Теперь о том, как мышлениеразвивается истано- вится благодаря идее. Любая мысль является специфическим противоречием мышления, но лишь идея развивает его, поднимает на бо- лее высокий уровень. Рассмотрим мышление в плоскости постановки задачи и ее решения. Сами по себе поиски решения, если они безрезультатны, не развивают мышление. Когда задача поставлена, то она, бесспорно, требует своего разреше- ния, толкает мысль человека к поискам и в этом смысле она является импульсом, побуждающим мысль двигаться, не стоять на месте. Но этим и ограничивается ее значение как двигателя мыслительного процесса. Движение мысли в поисковом направлении не есть еще ее развитие. Тем более нет развития в том случае, когда решение найдено и вопрос исчерпан. Поэтому ни задача сама по себе, ни ее решение не развивают мышление. Для того, чтобы оно развивалось, необходимо соединение задачи и решения, неопределенности, незавершенности задачи и определен- ности, завершенности решения. И такое соединение дает идея. Теперь о мышлении в плане соотношения субъектив- ного и объективного. Ясно, что мышление развивается, становится по мере того (соответственно тому), как на- зревают и разрешаются противоречия между субъектом деятельности — человеком — и объектом деятельности
436 — окружающей реальностью. В процессе познания субъ- ект стремится преодолеть отчужденность объекта, под- чинить себя его власти, сделать его содержание содержа- нием своего сознания. В практической деятельности субъект, напротив, стремится подчинить объект своей власти, превратить его в орудие удовлетворения своих потребностей, сделать содержание своего сознания (про- екты, замыслы) содержанием объекта. В том и другом случае идеи играют роль посредст- вующих звеньев — в движении от объекта к субъекту (распредмечивании) или от субъекта к объекту (опредме- чивании). Поэтому они необходимо участвуют в развитии мышления, помогая ему “наполниться” новым содержа- нием или материализоваться (объективизироваться). И, наконец, о мышлении в плане соотношения логиче- ского и интуитивного. Как уже было показано выше, идея образуется на стыке этих двух способов мышления. По- следние по-разному характеризуюттечение мыслитель- ного процесса. Интуиция сообщает мышлению импуль- сивность, скачкообразность, прерывность. Логика же обусловливает плавность, непрерывность, постепенность мыслительного процесса, последовательное выведение одной мысли из другой. Поскольку идея объединяет ин- туицию и логику, постольку она обусловливает синтез прерывного и непрерывного в мышлении и тем самым “делает” его развивающимся, становящимся процессом. В самом деле, развивающися мыслительный процесс не есть простое накопление мыслей. На каком-то этапе он прерывается, происходит скачок, возникает идея. Для та- кого процесса неприемлем тезис: чем больше мыслей, тем лучше. Идея является своеобразным водоразделом между двумя стадиями накопления мыслей. Первая стадия нако- пления интуитивно возникающих мыслей завершается заменой их одной мыслью — идеей. Она прерывает про- цесс накопления мыслей. Множество малоценных, не- прочных, случайных мыслей заменяется одной большой мыслью. Происходит скачок. Без преувеличения можно сказать, чтовозникновение идеи — это революция в мыш- лении, маленькая или большая в зависимостиоттого, какие глубины его она затрагивает. Именно благодаря
437 идее мыслительный процесс не является чисто эволюци- онным процессом накопления мыслей. После того, как идея утвердилась в мышлении, она вызывает лавинообразное возникновение множества но- вых, подчиненных ей мыслей. Здесь идет обратный про- цесс: размножение — одна большая мысль (идея) делится на множество маленьких мыслей (следствий идеи). Идея развивает мышление также в том плане, что она и связанное с ней движение мысли придает всему мысли- тельному процессуспиралевидную форму. Схематически это можно представить следующим образом. Исходный пункт — возникновение мысли (первая до- гадка, предполагающая решение задачи). В самом начале она представляется как нечто цельное, нерасчлененное, непосредственное. Мысль только-только рождена интуи- цией и поэтому она — всецело интуитивная мысль. Чело- век принимает ее к последующей обработке, считает ее заслуживающей внимания, считает ее мыслью. Это тезис, начало витка. Сразу же после возникновения следует период сомне- ния, критической оценки, обработки новой мысли. Она подвергается испытанию, проверке, апробируется с по- мощью наличных мыслительных средств (знаний, логи- ки, убеждений). Это — антитезис, критика, испытание на прочность первоначальной мысли. Такая критика не ве- дет к полному уничтожению мысли. Она носит характер методологического сомнения, является проверкой ее жиз- неспособности. Если в процессе этой проверки мысль выдерживает тяжесть критики, сомнения, то она получает права гражданства в мышлении, т. е. становится идеей, приобретает статус идеи, оформляется в идею. Это — ко- нец витка спирали, синтез двух предыдущих этапов, воз- врат якобы к исходному, первоначальному, к интуитивно возникшей мысли. Человек больше не сомневается в серьезности, невздорности, ценности этой мысли-идеи. Он готов предпринять реальные шаги по ее осуществле- нию. С этой точки зрения идея — такая мысль, в пра- вильности, серьезности, важности которой человек убеж- ден, во всяком случае убежден настолько, что готов пред- принять ради ее проверки-осуществления конкретные практические шаги, готов затратить на нее не только уси-
438 лия ума, но также физическую силу и время. Оформлени- ем мысли в идею заканчивается первый виток спирали. Начало второго витка спирали совпадает с концом первого витка. Будучи синтезом-итогом в предыдущем цикле идея в то же время является исходным пунктом по- следующего цикла развития. Теперь мысль (в лице идеи) приобрела такую крепость и заряд энергии, которые по- зволяют ей двигаться дальше и выйти, наконец, за преде- лы собственно мышления в мир реального действия. Итак, в начале второго цикла имеется идея, которая может привести к новому знанию, эстетической реально- сти или же к новому овладению силами природы (обще- ства). Она, с одной стороны, содержит в себе возмож- ность нового открытия или изобретения, создания нового, а, с другой, играет роль руководящего принципа в даль- нейшей творческой деятельности. Начальный пункт вто- рого цикла (утверждение, тезис) — это не просто идея (как отправная точка, как некое статическое состояние), а развертывающаяся в систему мыслей (гипотезу, замысел, проект), активно утверждающая себя, “переживающая триумф”, “победоносно шагающая по мышлению” идея. Прежде чем перейти в стадию проверки/испытания, она развертывается в целую мыслительную систему (науч- ную гипотезу, художественный замысел или же практи- ческий проект). На второй стадии (антитезис) идет всестороннее ис- пытание, проверка идеи путем обращения к опыту, на- блюдению-эксперименту, к практическим действиям. Ученый проводит наблюдения, ставит эксперименты. Художник воплощает идею в реальность образа. Изобре- татель создает новый предмет искусственной природы, который увеличивает власть человека над природой. И т. д. Эта стадия в какой-то мере напоминает вторую ста- дию предыдущего цикла. Только в отличие от последней она не является чисто мыслительной стадией; центр тя- жести этой стадии постепенно перемещается из сферы идеального (умственных действий) в сферу реального (реальных действий). Здесь нет абсолютного повторения предыдущего цикла развития. Последняя, завершающая стадия этого цикла возвра- щает нас к исходному пункту. Идея, выдержав испытание
439 наблюдением, экспериментом, практикой, получила под- тверждение, права гражданства, но теперь уже не только в мышлении человека, а во всей его жизни и шире: в жизни людей вообще. Достигнув завершающей стадии творческого процесса, она перестает быть идеей, перехо- дит в новое состояние: либо в новое знание, либо в новую реальность, либо в новое произведение искусства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как идея развивает мышление» з дисципліни «Практична філософія або софологія»