ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

Как идея развивает мышление
Теперь о том, как мышлениеразвивается истано-
вится благодаря идее.
Любая мысль является специфическим противоречием
мышления, но лишь идея развивает его, поднимает на бо-
лее высокий уровень.
Рассмотрим мышление в плоскости постановки задачи
и ее решения. Сами по себе поиски решения, если они
безрезультатны, не развивают мышление. Когда задача
поставлена, то она, бесспорно, требует своего разреше-
ния, толкает мысль человека к поискам и в этом смысле
она является импульсом, побуждающим мысль двигаться,
не стоять на месте. Но этим и ограничивается ее значение
как двигателя мыслительного процесса. Движение мысли
в поисковом направлении не есть еще ее развитие. Тем
более нет развития в том случае, когда решение найдено
и вопрос исчерпан. Поэтому ни задача сама по себе, ни ее
решение не развивают мышление. Для того, чтобы оно
развивалось, необходимо соединение задачи и решения,
неопределенности, незавершенности задачи и определен-
ности, завершенности решения. И такое соединение дает
идея.
Теперь о мышлении в плане соотношения субъектив-
ного и объективного. Ясно, что мышление развивается,
становится по мере того (соответственно тому), как на-
зревают и разрешаются противоречия между субъектом
деятельности — человеком — и объектом деятельности

436
— окружающей реальностью. В процессе познания субъ-
ект стремится преодолеть отчужденность объекта, под-
чинить себя его власти, сделать его содержание содержа-
нием своего сознания. В практической деятельности
субъект, напротив, стремится подчинить объект своей
власти, превратить его в орудие удовлетворения своих
потребностей, сделать содержание своего сознания (про-
екты, замыслы) содержанием объекта.
В том и другом случае идеи играют роль посредст-
вующих звеньев — в движении от объекта к субъекту
(распредмечивании) или от субъекта к объекту (опредме-
чивании). Поэтому они необходимо участвуют в развитии
мышления, помогая ему “наполниться” новым содержа-
нием или материализоваться (объективизироваться).
И, наконец, о мышлении в плане соотношения логиче-
ского и интуитивного. Как уже было показано выше, идея
образуется на стыке этих двух способов мышления. По-
следние по-разному характеризуюттечение мыслитель-
ного процесса. Интуиция сообщает мышлению импуль-
сивность, скачкообразность, прерывность. Логика же
обусловливает плавность, непрерывность, постепенность
мыслительного процесса, последовательное выведение
одной мысли из другой. Поскольку идея объединяет ин-
туицию и логику, постольку она обусловливает синтез
прерывного и непрерывного в мышлении и тем самым
“делает” его развивающимся, становящимся процессом.
В самом деле, развивающися мыслительный процесс
не есть простое накопление мыслей. На каком-то этапе он
прерывается, происходит скачок, возникает идея. Для та-
кого процесса неприемлем тезис: чем больше мыслей,
тем лучше.
Идея является своеобразным водоразделом между
двумя стадиями накопления мыслей. Первая стадия нако-
пления интуитивно возникающих мыслей завершается
заменой их одной мыслью — идеей. Она прерывает про-
цесс накопления мыслей. Множество малоценных, не-
прочных, случайных мыслей заменяется одной большой
мыслью. Происходит скачок. Без преувеличения можно
сказать, чтовозникновение идеи — это революция в мыш-
лении, маленькая или большая в зависимостиоттого,
какие глубины его она затрагивает. Именно благодаря

437
идее мыслительный процесс не является чисто эволюци-
онным процессом накопления мыслей.
После того, как идея утвердилась в мышлении, она
вызывает лавинообразное возникновение множества но-
вых, подчиненных ей мыслей. Здесь идет обратный про-
цесс: размножение — одна большая мысль (идея) делится
на множество маленьких мыслей (следствий идеи).
Идея развивает мышление также в том плане, что она
и связанное с ней движение мысли придает всему мысли-
тельному процессуспиралевидную форму. Схематически
это можно представить следующим образом.
Исходный пункт — возникновение мысли (первая до-
гадка, предполагающая решение задачи). В самом начале
она представляется как нечто цельное, нерасчлененное,
непосредственное. Мысль только-только рождена интуи-
цией и поэтому она — всецело интуитивная мысль. Чело-
век принимает ее к последующей обработке, считает ее
заслуживающей внимания, считает ее мыслью. Это тезис,
начало витка.
Сразу же после возникновения следует период сомне-
ния, критической оценки, обработки новой мысли. Она
подвергается испытанию, проверке, апробируется с по-
мощью наличных мыслительных средств (знаний, логи-
ки, убеждений). Это — антитезис, критика, испытание на
прочность первоначальной мысли. Такая критика не ве-
дет к полному уничтожению мысли. Она носит характер
методологического сомнения, является проверкой ее жиз-
неспособности. Если в процессе этой проверки мысль
выдерживает тяжесть критики, сомнения, то она получает
права гражданства в мышлении, т. е. становится идеей,
приобретает статус идеи, оформляется в идею. Это — ко-
нец витка спирали, синтез двух предыдущих этапов, воз-
врат якобы к исходному, первоначальному, к интуитивно
возникшей мысли. Человек больше не сомневается в
серьезности, невздорности, ценности этой мысли-идеи.
Он готов предпринять реальные шаги по ее осуществле-
нию. С этой точки зрения идея — такая мысль, в пра-
вильности, серьезности, важности которой человек убеж-
ден, во всяком случае убежден настолько, что готов пред-
принять ради ее проверки-осуществления конкретные
практические шаги, готов затратить на нее не только уси-

438
лия ума, но также физическую силу и время. Оформлени-
ем мысли в идею заканчивается первый виток спирали.
Начало второго витка спирали совпадает с концом
первого витка. Будучи синтезом-итогом в предыдущем
цикле идея в то же время является исходным пунктом по-
следующего цикла развития. Теперь мысль (в лице идеи)
приобрела такую крепость и заряд энергии, которые по-
зволяют ей двигаться дальше и выйти, наконец, за преде-
лы собственно мышления в мир реального действия.
Итак, в начале второго цикла имеется идея, которая
может привести к новому знанию, эстетической реально-
сти или же к новому овладению силами природы (обще-
ства). Она, с одной стороны, содержит в себе возмож-
ность нового открытия или изобретения, создания нового,
а, с другой, играет роль руководящего принципа в даль-
нейшей творческой деятельности. Начальный пункт вто-
рого цикла (утверждение, тезис) — это не просто идея
(как отправная точка, как некое статическое состояние), а
развертывающаяся в систему мыслей (гипотезу, замысел,
проект), активно утверждающая себя, “переживающая
триумф”, “победоносно шагающая по мышлению” идея.
Прежде чем перейти в стадию проверки/испытания, она
развертывается в целую мыслительную систему (науч-
ную гипотезу, художественный замысел или же практи-
ческий проект).
На второй стадии (антитезис) идет всестороннее ис-
пытание, проверка идеи путем обращения к опыту, на-
блюдению-эксперименту, к практическим действиям.
Ученый проводит наблюдения, ставит эксперименты.
Художник воплощает идею в реальность образа. Изобре-
татель создает новый предмет искусственной природы,
который увеличивает власть человека над природой. И
т. д. Эта стадия в какой-то мере напоминает вторую ста-
дию предыдущего цикла. Только в отличие от последней
она не является чисто мыслительной стадией; центр тя-
жести этой стадии постепенно перемещается из сферы
идеального (умственных действий) в сферу реального
(реальных действий). Здесь нет абсолютного повторения
предыдущего цикла развития.
Последняя, завершающая стадия этого цикла возвра-
щает нас к исходному пункту. Идея, выдержав испытание

439
наблюдением, экспериментом, практикой, получила под-
тверждение, права гражданства, но теперь уже не только
в мышлении человека, а во всей его жизни и шире: в
жизни людей вообще. Достигнув завершающей стадии
творческого процесса, она перестает быть идеей, перехо-
дит в новое состояние: либо в новое знание, либо в новую
реальность, либо в новое произведение искусства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как идея развивает мышление» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Індекс прибутковості
Что значит «преодолеть инерцию»
Аудит платежів за ресурси
СТВОРЕННЯ І РОЗВИТОК ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ
Аудит тварин на вирощуванні та відгодівлі. Мета і завдання аудиту


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 600 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП