ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

О ВЛИЯНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КИНО НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
Это влияние огромно и с каждым десятилетием, веком
увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии.
После публикации в конце XVIII века романа Гете
«Страдания юного Вертера», который завершается само-
убийством главного героя, по Европе прокатилась волна
аналогичных самоубийств молодых людей из-за неразде-
ленной любви.
Известен эффект от показа ночью кабельным телеви-
дением эротических фильмов в одном из подмосковных
городов (кажется, в Клину). В течение короткого времени
в этом городе резко увеличилась рождаемость.
1
В наше время негативное влияние книг, средств мас-
совой информации (СМИ) на общество стало воистину
угрожающим. Характерные примеры:

330
1. В США в конце марта 1998 г. два школьника уст-
роили бойню в школе. Они устроили засаду напротив
входа в школу. Один из них нажал кнопку пожарной сиг-
нализации. Из школы стали выбегать учащиеся и препо-
даватели. В этот момент малолетние преступники откры-
ли огонь по выбегавшим. В результате несколько школь-
ников и одна преподавательница были убиты. Об этом
расстреле с подробностями сообщили все информацион-
ные агентства. В течение нескольких дней СМИ вновь и
вновь муссировали эту тему. И что же в итоге? Через не-
которое время в другом американском городе школьник
убил учительницу. Прошло еще некоторое время и опять
школьник стрелял. Это уже волна преступлений в дет-
ских учреждениях. Дело дошло до курьеза. 8 мая 1998 г.
СМИ сообщили, что дошкольник 5-и лет (!) попытался
застрелить из пистолета свою воспитательницу за то, что
она поставила его в угол. К счастью, в стволе не было па-
трона. Он был вынут незадолго до этого приятелем ма-
ленького преступника. 5-летний преступник задержан за
ношение оружия.
22 мая 1998 — сообщение информационных агентств:
в США, в городе Спрингфилд 15-летний школьник в кафе
школы устроил беспорядочную пальбу. В итоге 1 убитый,
16 раненых, из них 8 в тяжелом состоянии. Дома у этого
школьника обнаружили два трупа. Предполагают, что это
его родители. Сообщается также, что на прошлой неделе
в США зафиксировано два подобных случая. Говорят об
эпидемии подростковой преступности.
26 апреля 2002 г. произошла ужасная трагедия в Эр-
фурте (Германия). Бывший школьник, 19-летний Роберт
Штайнхойзер ворвался в гимназию имени Гутенберга, за-
стрелил 13 учителей, 2-х школьниц, женщину-
полицейского и затем застрелился. Всего погибло 16 че-
ловек, а вместе с ним — 17. Гимназия лишилась четверти
преподавательского состава. Штайнхойзер стрелял из
пистолета. С собой у него было также помповое оружие.
Он мстил за исключение из гимназии. А исключили его в
декабре 2001 г. за подделку документов и за неуспевае-
мость. Штайнхозер был хорошим стрелком, состоял в
клубе стрелков. Он не ладил с матерью. Примечательная
деталь из его биографии: он любил слушать песню, в ко-

331
торой были слова «убей учительницу». В Германии был
объявлен двухдневный траур.
Не прошло и недели, как в другом конце Европы, в
городке Власеница (Босния) старшеклассник Петкович
убил учителя истории и стрелял в учительницу, ранив ее
в шею, и затем покончил с собой. Это случилось 28 апре-
ля. Полиция связывает эту трагедию с недавним убийст-
вом в Эрфурте бывшим школьником 16-и человек.
2. В последние годы в нашей стране отмечается целая
серия трагических инцидентов в армии, когда военно-
служащие применяют огнестрельное оружие против со-
служивцев. Это самая настоящая информационная эпи-
демия. СМИ растиражировали информацию об этих ин-
цидентах и в итоге возник эффект домино. Растиражиро-
ванная информация об одном инциденте подготавливает
в умах некоторых военнослужащих почву для соверше-
ния подобных действий.
3. То же самое с заказными убийствами. Эпидемия та-
ких убийств в последние годы в нашей стране вызвана в
значительной мере распространением информации об
этих убийствах. Потенциальные заказчики убийств и са-
ми платные убийцы психологически подготавливаются к
подобным преступлениям, получают информацию по
технологии и обстоятельствам преступлений. СМИ не-
редко смакуют детали этих убийств, подробно рассказы-
вают об их технологии, обстоятельствах, многократно, до
навязчивости воспроизводят все перипетии убийств в
информационных программах и специализированных пе-
редачах (типа «криминальной хроники», «дорожного
патруля», «Петровки 38»).
4. Список преступлений, самоубийств, инициирован-
ных СМИ можно продолжать и продолжать. К их числу
можно отнести распространение наркомании, некоторые
виды самоубийств наркоманов (совсем недавно расска-
зывалось о самоубийстве молодой пары наркоманов,
прыгнувшей с крыши многоэтажного дома, и тут же че-
рез несколько дней произошел аналогичный случай —
молодой наркоман выбросился из окна и убился на
смерть), захват заложников, телефонный терроризм.
5. В отдельных случаях некоторые авиакатастрофы,
автокатастрофы и подобные катастрофы могут провоци-

332
роваться СМИ. Когда о них подробно рассказывается в
СМИ, смакуются детали, то некоторые психологически
неустойчивые летчики, автомобилисты под воздействием
этой информации могут сильно тревожиться и даже запа-
никовать. А от этого один шаг к ошибкам в управлении
транспортным средством и катастрофе.
6. Давно известен криминальный эффект детективной
литературы и детективных фильмов. Фантазия писателей
и кинематографистов порой реализуется один к одному
преступниками. Последние, используя детективы как ру-
ководства, как учебные пособия, насыщаются информа-
цией по технологии преступлений, психологически на-
страиваются на совершение преступлений.
Романтизация преступника в искусстве и литературе
(например в фильмах «Крестный отец», «Однажды в
Америке», «Лицо со шрамом», «Отпетые мошенники»,
«Гений», «Бригада») — один из факторов, способствую-
щих совершению преступлений.
7. Еще один негативный эффект распространения ин-
формации: сообщения о беспорядках, забастовках и голо-
довках вызывают цепную реакцию новых беспорядков,
забастовок и голодовок.
Я убежден: если бы не было этих сообщений в СМИ,
то не было бы этих эпидемий. Надо, наконец, понять
обществу, что информационные сообщения оказывают
мощное психологическое воздействие на массы людей.
Если эти сообщения со знаком минус, то они вызывают
всплеск в обществе разных фобий и агрессий1.
В последнее время журналисты и руководители СМИ
все чаще поступают как малые дети, играющие с огнем
на территории нефтебазы. Вот два примера с видеокли-
пами, показанными по РТР и музыкальному телеканалу
Муз-TВ в конце декабря 2001 г.: в первом случае поющая
девушка разбивает тяжелым предметом витрину магазина
и забирает куклу (медвежонка); во втором случае (группа
«Тату») девушка поет, сидя на унитазе и подготавливая
адское устройство к взрыву (девушка вполне профессио-
1Фобия – навязчивое переживание страха, развивающееся при
некоторых психозах. Агрессия – неспровоцированное нападе-
ние с нанесением вреда-ущерба или угроза такого нападения.

333
нально вставляет в тротил взрыватели), в конце песни это
устройство взрывается; она убивает то ли себя, то ли сво-
его недруга. Эти видеоклипы — какое-тонегодяйство.
Другого слова не подберу.
Видеоклипы указывают еще на одну серьезную про-
блему: неважное состояние дел в молодежной субкульту-
ре. В ней сплошь и рядом демонстрируется-
пропагандируется аморальное-преступное поведение.
Видеоклипы — лишь маленький кусок этой демонстра-
ции-пропаганды. Посмотрите, как называют себя поп-
музыканты. Они прямо-таки соревнуются в изобретении
названийпохлеще-покруче-пострашней («Ногу свело»,
«Руки вверх», «Авария», «Отпетые мошенники», «Аку-
ла», «Ночные снайперы», «Стройный ряд авантюристов»,
«Дискотека Динамит» и т. д.). По поводу названия груп-
пы «Отпетые мошенники» я имел неприятный разговор с
17-летней дочерью. Я выразил недоумение и возмущение
этим названием, а она сказала, что ничего страшного в
нем нет, при этом ссылалась на авторитет первоисточни-
ка, откуда взято название (какой-то американский
фильм). Мне пришлось возразить: нет ничего более аб-
сурдного, чем называть музыкальную группу, испол-
няющую красивые лирические песни (самая известная:
«люби меня, люби») именем, весьма далеким от прекрас-
ного и просто даже противоречащим ему. Вдумайтесь
только: мошенники, да еще отпетые! Какие-то рецидиви-
сты… Разве может быть красивым преступление, а кра-
сота преступной?! Разве можно есть торт, намазанный
горчицей или, еще хуже, калом?! Мне говорят: название
«отпетые мошенники» — всего лишь шутка, прикол, же-
лание привлечь внимание. На это отвечу: есть шутки и
шутки. Есть такие шутки, за которые бьют по физионо-
мии. И вообще, разве можно шутить с преступным созна-
нием?! Одни пошутят, а другие всерьез воспримут.
Удивляемся разгулу преступности, ругаем милицию
за плохую работу, требуем ужесточения наказаний и не
видим того, что сами мы, нормальные люди, вот такими
своими заигрываниями с преступным сознанием толкаем
людей в объятия преступности.
Здесь еще есть один поворот проблемы. Когда юные
не видят ничего страшного в анормальном, когда люди

334
привыкают к антикультуре анормального, то возникает
ситуация «переоценки ценностей», перевертывания вверх
дном. Нормальное становится редким, а, следовательно,
ненормальным. Ненормальное же становится обыден-
ным, привычным, почти нормальным1. (Петр Вайль 29
сентября 2003 г. в программе «Тем временем» телеканала
«Культура» проговорился: «чем истеричнее, чем визгли-
вее, тем нормальнее» — это он сказал о современном ис-
кусстве). Честное, совестливое, доброе, нравственное по-
ведение всё больше не в чести, а отклоняющееся поведе-
ние (со всякими вывихами, динамитами, ночными снай-
перами, отпетыми мошенниками) воспринимается как
нормальное.
(Вот пример. Известный поэт Дмитрий Пригов дого-
ворился до того, что дважды назвал человека подлецом в
телепрограмме «Деликатесы» по ТВЦ 23 марта 2003 г.
Второй раз он сказал так: «Человек по своей натуре все
равно подлец». Что можно на это сказать? Эпатаж, безот-
ветственность, клевета на человека или потеря ориенти-
ров, растерянность. Пригова можно только пожалеть. На-
столько он отравлен ядом антикультуры и антигуманиз-
ма... Видно, он мало видел в жизни любви, доброты, сер-
дечности, благородства, совестливых, порядочных, дос-
тойных людей.
[К сведению: слово «подлец» в русском языке означа-
ет «подлый, низкий, бесчестный человек, негодяй, мерза-
вец», а слово «подло» — в высшей степени бесчестно, т.
е. низко, гнусно2]
Тот, кто утверждает, что человек по своей натуре под-
лец, сам в сущности является таковым. «Всякий негодяй,
— говорил В. В. Стасов, — всегда подозревает других
людей в какой-нибудь низости»3.(Сравн.: «если человек
1 В американском фильме «Практическая магия», показанном
по НТВ в воскресенье 5 октября 2003 г., тетя говорит своей
племяннице: «Когда ты, наконец, поймешь, что нормальность
не есть добродетель, а отсутствие мужества». Нечто подобное
я слышу почти каждый день. Ницшеанство в чистом виде! Оп-
ределенная часть художественной общественности просто по-
мешалась на Ницше.2
См.: С.И.Ожегов. Словарь русского языка; Словарь синони-
мов. Л., 1975.3
См.: К. Чуковский. Современники. М.,1962. С. 683.

335
сам стал хуже, то все ему хуже кажется» — М. Ю. Лер-
монтов). О том же говорит грузинская мудрость: «злой
человек полагает, что все люди подобны ему». У Шек-
спира есть такие строки:
И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож. (Уточнить!)
И, напротив, «чем порядочнее человек, тем труднее
ему подозревать других в бесчестии» (Цицерон).
Утверждающий, что человек по своей натуре подлец,
не просто непорядочный, а идейно-сознательно непоря-
дочный, делающий философию из своей непорядочности.
Либо свою личную непорядочность он возводит в непо-
рядочность всех людей, либо всех кроме себя считает
подлецами... В том и другом случае человек демонстри-
рует прямо или косвенно свою непорядочность.)
2
Что делать обществу во всех этих случаях? Пассивно
созерцать и ждать очередного преступления, катастрофы,
беспорядков или же принять меры по ограничению рас-
пространения информации о преступлениях, катастрофах,
беспорядках? Защитники свободы слова, конечно, против
каких-либо ограничений в распространении подобной
информации. Конечно, они не правы.Свобода как тако-
вая имеет ограничения внутри себя. Иначе это не сво-
бода, а своеволие, произвол1..
Мне представляется, чтоСМИ должны руководство-
ваться определенным кодексом поведения, сами себя
ограничивать в распространении информации. Ведь не
показывает же телевидение, скажем, половой акт в под-
робностях. Почему же оно показывает в подробностях
сцены насилия, убийства, следы насилия, смакует показ
жертв убийства, без меры и без конца демонстрирует
всякие разрушения, катастрофы?
Нормального в жизни гораздо больше анормального.
Люди любят друг друга, рожают, воспитывают детей,
учатся, занимаются творчеством, делают открытия,
изобретают, отдыхают, развлекаются, путешествуют,
1 Прошу понять меня правильно: я не выступаю против свобо-
ды; напротив, мне близки идеалы либерализма. См. об этом:
Л.Е.Балашов. Либерализм и свобода. М., ACADEMIA, 1999.

336
имеют разные хобби и т.д., и т.п. Это всё нормальные
формы деятельности. Чем же переполнено информаци-
онное пространство кино-, теле-, видео-, печатной про-
дукции? Показом анормального: преступлений, насилия,
катастроф, беспорядков, наркомании, алкоголизма, са-
моубийств. В итоге в обществе создается гнетущая
психологическая атмосфера. Люди больше, чем это не-
обходимо, тревожатся, боятся. Предрасположенные к
болезненным реакциям (фобиям) и к разным эксам (аг-
рессиям) чаще совершают безумные поступки и престу-
пления. Возникает порочный круг: СМИ показывают-
смакуют анормальное; этот показ вызывает вторичный
эффект, более широкую волну анормального. СМИ в
расширенном варианте демонстрируют анормальное,
что вызывает следующий, еще более мощный вал анор-
мального, и так до коллапса.
Безусловно, анормальное в определенных размерах
нужно показывать — для выработки иммунитета, для
знания того, что с человеком может случиться и к чему
он должен быть готов. Нопоказывать анормальное ради
самого анормального, чтобы пощекотать нервы и
просто занять умы чем-то острым — аморально!
Говорят еще: нормальное неинтересно, а анормальное
интересно1. Это какое-то извращенное мнение. Как могут
любовь, творчество, творческие искания и достижения,
хобби, развлечения, путешествия и приключения неинте-
ресны?! И как могут быть интересны убийство, насилие,
злокозненное поведение преступника, вывихи маньяка?!
К сожалению, нормальное в жизни воспринимают иногда
как что-то обыденное, ординарное и потому скучное, не-
интересное. Да, в ней есть и это: обыденное, ординарное,
рутинное. Однако, как я уже говорил, нормальная жизнь
не сводится к этим вещам. Нормальны ведь и любовная
страсть, и творческий порыв, и многое, многое другое.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «О ВЛИЯНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КИНО НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
Формування банківського портфеля цінних паперів та управління ним
Теорема іррелевантності
Етапи процесу кредитування


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 714 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП