Для исследования закономерностей формирования депозитов до востребования рассмотрим наиболее характерные примеры распределений остатков по текущим счетам клиентов [79, 80, 95, 110]. На рис. 3.1 представлены кредитовые обороты, остатки по текущему счету одного из клиентов, а также гистограмма, характеризующая распределение остатков как случайных величин. Гистограмма отражает количество событий, попавших в определенные интервалы по соответствующим величинам остатков. Для того, чтобы не усложнять изложение материала математическими выкладками и рассмотрением разнообразных нестандартных законов распределения с выводом сложных зависимостей, ограничимся только представлением гистограмм.
Рисунок 3.1 – Периодическое формирование остатков средств по текущему счету
В целом по данному счету остатки нерегулярны, преобладают их нулевые значения. При этом наблюдаются «всплески», которые по времени совпадают с пополнением счета: поступающие средства расходуются сразу же, что и является причиной незначительных остатков до следующих поступлений. Средства на текущий счет поступают нерегулярно, их размер сильно варьирует. Данный клиент не располагает существенными свободными средствами на текущем счете, т.к. в силу недостаточности финансирования его расходы едва покрываются поступлениями. Данный клиент по существу сводит «концы с концами» и его можно охарактеризовать как «бедного». Рис. 3.2 похож на рис. 3.1, однако при более детальном его рассмотрении видно, что кредитовые обороты более стабильны, чем на рис. 3.1 и, несмотря на то, что остаток по счету также подвержен сильным колебаниям, гистограмма распределения является более «насыщенной». Диапазоны отклонения депозитов по данному счету находятся в пределах от нуля до 140 тыс. грн., остатки не продолжительны, носят краткосрочный характер. Вероятность появления фиксированного остатка, отличного от нуля более высока, чем в первом случае, у клиента уже появляются временно свободные денежные средства, которые и формируют остаток по счету.
Рисунок 3.2 – Регулярное формирование остатков по текущему счету Данный клиент выходит из состояния «бедности», однако он еще на пути к «состоятельности». Для банка такой клиент представляется более привлекательным. Количество таких клиентов в настоящее время является существенным и они определяют формирование большей части текущих банковских пассивов. Рисунок 3.3 характеризуется значительными всплесками поступлений и сумм остатков, приходящихся на летние периоды. В данном случае просматривается сезонный характер деятельности клиента. С апреля месяца поступают авансовые платежи за предоставление услуг в последующий летний период, кредитовые обороты постепенно растут и уменьшаются к сентябрю. Это приводит к формированию значительных сезонных остатков в курортные периоды, так как поступления намного перекрывают текущие расходы. С сентября по апрель наступает «мертвый сезон» в деятельности клиента, остатки уменьшаются, поступления минимальны, а неизбежные расходы приводят к постепенному уменьшению остатков. Данный клиент устойчиво работает с хорошими результатами в период сезона, в остальное время его деятельность является слабой. Соответствующим образом выглядит и гистограмма.
Рисунок 3.3 – Сезонное формирование остатков по текущему счету При одинаковых кредитовых оборотах по текущим счетам остатки могут существенно отличаться не только в зависимости от различной состоятельности клиентов, но и от их умения управлять данными средствами. данные случаи характеризуются графиками, представленными на рис. 3.4 (по трем клиентам а, б, в). При этом кредитовые обороты еще более стабильны, чем на рис. 3.1 и 3.2 (поступления на счет осуществляются в том или ином размере ежедневно), просматривается периодическое формирование стабильного остатка по счету. Как следствие гистограммы имеют несколько смещенный характер, что говорит о появлении неснижаемого остатка.
Рисунок 3.4 – Остатки средств по текущим счетам клиентов в зависимости от управляемости счетом
Клиенты работают с «запасом средств», на их счетах регулярно формируются остатки, динамика которых свидетельствует об активной деятельности клиента. Такие клиенты весьма желательны для банка: они активно осуществляют расчеты (дают комиссионные доходы), а также формируют дешевые банковские ресурсы. «Оседание» средств на счете в существенной мере зависит от того, насколько квалифицированно и тщательно клиент управляет своими средствами. Клиент – «рачительный хозяин» следит за тем, чтобы сразу же после поступления на счет средства были проплачены в соответствии с его деятельностью. Это уменьшает его кредиторскую задолженность, укрепляет репутацию как надежного партнера и позволяет вести бизнес с меньшим объемом заемных средств. Исходя из этого можно было бы ожидать, что у такого типа клиентов остатки будут минимальны. Однако исследование показало, что этому противодействует ряд факторов: во-первых, клиент вынужден формировать определенные накопления для выплаты заработной платы, перечислений налоговых платежей и т.д. и это приводит к накоплению остатков на счете. Но главным фактором является невозможность «обнуления» клиентом его текущего счета при активных кредитовых оборотах по нему в течение банковского дня. Клиент осуществляет переводы до окончания операционного времени банка, а средства поступают на его счет и после этого до закрытия банковского дня. В результате на окончание дня формируются определенные остатки даже при высокой управляемости клиентом своими средствами. Чем больше обороты по текущему счету и чем выше интенсивность (частота) поступлений в течение дня, тем больше неснижаемые остатки. Характерной особенностью обычного текущего счета является его периодическое «обнуление», у клиентов же работающих достаточно активно неснижаемый остаток формируется даже при высоком уровне управляемости счетом (рис. 3.4 в). Таким образом, причиной формирования остатка средств по текущему счету является несовпадение сроков поступлений средств на счет и их изъятия со счета (т.е. кредитования и дебетования счета) при наличии ограничений: недопущении по текущему счету дебетового сальдо и невозможности клиентом дебетования счета после окончания операционного дня банка, а также необходимостью для клиента периодически производить накопления средств на счете для обязательных платежей. В результате взаимодействия этих факторов остатки на текущих счетах образуются как следствие динамического равновесия поступлений и оттока средств при общих ограничениях, накладываемых особенностями работы текущих счетов, банковского обслуживания и особенностями деятельности клиента, в т. ч. его стремлением к минимизации остатка на текущем счете на окончание каждого банковского дня. Иная закономерность распределения остатков прослеживается по текущему счету, представленному на рис. 3.5. Клиент расходует средств меньше, чем их поступает, т.е. происходит их накопление. Анализ показал, что это не единственный счет у клиента – в других банках он работает по счетам более активно. А данный счет, начиная с апреля, держит как резервный и накапливает средства для значительных расходов и инвестиций. Из графика видно, что одна из них имела место в конце года. Гистограмма распределения остатков по данному счету имеет явную вершину, которая расположена далеко от нулевого уровня и смещена вправо, что объясняется наличием значительного неснижаемого остатка на счете.
Рисунок 3.5 – Распределение остатков средств по текущему счету клиента, нерационально управляющего средствами
Данный тип клиента рассматривается банком как приоритетный с точки зрения формирования ресурсов. Такой клиент может быть назван «богатым», однако следует отметить, что он нерационально управляет своими средствами, не переводит их своевременно в срочные депозиты. Банки, как правило, не спешат в таких ситуациях подсказывать клиенту об этом. Исключение составляет обслуживание VIP-клиентов, при котором менеджерам банка часто вменяется в обязанности и подготовка рекомендаций по совершенствованию управления средствами клиента. Обобщая рассмотренные случаи формирования депозитов до востребования по текущим счетам юридических лиц необходимо обратить внимание на широкий их диапазон. Представление об этом дают оси ординат графиков: на рис. 3.1 максимальная величина депозита составляет 140 тыс. грн.; на рис. 3.2 – 60 тыс. грн.; на рис. 3.3 – 300 тыс. грн.; на рис. 3.4 – 75 тыс. грн., а на рис. 3.5 – 17 млн. грн. Решение о создании крупных филиалов банков, как правило, принимается при наличии в регионе не менее одного-двух крупных «базовых» клиентов, готовых перейти на обслуживание [125, с.50]. На рис. 3.6 представлены графики формирования клиентской базы, кредитовых оборотов и остатков на текущих счетах клиентов филиала банка с начала его создания в регионе, имеющем достаточно развитую банковскую сеть. Рост кредитовых оборотов и остатков на текущих счетах обусловлен дополнительным привлечением на обслуживание ежемесячно около 18 СПД. В целом наблюдается наращивание кредитовых оборотов и остатков. На отдельных участках представленных графиков имеет место снижение кредитовых оборотов и остатков на текущих счетах СПД при росте количества обслуживаемых клиентов. Определить причины такого изменения параметров на основе статистических данных по всей совокупности текущих счетов клиентов практически невозможно, поскольку между ними отсутствует функциональная зависимость. Связано это не только со значительным количеством клиентов банка, но и с тем, что в случае перехода клиента на расчетно-кассовое обслуживание в другой банк он, как правило, не закрывает текущий счет, а лишь переводит финансовые потоки на новый счет. Поэтому при управлении текущими пассивами (с учетом динамики клиентской базы) весьма важно знать причины замедления роста остатков на текущих счетах или их снижения, является ли это следствием перевода части или всех финансовых потоков в другой банк, либо проявлением особенностей производственно-хозяйственной деятельности клиента, либо ухудшением его финансового состояния. Предполагая, что крупные СПД с большими оборотами и остатками на текущих счетах оказывают и большее влияние на характер и параметры формирования текущих пассивов, все клиенты банка были разделены на две группы: крупные «базовые» и прочие (средние и малые). На рис. 3.7 представлены графики фактического формирования остатков на текущих счетах данных групп клиентов.
Рисунок 3.6 – Количество клиентов-СПД, кредитовые обороты и остатки на текущих счетах
Рисунок 3.7 – Динамика остатков средств на текущих счетах крупных «базовых» клиентов и прочих СПД (средних и малых) Анализ особенностей формирования остатков на текущих счетах крупных «базовых» клиентов показал, что для данной группы СПД характерно значительное изменение средневзвешенных значений остатков средств на счетах. Остатки средств на текущих счетах прочих, «не базовых» клиентов имеют устойчивый рост в соответствии с фактическим наращиванием клиентской базы. Исключением является лишь эпизод незначительного снижения остатков по причине перевода клиентом финансовых потоков на текущий счет, открытый в другом банке. С целью определения характерных особенностей изменения параметров финансовых потоков по текущим счетам СПД произведен анализ оборотов и остатков средств на текущих счетах предприятий промышленности, строительства, торговли и транспорта (включая портовые учреждения). Результаты данного анализа дают основание утверждать, что формирование остатков на текущих счетах СПД независимо от их отраслевой принадлежности имеет индивидуальный характер.
Рисунок 3.8 – Динамика остатков на текущих счетах строительных предприятий На рис. 3.8 и 3.9 в качестве примеров приведены графики фактического формирования остатков на счетах трех СПД, относящихся к строительной отрасли и двух СПД, основным видом деятельности которых является торговля. Существенные различия в формировании остатков средств на текущих счетах клиентов даже одной отраслевой принадлежности объясняются тем, что руководство СПД в каждом конкретном случае субъективно осуществляет управление финансовыми потоками в отношениях с контрагентами по бизнесу, переводя средства через свои счета, открытые в различных банках. Одновременно с этим прослеживаются и устойчивые зависимости. Так строительные предприятия (рис. 3.8 б, в) и предприятие оптово-розничной торговли (рис. 3.9 б) устойчиво наращивают обороты и остатки по своим счетам в рассматриваемом банковском учреждении и в дальнейшем могут стать теми его клиентами, которые сформируют стабильную составляющую текущих пассивов.
Рисунок 3.9 – Динамика остатков на текущих счетах предприятий оптово-розничной торговли Графики, представленные на рисунке 3.10 показывают, что формирование остатков и оборотов по счетам различных групп предприятий может существенно отличаться. В целом по предприятиям торговли (рис. 3.10 а) характерны незначительные остатки средств при больших оборотах. По группе частных предпринимателей (рис. 3.10 б) рост оборотов по текущим счетам сопровождается ростом остатков на них, что объясняется значительным количеством счетов, открытых данной группой СПД в анализируемом периоде. Одновременно с этим встречаются предприятия, у которых обороты по счету меньше остатков (рис. 3.10 в), в данном случае это наблюдается у государственных предприятий, осуществляющих прием платежей за оказываемые портовые услуги.
Рисунок 3.10 – Остатки и обороты по текущим счетам различных групп СПД: а) предприятий торговли; б) частных предпринимателей; в) предприятий, оказывающих портовые услуги Анализ формирования остатков на текущих счетах клиентов показал, что формальному математическому описанию этот процесс не поддается. Для анализа их динамики с целью прогнозирования и управления данным видом текущих пассивов банка необходимо всю клиентскую базу разделить по величине остатков и оборотов по текущим счетам на две-три группы: базовые ресурсообразующие СПД, средние и мелкие СПД (в т.ч. – предприниматели). При этом анализ текущих пассивов клиентов первой группы необходимо осуществлять индивидуально исходя из их значимости, а клиентов второй и третьей группы – на основе анализа параметров потоков и остатков на счетах по совокупности СПД соответствующих групп. В итоге можно отметить, что при большом количестве текущих счетов (по рассмотренным банковским учреждениям их количество составляет от 360 до 1350) распределение совокупности всех депозитов до востребования является результатом сложения большого количества случайных величин, имеющих не только различные законы распределения, но и весьма отличающиеся диапазоны рассеивания. Этим объясняется индивидуальный характер распределения депозитов до востребования и их величин. Многообразие индивидуальных особенностей распределения остатков необходимо учитывать в практической деятельности при прогнозировании динамики текущих пассивов. В силу рассмотренного выше нет необходимости выполнения трудоемкой работы по оценке распределений остатков по отдельным счетам и их последующего суммирования. Дальнейшие исследования будут направлены на исследование закономерностей распределения как по отдельным депозитам до востребования, так и по текущим пассивам в целом. Учет индивидуальных особенностей депозитов до востребования, характера и параметров их распределения являются необходимой составной частью разработки теории трансформации банковских ресурсов. Для формирования текущих пассивов коммерческим банкам необходимо вести постоянную работу по привлечению новых клиентов на расчетно-кассовое обслуживание, а также на обслуживание с применением пластиковых карточек. При оценке влияния на ресурсную составляющую банка ожидаемого увеличения количества обслуживаемых клиентов следует производить сравнение по аналогии с клиентами, имеющими сопоставимые обороты и характер деятельности. В случае возможного оттока части клиентов необходимо проведение анализа по совокупности их текущих счетов с оценкой возможных потерь и разработкой мер по их компенсации, в т.ч. и путем реструктуризации пассивов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Остатки средств на текущих клиентских счетах» з дисципліни «Процеси трансформації банківських ресурсів»