Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематиза-ции философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый от-печаток профессиональной ограниченности, субъективности на этой проблеме. В зависимости от личного опыта и склада ума од-ни философы считают эту проблему искусственной, надуманной, вчерашним днем философии, а другие считают ее важной, заслу-живающей внимания философской проблемой. В том и другом случае проблема исследования и систематизации категорий субъ-ективно ограничена и не поддается разумному решению. Суть в том, что надо выйти за рамки этой проблемы и взглянуть на дело шире, не с чисто философских, узко цеховых позиций, а с точки зрения объективной, естественной систематики категорий. Хотят или не хотят философы обсуждать проблему категорий, незави-симо от них она властно заявляет о себе как необходимость мыс-лить сознательно-системно, во всеоружии категориального аппа-рата мышления. Бессознательно люди давно уже мыслят системно. Для этого они выработали целый комплекс вопросов: что? кто? чей? когда? где? куда? откуда? как? какой? каким образом? в какой мере? сколько? почему? отчего? зачем? для чего? ради чего? как воз-можно? что делать? и т.д. В этих вопросах отчетливо прогляды-вают категориальные формы мышления. (Философы, кстати, яв-ляются своего рода повивальными бабками, помогающими рож-дению, т.е. осознанию людьми категорий мышления — под ви-дом философских категорий и понятий.) Категории функционируют, работают, действуют в нашем мышлении, хотим мы этого или нет, более того, они формируют, организуют, упорядочивают мышление. В самой природе мыш-ления заключен определенный категориальный строй, порядок. Люди мыслят в той степени, в какой они пользуются категория-ми. Впервые об этом со всей определенностью сказал И. Кант: "Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помо-щью категорий"1. Это открытие Канта базируется на солидной философской традиции, начало которой положил Платон и кото-рую в новое время поддержали великие рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц. Открытие Канта воспринял и развил Гегель. Вся логическая система Гегеля есть не что иное, как грандиозная попытка от-крыть естественную систематику категорий. Кант только поста-вил проблему, Гегель же попытался ее решить. У него можно встретить немало высказываний о естественной логике мышле-ния, естественной системе категориальных определений. В этих идеалистических по форме высказываниях заключены важные мысли, которые можно было бы сформулировать так. Каждая категория — не только момент системы, но и сама является системой более частных категорий и понятий. Она — вершина гигантской пирамиды понятий. И в целом система ка-тегорий — это вершина пирамиды всех человеческих понятий. Как с помощью трех десятков букв в алфавите выражается все богатство человеческого языка, так с помощью нескольких де-сятков категорий выражается все многообразие человеческих понятий и, соответственно, объективного мира. В современных научных исследованиях происхождения чело-веческого мышления ученые приходят к тем же выводам, кото-рые делали раньше великие философы. И то, что у философов носило характер догадки, у современных ученых приобретает ха-рактер научно обоснованных утверждений. Немецкий психолог Ф. Кликс совершенно четко указывает, например, на наличие у архаического мышления определенной категориальной организа-ции . Выдающийся русский филолог-славист А.А. Потебня более ста лет назад писал о происхождении категорий: "... труды обосо-бившихся наук и таких-то по имени ученых являются здесь (в ис-тории языка — Л.Б.) лишь продолжением деятельности племен и народов. Масса безымянных для нас лиц, масса, которую можно рассматривать как одного великого философа, уже тысячелетия совершенствует способы распределения по общим разрядам и ус-корения мысли и слагает в языке на пользу грядущим плоды сво-их усилий" . В отечественной философии последних десятилетий неодно-кратно высказывались мысли о категориальном строе мышления. Например, М.М. Розенталь писал в 1957 году: "Если в обыден-ном мышлении категории эти (философские категории — Л.Б.) применяются большей частью неосознанно, то в науке мышле-ние, сознательно опирающееся на логические категории, является необходимостью" . А.Т. Артюх отмечал в книге "Категориальный синтез теории", что "в действительности категории — это средства человеческого мышления как они функционируют в процессе мыслительной деятельности. Мы их называем философскими, учитывая, что указанный аспект мышления... изучает философия" . А.Т. Артюх, наверное, один из первых в отечественной философии употребил выражение "категориальный строй мышления" . Им и другими философами употреблялись также выражения "категориальный аппарат мышления", "категориальная структура мышления", "ка-тегориальный каркас мышления", "категориальная сетка мышле-ния". Е.П. Ситковский, комментируя Малую логику Гегеля, солида-ризировался с последним в вопросе о естественной логике мыш-ления . Э.В. Ильенков указывал на необходимость создания капи-тального труда о системе категорий . В.Б. Кучевский и С.М. Шалютин обосновывают необходимость исследования ка-тегориальной логики мышления . -------------- Итак, в самой природе мышления заключен определенный ка-тегориальный строй, порядок. Если мы бессознательно пользуем-ся стихийно сложившейся категориальной логикой мышления, то спрашивается, зачем нужно еще открывать ее, строить адекват-ную систему философских категорий? Дело в том, что настоящая "отдача" категорий мышления как идеальных орудий деятельно-сти возможна лишь при условии осознания их в системе. Сти-хийное, полуосознанное использование категорий чревато посто-янными "кренами", абсолютизацией одних категорий в ущерб другим. Осознание категориальной логики в ходе исторического раз-вития человеческой мысли протекало неравномерно. Отсюда, в частности, разноголосица философских учений и взглядов. Кате-гориальная культура мышления может быть основана только на достаточно полном и уравновешенном представлении о системе категорий мышления, а через нее — об объективной системе форм бытия, категориальных определений мира. В связи с вопросом о категориальной логике неизбежно воз-никает вопрос, в каком порядке располагаются категории, как они соотносятся друг с другом. Пока твердо установлено, что ка-тегории располагаются парами (диадами) или триадами (обнару-жены связи типа "пространство-время", "необходимость-случайность", "качество-мера-количество"). Философы давно пы-таются открыть связи более высокого порядка — не между от-дельными категориями, а между категориальными парами, се-мействами. Пока эти попытки не увенчались сколько-нибудь не-оспоримыми находками. Тем не менее они продолжаются, не мо-гут не продолжаться, так как философы никогда не смирятся с полухаотическим представлением выявленного множества кате-горий и понятий .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ» з дисципліни «Світ очима філософа»