О ВЛИЯНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КИНО НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
Это влияние огромно и с каждым десятилетием, веком увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии. После публикации в конце XVIII века романа Гете «Страдания юного Вертера», который завершается само- убийством главного героя, по Европе прокатилась волна аналогичных самоубийств молодых людей из-за неразде- ленной любви. Известен эффект от показа ночью кабельным телеви- дением эротических фильмов в одном из подмосковных городов (кажется, в Клину). В течение короткого времени в этом городе резко увеличилась рождаемость. 1 В наше время негативное влияние книг, средств мас- совой информации (СМИ) на общество стало воистину угрожающим. Характерные примеры:
330 1. В США в конце марта 1998 г. два школьника уст- роили бойню в школе. Они устроили засаду напротив входа в школу. Один из них нажал кнопку пожарной сиг- нализации. Из школы стали выбегать учащиеся и препо- даватели. В этот момент малолетние преступники откры- ли огонь по выбегавшим. В результате несколько школь- ников и одна преподавательница были убиты. Об этом расстреле с подробностями сообщили все информацион- ные агентства. В течение нескольких дней СМИ вновь и вновь муссировали эту тему. И что же в итоге? Через не- которое время в другом американском городе школьник убил учительницу. Прошло еще некоторое время и опять школьник стрелял. Это уже волна преступлений в дет- ских учреждениях. Дело дошло до курьеза. 8 мая 1998 г. СМИ сообщили, что дошкольник 5-и лет (!) попытался застрелить из пистолета свою воспитательницу за то, что она поставила его в угол. К счастью, в стволе не было па- трона. Он был вынут незадолго до этого приятелем ма- ленького преступника. 5-летний преступник задержан за ношение оружия. 22 мая 1998 — сообщение информационных агентств: в США, в городе Спрингфилд 15-летний школьник в кафе школы устроил беспорядочную пальбу. В итоге 1 убитый, 16 раненых, из них 8 в тяжелом состоянии. Дома у этого школьника обнаружили два трупа. Предполагают, что это его родители. Сообщается также, что на прошлой неделе в США зафиксировано два подобных случая. Говорят об эпидемии подростковой преступности. 26 апреля 2002 г. произошла ужасная трагедия в Эр- фурте (Германия). Бывший школьник, 19-летний Роберт Штайнхойзер ворвался в гимназию имени Гутенберга, за- стрелил 13 учителей, 2-х школьниц, женщину- полицейского и затем застрелился. Всего погибло 16 че- ловек, а вместе с ним — 17. Гимназия лишилась четверти преподавательского состава. Штайнхойзер стрелял из пистолета. С собой у него было также помповое оружие. Он мстил за исключение из гимназии. А исключили его в декабре 2001 г. за подделку документов и за неуспевае- мость. Штайнхозер был хорошим стрелком, состоял в клубе стрелков. Он не ладил с матерью. Примечательная деталь из его биографии: он любил слушать песню, в ко-
331 торой были слова «убей учительницу». В Германии был объявлен двухдневный траур. Не прошло и недели, как в другом конце Европы, в городке Власеница (Босния) старшеклассник Петкович убил учителя истории и стрелял в учительницу, ранив ее в шею, и затем покончил с собой. Это случилось 28 апре- ля. Полиция связывает эту трагедию с недавним убийст- вом в Эрфурте бывшим школьником 16-и человек. 2. В последние годы в нашей стране отмечается целая серия трагических инцидентов в армии, когда военно- служащие применяют огнестрельное оружие против со- служивцев. Это самая настоящая информационная эпи- демия. СМИ растиражировали информацию об этих ин- цидентах и в итоге возник эффект домино. Растиражиро- ванная информация об одном инциденте подготавливает в умах некоторых военнослужащих почву для соверше- ния подобных действий. 3. То же самое с заказными убийствами. Эпидемия та- ких убийств в последние годы в нашей стране вызвана в значительной мере распространением информации об этих убийствах. Потенциальные заказчики убийств и са- ми платные убийцы психологически подготавливаются к подобным преступлениям, получают информацию по технологии и обстоятельствам преступлений. СМИ не- редко смакуют детали этих убийств, подробно рассказы- вают об их технологии, обстоятельствах, многократно, до навязчивости воспроизводят все перипетии убийств в информационных программах и специализированных пе- редачах (типа «криминальной хроники», «дорожного патруля», «Петровки 38»). 4. Список преступлений, самоубийств, инициирован- ных СМИ можно продолжать и продолжать. К их числу можно отнести распространение наркомании, некоторые виды самоубийств наркоманов (совсем недавно расска- зывалось о самоубийстве молодой пары наркоманов, прыгнувшей с крыши многоэтажного дома, и тут же че- рез несколько дней произошел аналогичный случай — молодой наркоман выбросился из окна и убился на смерть), захват заложников, телефонный терроризм. 5. В отдельных случаях некоторые авиакатастрофы, автокатастрофы и подобные катастрофы могут провоци-
332 роваться СМИ. Когда о них подробно рассказывается в СМИ, смакуются детали, то некоторые психологически неустойчивые летчики, автомобилисты под воздействием этой информации могут сильно тревожиться и даже запа- никовать. А от этого один шаг к ошибкам в управлении транспортным средством и катастрофе. 6. Давно известен криминальный эффект детективной литературы и детективных фильмов. Фантазия писателей и кинематографистов порой реализуется один к одному преступниками. Последние, используя детективы как ру- ководства, как учебные пособия, насыщаются информа- цией по технологии преступлений, психологически на- страиваются на совершение преступлений. Романтизация преступника в искусстве и литературе (например в фильмах «Крестный отец», «Однажды в Америке», «Лицо со шрамом», «Отпетые мошенники», «Гений», «Бригада») — один из факторов, способствую- щих совершению преступлений. 7. Еще один негативный эффект распространения ин- формации: сообщения о беспорядках, забастовках и голо- довках вызывают цепную реакцию новых беспорядков, забастовок и голодовок. Я убежден: если бы не было этих сообщений в СМИ, то не было бы этих эпидемий. Надо, наконец, понять обществу, что информационные сообщения оказывают мощное психологическое воздействие на массы людей. Если эти сообщения со знаком минус, то они вызывают всплеск в обществе разных фобий и агрессий1. В последнее время журналисты и руководители СМИ все чаще поступают как малые дети, играющие с огнем на территории нефтебазы. Вот два примера с видеокли- пами, показанными по РТР и музыкальному телеканалу Муз-TВ в конце декабря 2001 г.: в первом случае поющая девушка разбивает тяжелым предметом витрину магазина и забирает куклу (медвежонка); во втором случае (группа «Тату») девушка поет, сидя на унитазе и подготавливая адское устройство к взрыву (девушка вполне профессио- 1Фобия – навязчивое переживание страха, развивающееся при некоторых психозах. Агрессия – неспровоцированное нападе- ние с нанесением вреда-ущерба или угроза такого нападения.
333 нально вставляет в тротил взрыватели), в конце песни это устройство взрывается; она убивает то ли себя, то ли сво- его недруга. Эти видеоклипы — какое-тонегодяйство. Другого слова не подберу. Видеоклипы указывают еще на одну серьезную про- блему: неважное состояние дел в молодежной субкульту- ре. В ней сплошь и рядом демонстрируется- пропагандируется аморальное-преступное поведение. Видеоклипы — лишь маленький кусок этой демонстра- ции-пропаганды. Посмотрите, как называют себя поп- музыканты. Они прямо-таки соревнуются в изобретении названийпохлеще-покруче-пострашней («Ногу свело», «Руки вверх», «Авария», «Отпетые мошенники», «Аку- ла», «Ночные снайперы», «Стройный ряд авантюристов», «Дискотека Динамит» и т. д.). По поводу названия груп- пы «Отпетые мошенники» я имел неприятный разговор с 17-летней дочерью. Я выразил недоумение и возмущение этим названием, а она сказала, что ничего страшного в нем нет, при этом ссылалась на авторитет первоисточни- ка, откуда взято название (какой-то американский фильм). Мне пришлось возразить: нет ничего более аб- сурдного, чем называть музыкальную группу, испол- няющую красивые лирические песни (самая известная: «люби меня, люби») именем, весьма далеким от прекрас- ного и просто даже противоречащим ему. Вдумайтесь только: мошенники, да еще отпетые! Какие-то рецидиви- сты… Разве может быть красивым преступление, а кра- сота преступной?! Разве можно есть торт, намазанный горчицей или, еще хуже, калом?! Мне говорят: название «отпетые мошенники» — всего лишь шутка, прикол, же- лание привлечь внимание. На это отвечу: есть шутки и шутки. Есть такие шутки, за которые бьют по физионо- мии. И вообще, разве можно шутить с преступным созна- нием?! Одни пошутят, а другие всерьез воспримут. Удивляемся разгулу преступности, ругаем милицию за плохую работу, требуем ужесточения наказаний и не видим того, что сами мы, нормальные люди, вот такими своими заигрываниями с преступным сознанием толкаем людей в объятия преступности. Здесь еще есть один поворот проблемы. Когда юные не видят ничего страшного в анормальном, когда люди
334 привыкают к антикультуре анормального, то возникает ситуация «переоценки ценностей», перевертывания вверх дном. Нормальное становится редким, а, следовательно, ненормальным. Ненормальное же становится обыден- ным, привычным, почти нормальным1. (Петр Вайль 29 сентября 2003 г. в программе «Тем временем» телеканала «Культура» проговорился: «чем истеричнее, чем визгли- вее, тем нормальнее» — это он сказал о современном ис- кусстве). Честное, совестливое, доброе, нравственное по- ведение всё больше не в чести, а отклоняющееся поведе- ние (со всякими вывихами, динамитами, ночными снай- перами, отпетыми мошенниками) воспринимается как нормальное. (Вот пример. Известный поэт Дмитрий Пригов дого- ворился до того, что дважды назвал человека подлецом в телепрограмме «Деликатесы» по ТВЦ 23 марта 2003 г. Второй раз он сказал так: «Человек по своей натуре все равно подлец». Что можно на это сказать? Эпатаж, безот- ветственность, клевета на человека или потеря ориенти- ров, растерянность. Пригова можно только пожалеть. На- столько он отравлен ядом антикультуры и антигуманиз- ма... Видно, он мало видел в жизни любви, доброты, сер- дечности, благородства, совестливых, порядочных, дос- тойных людей. [К сведению: слово «подлец» в русском языке означа- ет «подлый, низкий, бесчестный человек, негодяй, мерза- вец», а слово «подло» — в высшей степени бесчестно, т. е. низко, гнусно2] Тот, кто утверждает, что человек по своей натуре под- лец, сам в сущности является таковым. «Всякий негодяй, — говорил В. В. Стасов, — всегда подозревает других людей в какой-нибудь низости»3.(Сравн.: «если человек 1 В американском фильме «Практическая магия», показанном по НТВ в воскресенье 5 октября 2003 г., тетя говорит своей племяннице: «Когда ты, наконец, поймешь, что нормальность не есть добродетель, а отсутствие мужества». Нечто подобное я слышу почти каждый день. Ницшеанство в чистом виде! Оп- ределенная часть художественной общественности просто по- мешалась на Ницше.2 См.: С.И.Ожегов. Словарь русского языка; Словарь синони- мов. Л., 1975.3 См.: К. Чуковский. Современники. М.,1962. С. 683.
335 сам стал хуже, то все ему хуже кажется» — М. Ю. Лер- монтов). О том же говорит грузинская мудрость: «злой человек полагает, что все люди подобны ему». У Шек- спира есть такие строки: И видит он в любом из ближних ложь, Поскольку ближний на него похож. (Уточнить!) И, напротив, «чем порядочнее человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии» (Цицерон). Утверждающий, что человек по своей натуре подлец, не просто непорядочный, а идейно-сознательно непоря- дочный, делающий философию из своей непорядочности. Либо свою личную непорядочность он возводит в непо- рядочность всех людей, либо всех кроме себя считает подлецами... В том и другом случае человек демонстри- рует прямо или косвенно свою непорядочность.) 2 Что делать обществу во всех этих случаях? Пассивно созерцать и ждать очередного преступления, катастрофы, беспорядков или же принять меры по ограничению рас- пространения информации о преступлениях, катастрофах, беспорядках? Защитники свободы слова, конечно, против каких-либо ограничений в распространении подобной информации. Конечно, они не правы.Свобода как тако- вая имеет ограничения внутри себя. Иначе это не сво- бода, а своеволие, произвол1.. Мне представляется, чтоСМИ должны руководство- ваться определенным кодексом поведения, сами себя ограничивать в распространении информации. Ведь не показывает же телевидение, скажем, половой акт в под- робностях. Почему же оно показывает в подробностях сцены насилия, убийства, следы насилия, смакует показ жертв убийства, без меры и без конца демонстрирует всякие разрушения, катастрофы? Нормального в жизни гораздо больше анормального. Люди любят друг друга, рожают, воспитывают детей, учатся, занимаются творчеством, делают открытия, изобретают, отдыхают, развлекаются, путешествуют, 1 Прошу понять меня правильно: я не выступаю против свобо- ды; напротив, мне близки идеалы либерализма. См. об этом: Л.Е.Балашов. Либерализм и свобода. М., ACADEMIA, 1999.
336 имеют разные хобби и т.д., и т.п. Это всё нормальные формы деятельности. Чем же переполнено информаци- онное пространство кино-, теле-, видео-, печатной про- дукции? Показом анормального: преступлений, насилия, катастроф, беспорядков, наркомании, алкоголизма, са- моубийств. В итоге в обществе создается гнетущая психологическая атмосфера. Люди больше, чем это не- обходимо, тревожатся, боятся. Предрасположенные к болезненным реакциям (фобиям) и к разным эксам (аг- рессиям) чаще совершают безумные поступки и престу- пления. Возникает порочный круг: СМИ показывают- смакуют анормальное; этот показ вызывает вторичный эффект, более широкую волну анормального. СМИ в расширенном варианте демонстрируют анормальное, что вызывает следующий, еще более мощный вал анор- мального, и так до коллапса. Безусловно, анормальное в определенных размерах нужно показывать — для выработки иммунитета, для знания того, что с человеком может случиться и к чему он должен быть готов. Нопоказывать анормальное ради самого анормального, чтобы пощекотать нервы и просто занять умы чем-то острым — аморально! Говорят еще: нормальное неинтересно, а анормальное интересно1. Это какое-то извращенное мнение. Как могут любовь, творчество, творческие искания и достижения, хобби, развлечения, путешествия и приключения неинте- ресны?! И как могут быть интересны убийство, насилие, злокозненное поведение преступника, вывихи маньяка?! К сожалению, нормальное в жизни воспринимают иногда как что-то обыденное, ординарное и потому скучное, не- интересное. Да, в ней есть и это: обыденное, ординарное, рутинное. Однако, как я уже говорил, нормальная жизнь не сводится к этим вещам. Нормальны ведь и любовная страсть, и творческий порыв, и многое, многое другое.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «О ВЛИЯНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КИНО НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»