«ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН» («Канон гор и морей») — произведение, отражающее представления родового и послеродового (переходного) мировоззрений (III — сер. I тыс. до н.э.). Согласно легенде, «Ш. х. ц.» был выгравирован на священных сосудах Бои — помощником Великого Юя, победителя последнего мирового потопа и первого в истории кит. цивилизации правителя. Как письменный памятник сложился к 4—1 вв. до н.э., известен в редакции Го Пу (276—324), состоит из 18 цзю-аней (свитков), подразделяется на две части: «Канон гор» и «Канон морей». «Ш.х.ц.» не входит ни в одну из филос. традиций, лишь упоминается в «Ши цзи» («Исторических записках», 2—1 вв. до н.э.), «Хань шу» (История династии Хань, 1 в.), «Хуайнанъ-цзы» («Философы из Хуайнани», 2 в. до н.э.) и занимает особое место в кит. культуре. В названии «Ш. х. ц.» фиксируется вертикально-горизонтальная (гора — вода) модель, включенная в объемную матрицу (цзин) архетипа у син. Весь памятник построен по системе у син с динамикой повествования по круговым циклам. При этом космография, социография, антропография и психография «Ш. х. ц.» не совпадают с тогдашней действительностью кит. Поднебесной и не являются слепком эмпирического созерцания поверхности земли. Они представляют собой метафизическую спираль этнотерриториальных (родовые площадки) архетипов, воспроизводимых родовыми коллективами в порядке космических циклов в виде теоморфных, зооморфных и антропоморфных образов, насыщенных телесным, духовным и идеально-мыслительным составом. В контексте современности архетип «гора—вода» есть безусловный архетип «суша—море» геополитики. В свете этого «Ш. х. ц.» может квалифицироваться как «метафизика др.-кит. геополитики», что подтверждается самим построением и содержанием «Ш. х. ц.». Относительно «Ш. х. ц.» высказываются различные версии его понимания, прочтения и дешифровки его образов и символов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»