тягу к ним, стремление к их повторению. Отрицательные (неудовольствие, отвращение, тоска и т. п.) вызываются, наоборот, тем, что препятствует удовлетворению потребностей. Они затрудняют деятельность. Необходимо учитывать, что потребности людей и явления окружающего мира могут находиться в разном соотношении: удовлетворять одни и не удовлетворять другие. Кроме того, отношение человека к требованиям общества также различно, поэтому могут возникнуть сложные эмоциональные переживания, включающие в себя и противоречивые чувства. В зависимости от длительности и силы эмоциональные переживания делятся на активные и пассивные. Активные (стенические) повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу, энергию, побуждают к деятельности. Пассивные (астенические), наоборот, снижают жизнедеятельность, ослабляют энергию. У разных людей одни и те же эмоции и чувства могут быть и активными, и пассивными. Например, страх может как затормозить действия человека, понизить его энергию, сделать пассивным, так и активизировать его деятельность, мобилизовать силы на борьбу с опасностью. Эта разница в воздействии определяется конкретной ситуацией и привычными формами поведения. Например, в знакомой, привычной обстановке подводной лодки при возникновении аварийной ситуации, угрожающей жизни, у подводников возникает чувство страха. На каждого оно воздействует по-разному, но, как правило, преодолевается успешно. Наоборот, если моряк с этого экипажа попадет в такую же обстановку на другой подводной лодке или, тем более, на надводном корабле, на которых он впервые, страх может затормозить его действия, вызвать панику и привести к гибели. Переживания также могут быть напряженными или облегченными. Напряжение обычно связано с наиболее ответственными моментами деятельности. По мере приближения критических моментов напряжение возрастает, когда они проходят – наступает переживание облегчения (разрешения). Как правило, напряжение повышает активность человека, готовность его к деятельности, но бывают ситуации, когда оно мешает сосредоточенности, приводит к заторможенности, дезорганизации. Это зависит от подготовленности человека, наличия у него необходимых знаний, умений и навыков, выработанной в процессе боевой учебы способности мобилизоваться в кризисной ситуации. Сила эмоциональных переживаний в первую очередь определяется значением, которое вызвавшие их причины играют в жизни человека. Чем большее значение имеет данное явление или деятельность для человека, тем сильнее вызванные переживания. Они также зависят от того, какие требования человек предъявляет к себе: является ли успех или неудача показателем качеств личности, к которым он предъявляет повышенные требования или на которые не претендует (находчивость, настойчивость и т. п.). Кроме этого, сила эмоций и чувств определяется и тем, какие потребности в данный момент есть у человека, каковы общие мотивы и цели деятельности, в каком состоянии находится в данный момент та или иная потребность. По форме выражения эмоциональные явления делятся на настроения, аффекты и страсти. Настроение – это эмоциональное состояние, придающее оп¬ределенную оценку и обобщающее все другие переживания чело¬века. В радостном настроении человек склонен все воспринимать в положительном свете; в подавленном все воспринимается отри¬цательно. Настроения могут вызываться различными событиями (в зависимости от их значения для человека – успехом, неудачей и т. п.) и его физическим самочувствием. Причины могут осознаваться, но в действительности настроение всегда вызывается определенными причинами. Офицеру необходимо учитывать в своей служебной деятельности, что борьба с отрицательными настроениями вполне возможна, важно осознание необходимости добиваться жизненно значимых целей. Аффекты – это сильные, бурно протекающие и относительно короткие эмоциональные переживания (ярость, восторг, ужас и т. п.). Их возникновение всегда связано с жизненно важными обстоятельствами. Всегда переживаются, как происходящее помимо воли, навязанные извне. Но бороться с аффектом вполне возможно. На начальной стадии для этого нужно задерживать характерные для этого состояния двигательные реакции, выполнять посторонние для него действия. С наступившем аффектом бороться труднее, но возможно. Управление этими состояниями в большой мере зависит от моральных качеств личности и поведенческой модели, выработанной жизненным опытом. Страсть – сильное, стойкое и глубокое чувство, захватываю¬щее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его жизнедеятельности. В жизни человека страсти играют существенную роль и зависят от его жизненных целей. Они могут как возвышать, так и принижать, обеднять человека. По сложности и содержанию эмоциональные психические явления делят на простые и сложные (рис. 34). К простым эмоциональным переживаниям относятся эмоции (в уз¬ком значении этого слова), они связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребно¬стей (в пище, питье), с ситуациями, представляющими угрозу для жизни, и т. п. Это эмоциональные реакции, связанные с ощущениями, с отражением отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Одни звуки, цвета и т. п. приятны, другие – нет. Все это составляет эмоциональный тон ощущений. Чувства связаны с удовлетворением потребностей, возникших в результате исторического развития человеческого общества. Они присущи только человеку и изменяются в зависимости от трансформаций общественных условий жизни. Чувства всегда носят предметный характер, поскольку вызываются определенными предметами или явлениями. Если эмоции носят ситуативный характер, то чувства могут иметь как ситуативный, так и длительный, устойчивый характер. При этом устойчивое отношение сохраняется, несмотря на то, что в зависимости от ситуации предмет может вызывать разные ситуативные чувства. Эмоции регулируют отношения человека с окружающей средой, а чувства – его отношения с другими людьми и обществом. Они подразделяются на моральные, интеллектуальные (познавательные) и эстетические. Моральные (нравственные) чувства – различные формы переживания ценностей или недопустимости тех или иных действий, поступков, мыслей, намерений и т. п. человека с точки зрения его отношения к обществу и выработанным им нормам поведения, т. е. нравственные переживания могут возникать только на основе соотнесения действий и поступков человека с нормами, выражающими общественные требования к поведению людей. Источником этих чувств является совместная жизнь и деятельность людей, общность стоящих перед ними целей и борьбы, которую они ведут для их достижения. Моральные нормы поведения основываются на материальных условиях жизни общества и общественных отношениях. Одним из наиболее важных моральных чувств в любом обществе является любовь к своей Родине, патриотизм. Эстетические чувства – это переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они проявляются при восприятии произведений искусства. Это чувства красоты и безобразного, грубого; величия или низости, пошлости; трагического и комического и т. п. Как и моральные, эстетические чувства определяются общественной жизнью человека. Эстетические нормы, так же как и моральные, обусловлены историческим развитием общества. В различные эпохи они были неодинаковыми. Познавательные (интеллектуальные) чувства связаны с удовлетворением познавательных потребностей человека, его любознательности, с поиском истины. В их возникновении важную роль играет теоретический, познавательный вид человеческой деятельности. Они включают в себя переживание ценности познания как отражения объективной реальности. Таким образом, эмоции и чувства неразрывно связаны с потребностями, интересами, склонностями и мировоззрением человека. Являясь результатом эмоционального обобщения, они формируются на основе эмоционального опыта человека, который складывается в зависимости от условий его жизни и воспитания. Для того чтобы моральные нормы не были для человека только предметом знания, а оказывали влияние на его поведение, необходима опора на накопленный опыт моральных чувств, пережитых в процессе собственной деятельности. Такой опыт является необходимой основой для действенного овладения моральными нормами, выработки подлинных убеждений. Офицер должен учитывать в своей деятельности по обучению и воспитанию подчиненных, что молодой человек приходит на флот с уже сформированными системой моральных ценностей и поведенческой моделью. Именно здесь и находится основной источник годковщины и землячества (в отрицательном понимании этого слова). Поэтому успешно бороться с этими отвратительными явлениями можно, прежде всего, опираясь на воспитание у моряка чувства товарищества, гордости за свой корабль и кодекса чести военного моряка. Волевые психические процессы
Воля – это способность человека сознательно управлять своими эмоциями и чувствами, контролировать свое поведение и направлять свою деятельность на достижение жизненных целей. Служба часто ставит моряка в такие ситуации, в которых он обязан подчинять свои действия приказу, дисциплине, чувству долга. Качества человека, его психические состояния и процессы, выражающиеся в психической деятельности по мобилизации собственных возможностей на преодоление трудностей, стоящих на пути к достижению поставленной цели, называются волевыми. Научной основой понимания волевых действий человека служит детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности. Человек в своей деятельности всегда руководствуется какими-либо целями. Подобно всем психическим процессам принятие решения всегда обусловлено объективными причинами, возникает в процессе отражения объективной действительности и имеет мате¬риальную основу. По своей природе волевые действия – рефлекторные акты, возникающие в ответ на действия внешних раздражителей. Волевые действия человека становятся целенаправленными благодаря регулирующей функции второй сигнальной системы. Человек всегда формулирует поставленную цель словами, которые в прошлом уже связывались с теми или иными действиями. Актуализация этих связей при постановке цели и ведет к выполнению или задержке действия. Во всех случаях слова являются пусковыми сигналами, направляющими и регулирующими волевые действия. Словами обозначаются цели действия и необходимость их выполнения или задержки, способы достижения цели, результаты каждого действия и отношение к ним, возникающие по ходу действия новые цели. Все волевые действия во всех своих звеньях имеют своей материальной основой вторую сигнальную систему, которая регулирует (благодаря уже образованным связям между словом и действием) выполнение или задержку данного действия. Волевые действия так же детерминизированы, как и все другие явления окружающей действительности. Конечно, человек свободен в принятии и выполнении своих решений, но причинная обусловленность материального мира не означает необходимость всех явлений. Необходимые явления вытекают из существенных взаимосвязей протекающих в окружающем мире процессов и с наибольшей полнотой отражают объективные законы природы и общества. Случайные представляют собой результат несущественных связей явлений. Это относится и к действиям человека. Одни из них основываются на существенных и важных для данного человека мотивах и являются подлинным выражением его отношения к обществу и окружающим людям. Другие – случайны и появляются в связи с кратковременными сиюминутными настроениями, вызванными не¬существенными обстоятельствами. Первые, которые человек сам признает для себя необходимыми (как бы они иногда не были для него трудны), являются выражением подлинной свободы. Вторые, случайные, произведенные под влиянием мимолетного настроения, свидетельствуют об отсутствии свободы, подчинении обстоятельствам, настроению. Напра¬вленность волевых действий человека зависит от его миро¬воззрения, интересов и потреб¬ностей, направления мыслительной деятельности, жизненного опыта, от того, насколько он умеет осуществлять необходимые действия, не становясь рабом случайных обстоятельств. Человек всегда отвечает за свои поступки и чем она выше, тем выше его развитие и больше возможность принимать решение со знанием дела. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли (рис. 35). Первоначальным моментом воле¬вых действий является постановка и осознание цели действия, мысль о том, что будет достигнуто. Осознанная цель определяет способ и характер действий человека по ее достижению. Если цель не осознана человеком, то действие лишается целенаправленности и не будет волевым: волевое действие всегда сознательное. Наличие цели не всегда означает принятие решения действовать в этом направлении. Сознание цели и принятие ее к выполнению – два различных, иногда разнесенных по времени, акта волевого действия. Это обусловлено возможностью колебания между согласием с целью и возражением против нее. Кроме того, часто перед человеком возникает несколько целей, зачастую несовместимых друг с другом, но требующих обязательного выбора одной из них. В таких случаях человеку приходится «взвешивать» степень необходимости, важности, очередности каждой из них. Могут возникнуть колебания между приятными целями и теми, которые безразличны или даже неприятны, но диктуются необходимостью, общественным или воинским долгом, осознанием их важности для общества, коллектива, корабля, выполнения боевой задачи и т. п. В подобных случаях обнаруживается истинная воля человека – умение подчинять свои действия требованиям объективной необходимости. Выбор цели из нескольких, имеющих равнозначно важное значение, сам по себе требует определенного волевого усилия. Следующий этап волевого действия – выбор способа и средств достижения поставленной цели. Во многих случаях способ достижения цели осознается сразу после ее постановки. Обычно это бывает, когда цель уже ставилась в прошлом и у человека нет сомнений, что испытанный способ – наилучший. Однако нередко требуется выбрать наиболее подходящий способ действия из нескольких возможных. В этом случае человек анализирует возможные способы, учитывая достоинства и недостатки каждого. И если у него нет достаточных знаний и, особенно, практического опыта действий в подобных ситуациях, то он начинает колебаться, что свидетельствует о сложной внутренней борьбе мотивов. Иногда колебания происходят между такими способами, одни из которых согласуются с желаниями человека, а другие не соответствуют им, но диктуются необходимостью. Оценка поступающей информации, борьба мотивов, выбор наиболее подходящего способа действий в конкретных условиях и, наконец, принятие решения – в этом заключается суть любой деятельности, любых поступков. Но особенно это характерно для современных условий, когда человек является частью высокоавтоматизированной системы во всех областях производства и общественной жизни. Понятно, что на воинской службе вообще и в боевой обстановке в частности цена этой сложнейшей аналитико-синтетической внутренней деятельности любого специалиста – от рядового до командира корабля, части, соединения – приобретает решающее значение. А когда решение нужно принимать даже не в течение секунд, а в доли секунды, то тут не до колебаний. И, тем не менее, опытный, хорошо подготовленный специалист даже в эти доли секунды действует не автоматически, а осознанно, подчиняясь единственной в данный момент необходимости. Таким образом, выбор способа действий, как и выбор цели, зачастую сопряжен со столкновением личных интересов и общественного долга. Это нередко создает значительные трудности в выборе правильного способа, который приведет к избранной цели. Порой для этого требуется немало усилий. Затем следует этап выполнения принятого решения. Человек не всегда выполняет принятое решение, но без его выполнения это волевым действием, именно этот этап является самым трудным. Возникают различные сомнения, иногда выполнение не доводится до конца. Это происходит потому, что наряду с волевыми действиями, исполнение которых почти не вызывает эмоций, имеется немало таких, выполнение которых связано с отрицательными эмоциями. Такие действия осуществляются только в силу осознания их необходимости. Причиной отрицательных эмоций может быть физическое или умственное напряжение, противоречащая мотивация двух необходимых волевых действий. Существенную роль в возникновении подобных противоречий играет недостаточная продуманность принятого решения. Неопытный человек, плохо знающий жизнь и самого себя, часто принимает ошибочное или недостаточно продуманное решение и после начала его выполнения попадает в трудную ситуацию. Нередко уже по ходу выполнения правильно принятого решения возникают новые, порой даже более значительные трудности, чем те, которые вызываются неосмотрительным решением. Иногда возникает ситуация, когда изменение обстоятельств действия или требований делают необходимым отказ от принятого решения или приостановку его выполнения. Волевой человек должен уметь в случае необходимости отказаться от принятого решения или задержать его выполнение. Наличие трудностей при выборе цели и способа ее достижения, а также при выполнении принятого решения или отказе от него не всегда сводятся к колебаниям, сомнениям или задержкам. Все это нередко может отсутствовать. Человек может, не колеблясь, но тщательно все взвесив, принять правильное решение и добиваться его выполнения несмотря на возникающие трудности. Именно такое поведение и характеризует наличие у него сильной воли. Основным условием успешного преодоления возникающих трудностей является наличие у человека твердых убеждений и сложившегося мировоззрения. Обладая ясными принципами и четкой поведенческой моделью, человек не станет колебаться там, где решение вытекает из его убеждений и принципов. Если принятое решение отвечает его мировоззрению, он будет энергично добиваться его выполнения, преодолевая трудности. И, наоборот, у человека без стойких убеждений и нечеткой линией поведения скорее всего возникнут различные колебания и сомнения, он с большим трудом примет решение и легче сойдет с намеченного пути. Поведение человека всегда характеризуется определенной направленностью, поэтому очевидно, что всегда существуют люди, деятельность которых направляется эгоистическими интересами, и те, кто руководствуется высокими моральными принципами и общественным долгом. Исторически офицеры русского флота в своей массе всегда были людьми, чьи интересы, в первую очередь, подчинены интересам защиты своего Отечества, что всегда помогало им в преодолении трудностей воинской службы. Преодоление трудностей в волевой деятельности в значительной мере зависит от целей и их значения. Чем значительнее цель, тем больше трудностей придется преодолеть в ее достижении. Мелкие, незначительные цели не побуждают к преодолению трудностей, и человек легче отказывается от их достижения. Важным условием является и четкое, ясное осознание стоящей перед человеком цели. Это облегчает выбор решения и оценку достигнутого. И наоборот, если цель осознается смутно, в самом общем виде, планирование действий по ее достижению существенно затруднено и легче сойти с намеченного пути, удовольствовавшись любым результатом. Если цель труднодостижима, то нередко намечаются промежуточные. Достижение окончательной, основной цели идет поэтапно. Наряду с ясным осознанием цели, способов ее достижения и ее доступностью, важную роль играет также желание достичь поставленной цели и твердая уверенность в необходимости поступать так, а не иначе. Важнейшую роль при этом играют моральные последствия выполнения или невыполнения намеченного и общественная оценка – одобрение или порицание. Формирование мировоззрения, стойких убеждений и моральных принципов – необходимая предпосылка и основа развития высоких волевых качеств. Обучая и воспитывая подчиненных, офицер должен помнить, что волевые качества личности приобретаются, формируются в процессе ее развития вместе с моральными качествами. Формирование эмоционально-волевой сферы – один из путей подготовки моряка к бою. Она включает воспитание волевых качеств личности (табл. 2) и с ней связана возможность временной психологической мобилизации профессиональных способностей подчиненного. В волевых качествах, представляющих разновидность психических образований, выражаются устойчивые характеристики воли. Первое из этих качеств – целеустремленность – характеризуется способностью ставить перед собой важные, трудные, но значимые для общества и для себя цели, требующие длительно-го и напряженного труда. Такие качества, как настойчивость, актив¬ность, инициативность, самостоятельность, решительность, само¬критичность, самообладание, готовность к риску, ответственность характеризуют способность человека действовать в трудных условиях. А стойкость, мужество, смелость определяют его возможность подчинять свои поступки требованиям необходимости. Изучение, развитие, учет волевых явлений и их индивидуальных особенностей – непременное условие успеха работы корабельного офицера. Таблица 2
Схема волевых свойств личности [24, с. 214]
Волевые качества Этапы волевых действий Цель и возможность ее достижения Возмож¬ности и мотивы Борьба мотивов и выбор Решение Осущест¬вление решения Сильная воля Четкое осознание цели, интенсивное стремление Достаточно Обоснованный и быст¬рый Обоснованное с интенсивным стремлением Стойкое, активное Настойчивость Отдаленная цель, интенсивное стремление Нормальное Очень стойкое, активное Упрямство Объективно не оправданные Определяются необъективным учетом всех возможностей, а пред¬взятым мнением Необоснованное с интенсивным стремлением Стойкое Податливость Легко меняю¬щиеся Определяются мнением других лиц Легко меняющиеся Пассивное Внушаемость Отсутствуют Дается извне Пассивное Решитель¬ность Четкое осознание цели, интенсивное стремление Достаточно, иногда чрезмерно Быстрый, но не всегда всесторонний Четкое и устойчивое Стойкое Исполнительность То же То же Обоснованные и быстрые Повышенно старательные Нерешительность То же То же Длинный и незавершенный Отсутствует или часто меняется Отсутствует Слабоволие Слабое стремление Достаточно или мало Незавершенный Без стремления к выпол¬нению Нестойкое
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Функциональные и эмоциональные состояния: эмоции, чувства, волевые процессы» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»