Отличительной чертой структуры прав собственности на го- сударственных предприятиях является отсутствие права на сво- бодную продажу всех остальных правомочий. Правом на оста- точный доход обладает государство. Это означает, что отсутствует ярко выраженная группа лиц, претендующих на остаточный до- ход, т.е. функции принятия риска, которую выполняет собствен- ник, и функции управления здесь не разделены. Собственники государственных предприятий не вправе уклониться от своей обязанности по содержанию государственной собственности, поэтому их участие во владении этой собственно- стью недобровольное. Теории, пытающиеся объяснить поведение государствен- ного предприятия, исходят из предпосылки, что управляющие государственных предприятий стремятся максимизировать по-
335 5.2. Альтернативные фирмы деловых предприятий литическую поддержку и эта цель достигается ими путем произ- водства тех характеристик, которые сигнализируют о хорошей работе. Увеличивая политическую поддержку, управляющий по- вышает свой доход и вероятность того, что его стаж работы на государственном предприятии будет достаточно длительным. Так рассуждал Линдсей, предложивший свою теорию поведения государственного предприятия [Lindsay, 1976]. Он утверждал, что управляющие будут отвлекать ресурсы от производства тех харак- теристик, которые не контролируются, на производство контро- лируемых характеристик, и тем самым увеличат воспринимаемую ценность выпуска. Например, если качество выпуска наблюдае- мо, а издержки нет, тогда управляющий выберет слишком высо- кий уровень качества для того, чтобы увеличить политическую поддержку. Например, одной из качественных характеристик выпуска может быть надежность предоставляемой государствен- ным предприятием услуги. Для энергетического предприятия частые отключения электроэнергии будут сигналом о плохой ра- боте предприятия, поэтому управляющий будет производить эту характеристику в чрезмерном с точки зрения общества объеме, повышая надежность электроснабжения, но при этом расходуя слишком много средств на эти цели. Однако управляющие государственных предприятий не только стремятся к максимизации политической поддержки. Они ценят не только доход, но и неденежные блага и досуг. Основное отличие государственного предприятия от частного заключается в том, что у государственного предприятия нет того сдерживающего механизма, который действует на частные предприятия. Стимулы у налогоплательщиков контролировать управляющих невысокие, поэтому возможность получать различного рода блага за счет ре- сурсов предприятия здесь гораздо выше, чем в акционерных ком- паниях. Государственные предприятия при прочих равных усло- виях устанавливают более низкие цены на свою продукцию, име- ют большие мощности, тратят больше средств на строительство зданий и помещений, слабее реагируют на изменения в спросе, производят менее разнообразную продукцию, медленнее осваива- ют новую технику. На государственных предприятиях более низ- кая производительность труда по сравнению с частными фирма- ми. Стимулы у управляющих к снижению издержек производства также слабее. Причины этого положения заключаются в том, что действия управляющих государственных предприятий нельзя оценить на фондовом рынке, контроль со стороны собственников (налого- плательщиков) за поведением управляющих ослаблен, так, они лишены права продать свою долю в капитале государственных предприятий, а рынок не заинтересован в судьбе этих предприя- тий из-за невозможности их поглощения. Отдельные члены в командах государственных фирм не могут претендовать на остаточный доход в денежной форме. Повышение цен на услуги таких предприятий не увеличивает денежного дохо- да участников команды, поэтому государственные фирмы заин- тересованы в том, чтобы устанавливать заниженные цены на свои услуги, сопровождая их дополнительными условиями, которые обеспечат членам команды получение неденежных благ. Но, несмотря на все эти недостатки, в ряде случаев государ- ственная собственность оказывается более эффективной, напри- мер, при предоставлении общественных благ (оборона страны). Поэтому и эта форма предприятия имеет свою нишу в экономике.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственные предприятия» з дисципліни «Індустріальна економіка»