БАНК КАК СУБЪЕКТ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, НЕ ПОСЯГАЮЩИМИ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ
Одним из наиболее эффективных современных методов борьбы с опасными формами организованной преступности является лишение преступника возможности владеть, пользоваться, распоряжаться денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступлений. Весомым шагом в реализации указанного метода стало принятие в 2001 году Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»2 (далее - «грязные» деньги), направленного на совершенствование в России правового механизма борьбы с экономической основой преступности. Этот шаг предоставил государству дополнительные правовые и организационные возможности для предупреждения операций с денежными средствами или иным имуществом, добытым в результате преступной деятельности, а также для идентификации и розыска материальных ценностей, подлежащих конфискации. Одновременно Закон расширил число организаций, обязанных участвовать в реализации мер противодействия легализации (отмыванию) «грязных» денег. В частности, речь идет о коммерческих банках и других организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также о Комитете Российской Федерации
1 См.: Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безо пасности Российской Федерации» от 10 января 2000 г. № 24 // Энциклопедия рос сийского права. Федеральный выпуск. М/.АРБТ, 2000, март. 2 См.: Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» 07.08.2001 г. № 115-ФЗ// Собрание законодатель ства РФ, 13.08.2001 г., № 33 ч. 1, ст. 3418.
165
по финансовому мониторингу (КФМ России), образованном Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263.1 В соответствии с названным выше Законом коммерческий банк приобрел статус субъекта выявления и предупреждения преступлений, не связанных непосредственно с посягательствами на его безопасность. Согласно представлениям современной юридической науки, «субъект какой-либо деятельности - это носитель функциональных прав и обязанностей, обладающей компетенцией по участию в такой деятельности. Отнесение лица или организации к числу таких субъектов означает, по общему правилу, постоянное или длящееся (систематическое) участие в ней».2 В данном случае банк законодательно наделен не только специфическими правами, обязанностями и компетенцией в сфере выявления и предупреждения конкретного вида преступлений, но и обязан принимать постоянное участие в правоохранительной деятельности. Уникальность сложившейся ситуации заключается, в первую очередь, в том, что банк не является государственной организацией, однако должен участвовать в реализации мер, которые, по большому счету, выходят за пределы целей банковской деятельности. В частности, банк обязан: - отслеживать попытки легализации «грязных» денег в про цессе банковских операций (размещения денежных средств во вклады, на депозиты, использования кредитов, осуществления пла тежей при помощи электронной межбанковской системы расчетов, расчетно-кассового обслуживания клиентов и установлении других договорных отношений); - идентифицировать лиц, совершающих подозрительные операции с денежными средствами или иным имуществом; - документально фиксировать и представлять в уполномо ченный орган сведения об операциях с денежными средствами или ' Далее в соответствии с целями настоящей работы борьба с отмыванием «грязных» денег рассматривается с позиций коммерческого банка. Участие в ней других негосударственных организаций не исследуется. Теоретические основы предупреждения преступности. М.:1977. С. 133. 166
иным имуществом, вызывающих подозрение в отмывании «грязных денег», и о причастных к ним лицах. По сути дела, речь идет об обязанности банка осуществлять информационно-познавательную деятельность, направленную на выявление признаков возможной преступной деятельности, документально фиксировать указанную информацию и направлять ее в уполномоченный орган исполнительной власти (КФМ России) для принятия решения о передаче материалов правоохранительным органам. Собранные банком материалы предназначены для возможной реализации в уголовно-судебной сфере. Они могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Кроме того, банку предписывается накапливать, систематизировать, идентифицировать сведения об указанных в законе операциях и лицах, хранить собранную информацию в условиях конфиденциальности и выдавать ее по запросам уполномоченных органов. То есть, фактически создать и обеспечить функционирование специализированной системы криминалистической регистрации, признаки которой подробно исследованы в криминалистической литературе1. Таким образом, с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», на банк впервые в законодательном порядке возложены задачи выявления, хранения и передачи информации в целях борьбы с преступлениями определенного вида. Других целей сбора указанной информации закон не указывает. 'См.: Криминалистика: Учебник/ Под ред. Е.П. Ищенко. М.: Юристь, 2000. С.280- 287. 167
Второй важной особенностью ситуации является возложение на банк обязанностей подготовить и осуществить меры, обеспечивающие выполнение указанных выше задач. С этой целью ему предписано разработать соответствующие программы выявления и фиксирования признаков возможных преступных действий, обучить специально уполномоченных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и организовать их деятельность в рамках службы внутреннего контроля банка. Наибольшую трудность для банка по понятным причинам представляет собой несвойственная его основным целям обязанность разработать в соответствии с требованиями ст. 7 названного Закона правила внутреннего контроля, которые должны включать в себя, в частности, «критерии выявления» и «признаки» сделок, характерных для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Обнаружение банком указанных «критериев», «признаков» и «иных обстоятельств, дающих основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем», должно являться, согласно закону, основанием для документального фиксирования и направления в уполномоченный орган информации о совершаемых сделках. Поскольку в данном случае речь идет о выявлении признаков преступления, представляется вполне очевидным, что основой для разработки правил внутреннего контроля банка, которые направлены на обнаружение признаков преступной деятельности, должна служить частная криминалистическая методика выявления, предупреждения и расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК (легализация «отмывание» денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), до настоящего времени не разработанная. Потребность в ней объясняется наличием в данном случае общих задач для подразделений внутреннего контроля банка и правоохранительных органов. Правила внутреннего контроля должны содержать научно обоснованную систему рекомендаций криминалистического характера по наиболее рациональному и эффективному выполнению работниками банка возложенных на них новых задач. Для разработки 168
указанных рекомендаций банку желательно располагать данными криминалистической методики, которые относятся к способу совершения и сокрытия преступления, к оценке возможных признаков незаконной легализации «грязных» денег, к приемам противодействия выявлению «отмывания» незаконно полученных доходов. Разработка комплекса криминалистических рекомендаций в интересах банка в нашем случае предполагает: 1) создание криминалистической характеристики преступле ний, предусмотренных ст. 174 УК; 2) описание типичных ситуаций внутреннего контроля; 3) изложение типовых задач, возникающих перед работника ми банка в связи с указанными ситуациями. В качестве основных источников для разработки комплекса криминалистических рекомендаций следует использовать нормы действующего законодательства, обобщенный опыт следственной и оперативно-розыскной работы и положения науки криминалистики. Источниками права при разработке как методики, так и рекомендаций, наряду с нормами УК (ст. ст. 174), Федеральными законами «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», «О банках и банковской деятельности» и Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263, являются «Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля и целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (приложение к указанию оперативного характера Банка России. № 137-Т от 28.11.2001 г.); Положение «О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 28.11.2001 г. № 160-П и Положение «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 28.11.2001 г. № 161-П.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БАНК КАК СУБЪЕКТ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, НЕ ПОСЯГАЮЩИМИ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ» з дисципліни «Безпека комерційного банку: організаційно-правові і криміналістичні проблеми»