Роль философии в современной культуре многогранна и определяется выполнением ряда взаимосвязанных функций. Философия является ответом культуры на потребность общества в целостном взгляде на мир, выступает в качестве рационально-теоретического мировоззрения, общей методологии познания и преобразования действительности. Поэтому в качестве основных функций философии можно выделить следующие: мировоззренческую, методологическую и социально-критическую. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную и рационально обоснованную систему идей и представлений об универсуме, исследует формы и принципы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры. Данная функция философии связана с осмыслением таких фундаментальных проблем как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение. Круг этих вопросов относится к так называемым «вечным» проблемам человеческого духа. Их важность для жизни каждого индивида, ценностно-смысловая неоднозначность и глубина заставляют новые поколения философов заново переосмысливать извечные проблемы человеческого бытия. В XXI веке мировоззренческая функция философии приобретает особое значение, поскольку в современной культуре осуществляется активный поиск векторов оптимального развития мировой цивилизации. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, открываются неожиданные перспективы развития самого человека. Техническая унификация человеческой жизни приводит к нивелированию культурно-исторической специфики культуры, к утрате веры в гуманистические идеалы и перспективы мировой истории, снижению авторитета общечеловеческих ценностей. Распространение стереотипов «массовой культуры» сопряжено с ростом нигилизма, скепсиса и моральной деградацией общества. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: 1) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; 2) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; 3) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; 4) радикальное изменение в сфере науки и научной рациональности, направленное на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. Перед лицом этих жизненно важных проблем философия призвана выявить глубинные смыслы человеческого существования, возродить гуманистический потенциал европейской культуры, рассматривающей человека как высшую ценность и цель развития общества. Это определяет интерес современной философии к проблеме нравственных регулятивов человеческой жизни, обоснования моральных идеалов и принципов, к теме свободы и ответственности человека, к поиску аутентичных форм личностного бытия, проблеме самоопределения личности, государств и народов в сложном и меняющемся мире. Методологическая функция определяется взаимоотношением философии и науки. Философия и наука внутренне, органично связаны между собой. На протяжении всей истории своего существования, они непрерывно взаимодействовали и обогащали друг друга. По сути, это два неразрывных измерения теоретического мышления, две родственные рационально-теоретические формы духовной культуры. Вместе с тем, они различаются характером знания и формами его организации, уровнем абстрактности, отношением к практическому опыту, предметом и методами исследования, различаются своими задачами и функциями в культуре. Ряд отличий можно обнаружить в языке науки и философии, в способах объяснения и обоснования, доказательства и аргументации и т.д. Но главное их отличие состоит в мировоззренческой, ценностной природе философии, в ее принципиальном антропоцентризме, в силу которого все философские проблемы изначально человекомерны, внутренне связаны с фактом существования человека в мире, особенностями, смыслом и целью его бытия. Каковы же те общие и отличные черты, объединяющие и, одновременно, противопоставляющие друг другу философское и научное познание мира? Философия, подобно науке, ориентирована на рациональное познание окружающей действительности. Однако, она непосредственно не опирается на наблюдение и опыт, практическое, экспериментальное исследование природных явлений. Ее фундаментом являются те знания, которые уже накоплены духовной культурой человечества, и, прежде всего, философия опирается на научное знание. Поэтому наука выступает своеобразным посредником между философией и действительностью. Научное знание неоднородно, оно обладает различной степенью абстрактности. Не все теоретические утверждения науки поддаются экспериментальной проверке и эмпирической интерпретации. Достоверность наиболее абстрактных научных теорий проверяется косвенно, через промежуточные теории. Подобным свойством обладает и философское знание, которое, подобное наиболее общим научным теориям, имеет высокий уровень абстрактности и не поддается непосредственной эмпирической проверке. Философские принципы, идеи и категории составляют метатеоретический уровень в структуре научного знания. Философия способствует развитию и накоплению опыта и знаний человечества, она систематизирует его, рационально обосновывает исходные положения и принципы объяснения универсума, вырабатывает методы познания окружающей человека объективной действительности. Она определяет практическое и ценностное значение науки для жизни человека и общества. Философия обосновывает цели и идеалы научного познания. Философия опирается на всю совокупность добытых человечеством знаний о мире, ассимилирует результаты крупных научных открытий, оказывает решающее воздействие на выбор приоритетных направлений научного поиска. Многие фундаментальные положения современной науки были первоначально разработаны в философии (атомизм, положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма, идея всеобщей связи и развития и др.). Методологическая функция философии проявляется во взаимодействии философии и науки при построении научной картины мира. Философия определяет границы и оценивает возможности применения частнонаучных и общенаучных методов исследования, участвует в отборе и согласовании друг с другом новых научных идей. Философия поставляет науке категориальный аппарат, необходимый для выработки обобщающих моделей реальности. Для современной науки методологическая проблематика приобретает особое значение, поскольку она испытывает мощное влияние интегративных тенденций. В тесной связи с философией развиваются кибернетика, единая теория элементарных частиц, общая теория биологической эволюции, общая теория систем, синергетика, разрабатываются современные космологии, концепции пространства и времени, принципы организации сложных саморазвивающихся объектов и т.п. Философское мышление связано с теоретическим моделированием процессов изменения и развития природы, общества и человека, а поэтому призвано способствовать переходу научного познания от одной области исследования к другой. Таким образом, методологическая роль философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Реальное проявление методологической функции философии определяется конкретным историческим контекстом и предполагает взаимосвязь между философией и научным познание по следующим основным параметра или направлениям. Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры. разработка моделей потенциально возможных стратегий развития научного познания и будущих состояний науки, ее места и роли в системе культуры также осуществляется в рамках философско-методологической рефлексии над наукой. Логическая функция философии состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены парадигм и исследовательских программ в науке для осмысления и экспликации ее предмета, средств и методологического потенциала. Социально-критическая функция философии определяется той ролью, которую философия играет в социальной жизни людей, в историческом развитии общества и культуры. Благодаря своей мировоззренческой природе философия связана с социально-классовыми интересами, различными идеологическими позициями социальных субъектов. Будучи обусловленной характером общественного бытия, философия в то же время оказывает мощное формирующее воздействие на социальную жизнь людей, способствует становлению новых идеалов и духовных ценностей, вырабатывает программы социального переустройства действительности, обосновывает пути и средства реализации социальных стратегий. Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картина мира и иерархия ценностей, зафиксированные универсалиями культуры, перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных объективными изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. Это проявляется, прежде всего, в возникновении разрывов в воспроизводстве общества как целостной системы взаимосвязанных видов деятельности, а также в несоответствии между стихийно формирующимися ее видами и формами ценностно-нормативной регуляции социальных отношений. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм, призванные эффективно регулировать формирующиеся в обществе социальные отношения, виды и способы деятельности. Рефлексивный, антидогматический характер философского знания обеспечивает внутренний динамизм культурной жизни. Философия критикует сложившуюся социально-историческую ситуацию с позиций рационального сознания. В ее лице общество получает способность дистанцироваться от наличной социально-исторической и культурной ситуации, рассматривать ее как бы «со стороны», объективно ее оценивать и осознанно к ней относиться. Преодолевая, таким образом, инерцию массового сознания, философия создает необходимые условия и предпосылки для разработки новых подходов, различных мировоззренческих ориентаций и программ жизнедеятельности общества. Социально-критическая функция философии тесно связана с ее прогностическим потенциалом. В философии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, в ее теоретическом поле проигрываются различные модели будущего, выстраивается многообразие потенциальных векторов развития, что способствует увеличению степеней социальной свободы, обеспечивает реальную пластичность, вариабельность и, следовательно, устойчивость развития общества. Являясь формой самосознания культуры, философия позволяет обществу преодолевать отжившие стандарты и стереотипы жизни, определять новые социальные перспективы, нравственные приоритеты и идеалы развития. Уже на заре своего возникновения в культурах древней Греции, Индии и Китая философия позволила человечеству изменить характер цивилизационного развития. Благодаря философской рационализации мифа и мифологического мышления историчность, направленность, необратимость развития, способность преодолевать отжившие формы социокультурного бытия стали фундаментальными характеристиками социальной и культурной динамики человечества. Социально-критическая функция философии приобретает особое значение в культуре XX века, когда становится очевидной полная несостоятельность просветительских ориентаций на «естественный» ход событий и неуклонный самоосуществляющийся прогресс в общественной жизни. Чтобы избежать глобальной катастрофы, человечеству следует сознательно планировать будущее, эффективно регулировать и контролировать социальные процессы, определять перспективы и возможности социальных трансформаций, гармонично вписывая их в структуру и закономерности эволюционных изменений биосферы. Современная философия преодолевает созерцательность классических установок философского познания и становится мощной социальной силой, способной вдохновлять и направлять людей на сознательное, разумное переустройство действительности, преобразование общественной жизни в направлении реализации общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные задачи и функции классической философии» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»