ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Індустріальна економіка

Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил
Наказание, которое может быть применено по отношению
к нарушителям неформальных правил, принимает разнообраз-
ные формы, от простого неодобрения и косого взгляда до полно-
го отказа поддерживать какие-либо отношения с нарушителем.
Выделим основные группы санкций за нарушение социальных
норм [Posner, Rasmusen, 1999].
1. Автоматическая санкция
. Классический пример автома-
тической санкции за нарушение нормы — это наказание за не-
соблюдение правил дорожного движения. Тот водитель, который
нарушает правило правостороннего движения в стране, где оно
является нормой, просто столкнется со встречным автомобилем.
Нарушитель в данном случае наказывается автоматически, без
чьего-либо намеренного вмешательства. Норма, которая поддер-
живается автоматической санкцией, называется самовыполняю-
щейся нормой (
self-enforcing norm
). Другим примером самовыпол-
няющейся нормы может служить язык. Если вы не говорите на
языке ваших торговых партнеров, то они вас не поймут и вам не
удастся заключить выгодную сделку. В этом случае санкция также
наступает автоматически.
2. Вина.
Чувство вины, которое испытывает человек, на-
рушивший норму поведения, — это внутренняя санкция.
* Экономисты рассматривают наказание как способность налагать издержки.

33
1.3. Институциональная структура общества
Нарушитель испытывает угрызения совести, если он нарушил со-
циальную норму, ставшую его внутренним убеждением в резуль-
тате соответствующего образования и воспитания, независимо от
внешних последствий. Многие люди чувствовали бы себя плохо,
если бы воровали, даже если бы они были уверены, что их не пой-
мают. Вина несколько напоминает автоматическую санкцию, по-
тому что нарушитель рассматривает санкцию, которая наступает
без постороннего вмешательства, как издержки для себя. Но она
отличается от простой автоматической санкции: ведь чтобы санк-
ция начала действовать, необходимы определенные
инвестиции
в
воспитание человека. Нужно приложить усилия, чтобы человек
интериоризировал норму поведения и стал способен испытывать
чувство вины. Карл Льюэллин, знаменитый американский юрист,
наиболее выдающийся представитель американского правового
реализма, считал, что порядок в обществе достигается в основном
благодаря воспитанию, а не закону [Ellickson, 1987, p. 71].Этим
воспитанием занимается семья и школа. «Образование — это не
обучение чтению, письму и арифметике. Образование — это об-
учение способности быть гражданином, умению жить бок о бок
со своими согражданами и, прежде всего, подчиняться закону»*.
Процесс образования — это в значительной степени процесс вну-
шения, насаждения идей, который должен продолжаться достаточ-
но долго, чтобы обеспечить надежную подготовку. Эта подготовка
нацелена на то, чтобы различные аспекты культуры стали состав-
ной частью обычных рутин, которых придерживается человек.
3. Стыд.
Нарушитель чувствует, что его действия понизили
его в глазах других людей. Стыд — это внешняя санкция за на-
рушение нормы поведения. Стыд, также как и вина, являются
результатом воспитания, как формального, так и неформального.
Однако стыд отличается от вины тем, что он требует
распростра-
нения информации
о нарушении. Чтобы санкция стала действен-
ной, необходимо, чтобы другие члены общества знали о наруше-
нии правил.
4. Информационная санкция.
Действия нарушителя нормы
могут раскрыть некоторую информацию о нем, которую он пред-
почел бы скрыть. Молодой человек, который хочет получить ра-
* См.: Записку по делу Cooper v. Aaron, 358 US1(1958), поданную ответчиком.
Цит. по: [Lessig, 1995, p. 973].

34
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
боту, но приходит на интервью с работодателем небрежно одетым,
ненамеренно подает сигнал о том, что он не очень серьезно от-
носится к этой встрече и что его не очень беспокоит, получит ли
он эту работу или нет. В данном случае предполагается, что нару-
шение нормы поведения каким-то образом непосредственно свя-
зывается с обладанием нежелательными качествами, и поэтому
люди наказывают нарушителя, отказываясь иметь с ним дело.
Информационные санкции могут показаться потенциально
слишком строгими. Издержки нарушителя, ставшие результатом
наказания, намного превысят социальные издержки, явившиеся
следствием нарушения нормы. Однако информационную санк-
цию можно рассматривать как способ корректировки асимметрии
информации. В данном случае функция социальной нормы за-
ключается не в сдерживании определенного поведения, а в
подаче
сигнала
. Пустяковое нарушение нормы может сигнализировать
о возможной ненадежности нарушителя как друга или делового
партнера.
Чтобы понять, как нарушение индивидом определенной нор-
мы может подавать сигнал о его ненадежности, рассмотрим сле-
дующую игру, которая называется «Доверие» [Kreps, 1990]. Игрок
В
обращается к игроку
А
с предложением ссудить ему некоторую
сумму денег, которую он затем вернет с прибылью. Перед игроком
А
возникает дилемма: доверять В или нет. Запишем эту игру в экс-
тенсивной форме.
Игра «доверие»

Доверять В
Не доверять В
А
В
Злоупотребить
доверием
Оправдать
доверие
10;10
-5;15
0;0
Рис. 2

35
1.3. Институциональная структура общества
В одношаговой игре в отсутствие институтов, принуждаю-
щих В к тому, чтобы оправдать доверие А, результатом игры будет
(0;0) — А не станет доверять В, справедливо полагая, что тот его
обманет. Предположим, что игра повторяется неопределенное ко-
личество раз, и норма дисконта* равна 0. Если В злоупотребляет
доверием в первом раунде игры, то его выигрыш в двух раундах
равен 15, а если оправдывает доверие, то 20. Поэтому В выберет
стратегию оправдывать доверие. Таким образом, между игроками
возникает сотрудничество, и их выигрыш составит (10;10) в каж-
дом раунде игры. Однако возможность сотрудничества зависит от
нормы дисконта. Мы предполагали, что у В норма дисконта равна
нулю. У многих людей норма дисконта достаточно низкая, но у
некоторых она довольно высока. Игроки с высокой нормой дис-
конта выберут не стратегию сотрудничества с игроком А, а скро-
ются с его деньгами. Если бы определить тип агента (имеется в
виду определение нормы дисконта данного агента) было легко, то
не возникало бы никаких проблем в повторяющихся играх такого
типа. Но даже игроки с низкой нормой дисконта не станут сотруд-
ничать друг с другом, если они не могут распознать, к какому типу
относится их контрагент.
* Норма дисконта — это показатель, используемый для приведения раз-
новременных величин затрат и результатов к начальному периоду расчета. Норма
дисконта характеризует временные предпочтения игроков. Люди с положитель-Люди с положитель-
ной нормой временного предпочтения оценивают текущее потребление или доход
выше, чем доход или потребление в будущем, поэтому чтобы оценить вложение
средств, будущие доходы или расходы дисконтрируют, что позволяет их сравнивать.
Почему для людей характерна положительная норма временного предпочтения?
Существует риск смерти, и человек может не дожить до получения будущих доходов.
Но это лишь одно из объяснений из большого их числа. Если у нас есть 100, и мы по-
ложим их в банк, то через год у нас будет уже 100 · (1+
r
), где
r
— ставка процента, под
который мы можем положить деньги в банк. Поэтому 100 через год будут равны 100/
(1+
r
) долл. сейчас. Сегодняшний доллар стоит больше, чем доллар, который будет
у нас через год. Доллар можно вложить в банк, и он начнет приносить прибыль.
Пусть учетная ставка равна 5%, тогда через год доллар принесет 5 центов. Как оце-Как оце-
нить доллар, который мы получим через год? Сколько нам нужно положить в банк
сейчас, чтобы через год у нас было 100 долл.? 100/1+0,05 = 95,2 долл. Мы кладем
в банк 95,2 долл., получаем 4,8 долл. в виде процента, и через год у нас будет 100
долл. Это означает, что 100 долл. через год равны 95,2 долл. сейчас. Мы дисконти-
ровали будущую сумму, т.е. привели ее ценность к настоящему. При учетной ставке
5% текущая дисконтированная ценность 100 долл., полученных через год, равна
95,2 долл. Мы производили расчет по формуле
Р
1=
Р
0δ, где где δ — коэффициент дисконтирования, равный δ = 1/(1 +
r
)
t
, где
t
— номер года, а
r
— норма дисконта.

36
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
Предположим, что имеется два типа агентов: «хороший», ко-
торый оправдывает доверие, и «плохой», который злоупотребляет
доверием. Ни хороший, ни плохой тип не оправдывают доверие
в одношаговой игре. Но в повторяющейся игре хороший тип це-
нит будущие выигрыши высоко и оправдывает доверие не пото-
му, что он альтруист, а потому, что он может потерять выгоду от
сотрудничества в будущем, которую ценит достаточно высоко. А
не располагает информацией, к какому типу игроков принадле-
жит В. Чтобы отделить себя от плохого типа, хороший тип пред-
примет определенные действия, которые называются сигналами.
Сигналы могут помочь определить тип агента в том случае, если
только агенты хорошего типа могут позволить себе подать сигнал,
а агенты плохого типа не могут себе это позволить, и, кроме того,
всем об этом известно. Поскольку только хороший тип агента це-
нит будущую прибыль больше, чем плохой тип агента, то в каче-
стве сигнала могут служить большие наблюдаемые затраты до на-
чала сделки.
Рассмотрим следующий пример.
Агент хорошего типа оценивает будущий выигрыш величи-
ной 10 долл. по норме дисконта 10%, а агент плохого типа — по
норме дисконта 30%. Дисконтированный выигрыш агентов опре-
делим по формуле:
10
PP
=⋅δ, где δ — коэффициент дисконтирования, равный
1
1()
tr
δ=
+, где
t
— номер года, а
r
— норма дисконта.
Дисконтированный выигрыш агента хорошего типа составит
1109
101,
⋅=
+ долл.
Дисконтированный выигрыш агента плохого типа составит
1107
103,
⋅=
+долл.
Если агент В хорошего типа осуществит затраты в размере 8
долл., что меньше его дисконтированного выигрыша (9 долл.), и
больше, чем дисконтированный выигрыш плохого типа (7 долл.),
то игрок А, на которого рассчитан этот сигнал, поймет, что только
хороший тип может позволить себе затраты в 8 долл. и согласит-
ся на сделку. Возникшее равновесие называется «разделяющим»

37
1.3. Институциональная структура общества
(separating equilibrium). В этом равновесии все агенты хорошего
типа подают сигналы, т.е. осуществляют затраты в размере 8 долл.,
а все агенты плохого типа не могут позволить себе эти затраты,
поэтому не будут подавать сигнал.
Примером сигнала могут служить подарки, которые купец
дарил правителю, впервые приезжая в незнакомую страну, тем
самым демонстрируя свою заинтересованность в долгосрочном
сотрудничестве и свою надежность, а не намерение захватить что-
либо обманом; он продолжал дарить подарки, показывая, что не
намерен прерывать отношения и в будущем.
В качестве сигнала может выступать стиль одежды, манеры
человека, его речь и т. д. Довольно большая часть общественного,
политического, делового поведения может быть объяснена имен-
но в терминах подачи сигналов. Идея о сигнальной функции со-
циальных норм была предложена Эриком Познером. См.: [Posner,
2000].
Сигнал — это любое небесплатное действие, которое позволяет
отделить агента хорошего типа от агента плохого типа. Соблюдение
правил поведения, этикета связано с издержками. Издержки в дан-
ном случае — это время, деньги и физический дискомфорт, кото-
рый могут испытывать люди, не привыкшие к правилам хорошего
тона. Люди, опасаясь, что их детей примут за агентов плохого типа,
воспитывают их, чтобы издержки правильного поведения для них
были бы достаточно низкими и поэтом подача сигнала для них у не
будет связана с большими издержками.
5. Двусторонние санкции, требующие издержек от наказываю-
щей стороны.
В этом случае нарушитель нормы наказывается дей-
ствиями лица, пострадавшего от этого нарушения. Данный вид
санкции не требует распространения информации о нарушении.
Человек, осуществляющий наказание — это единственное лицо,
которому необходимо знать о нарушении нормы. Но в этом слу-
чае, однако, могут возникнуть проблемы с осуществлением нака-
зания за нарушение нормы, потому что оно здесь, в отличие от
случаев, рассмотренных выше, не является бесплатным, а связа-
но с определенными
издержками
, которые целиком возлагаются
на лицо, осуществляющее наказание. «Наказание человеческих
существ<…>вызывает страдание, уменьшение полезности у нор-
мального человека, который должен сам прямо или косвенно вы-

38
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
бирать наказание. «Наказание других» является «антиблагом»,* в
экономических терминах, эта деятельность, которая сама по себе
нежелательна и которую стремится избежать нормальный человек
или, если это невозможно, заплатить, чтобы уменьшить свое уча-
стие в этой деятельности» [Бьюкенен, 1997, с. 379]. Кроме того,
индивид, который наказывает кого-то, может подвергаться риску
противостояния или мести, а также прямых финансовых затрат.
В этом случае даже может возникнуть необходимость в до-
полнительной системе санкций, применяемой по отношению к
тому, кто уклоняется от своей обязанности наказать нарушителя
нормы. Корсиканские законы кровной мести, например, допол-
няли механизм двусторонних санкций, требовавший от наказыва-
ющей стороны несения определенных издержек. Тот, кто отказы-
вался от исполнения своего долга — кровной мести, подвергался
остракизму. Это означало, что на лицо, отказывающееся от испол-
нения своего долга, общество налагало определенные издержки,
и он должен был сравнивать издержки выполнения своего долга
наказать обидчика с издержками изгнания из общества. Общество
может также снижать издержки наказания за счет освобождения
того, кто осуществляет наказание, от санкций, формальных или
неформальных, которые обычно налагаются за те действия, кото-
рые он предпринимает, наказывая нарушителя.
6. Многосторонние санкции, требующие издержек.
Многосторонняя
санкция требует гораздо больше информации, чем санкция двусто-
ронняя. Информация о нарушении должна быть распространена сре-
ди членов общества. В случае многосторонней санкции также остро
стоит проблема
безбилетника,**
так как в наказании участвует большое
* Антиблаго (
bad
) — товар или продукт, обладающий отрицательной полез-
ностью для потребителя.
** Безбилетник (
free rider
) — понятие, используемое в экономическом анализе
для обозначения стороны, которая получает выгоды от усилий, предпринимаемых
другой стороной, не платя за них. В данном случае безбилетник — это тот член
некого сообщества людей, который пользуется общественным благом — т.е. по-
рядком и предсказуемостью поведения людей, обеспечиваемые неформальным
правилом, но не платит за него. Он не несет издержки, связанные с наказанием
нарушителя, полагаясь на других членов сообщества, и считая, что его вклад вряд
ли что-то изменит, если другие не будут наказывать нарушителя. Но если все члены
данного сообщества выберут стратегию безбилетника, и никто из них не будет на-
казывать нарушителя, то неформальное правило не будет соблюдаться, и все чле-
ны этого сообщества проиграют из-за отсутствия порядка.

39
1.3. Институциональная структура общества
число людей и возникает необходимость в определенном принуж-
дении лиц, которые должны осуществлять наказание. Но в то же
время издержки каждого наказывающего будут меньше, чем в слу-
чае двусторонней санкции. Спектр возможных наказаний здесь
очень широк — на одном конце находится остракизм — изгнание из
общества, а на другом — косой взгляд, как выражение неодобрения
без какого-либо ощутимого наказания.
Итак, несоблюдение нормы, как мы видим, связано с опреде-
ленными издержками. Рационально мыслящий индивид сопоста-
вит выгоды от несоблюдения нормы с издержками, которые он при
этом понесет, и на основании этого сопоставления сделает рацио-
нальный выбор. Роберт Аксельрод приводит следующий пример
[Цит. по: Норт, 1997б, с. 61]. Вечером накануне намеченной дуэли с
Аароном Бэрром, Александр Гамильтон (американский политиче-
ский деятель, один из ведущих участников Войны за независимость
Америки) взял бумагу и записал перечень доводов в пользу отказа
от дуэли; главный довод заключался в том, что его могут убить (и
он действительно был убит). Но Гамильтон понимал, что упадет в
глазах общества, если откажется от поединка. Издержками отказа
от дуэли, т.е. нарушения неформального правила, для Гамильтона
было бесчестье. Он сравнил выгоды (сохранения своего доброго
имени в глазах окружающих) с издержками нарушения неформаль-
ного правила и сделал рациональный выбор.
Приведенная классификация неформальных правил может
быть полезна для выявления тех функций, которые выполняют
определенные социальные нормы. Она позволяет выяснить их
роль в регулировании взаимодействия людей и учитывать эти со-
циальные нормы при выборе политики и установлении законода-
телем правовых норм.
К какому виду санкций относится, например, наказание, на-
лагаемое обществом на человека благородного происхождения за
отказ от дуэли, и какие функции выполняла эта социальная норма
[Schwartz et al., 1984]?
В южных штатах Америки действовали социальные нормы,
которые рассматривали дуэль в качестве признанного способа ре-
шения споров между людьми благородного происхождения. Отказ
от дуэли для лица, принадлежащего к элите общества, сопрово-
ждался потерей репутации, а это означало сокращение возможно-
стей для установления выгодных отношений с другими членами

40
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
этой группы избранных лиц. Важной социальной функцией дуэли
была функция
информационная
— дуэль можно рассматривать как
источник информации о репутации человека, которую тот приоб-
ретал, если вел себя благородно. Понятие чести предполагало, что
человек ведет себя наперекор собственному эгоистическому инте-
ресу. В условиях, когда издержки контроля действительного пове-
дения были высокими, хорошая репутация могла способствовать
социальным взаимодействиям, если она была надежной и на нее
можно было полагаться.
Можно ли дуэль рассматривать как
двустороннюю санкцию
?
Основная функция двусторонней санкции — сдерживание неже-
лательного с точки зрения общества поведения. Если человек на-
рушал принятые в обществе нормы поведения, то результатом мог
быть вызов на дуэль пострадавшим лицом. Однако эта система
сдерживания вряд ли была эффективной, поскольку связь между
поведением человека, который нарушил нормы поведения и был
вызван на дуэль, и его наказанием, была слабой. Пострадавшее
лицо, бросившее вызов, само могло погибнуть на дуэли. Не было
никакого механизма, который гарантировал бы, что наказание
постигнет виновного в нарушении неформального правила. Дуэль
была похожа на судебный процесс, в котором судья, установив
нарушение, бросал монетку, чтобы решить, кого следует казнить
[Lessig, 1995, p. 969].
Скорее всего, дуэль выполняла другую функцию — она слу-
жила источником информации о том, насколько человек дорожит
своей честью. Если рассматривать функцию дуэли подобным об-
разом, то на первый план выдвигается не изменение нежелатель-
ного для общества поведения путем его сдерживания, а забота о
будущем поведении: члены общества будут учитывать эту инфор-
мацию, принимая решение о том, стоит ли иметь дело с участни-
ками дуэли. Мужество перед лицом гибели на дуэли — это пре-
красное свидетельство о том, что человек дорожит своей честью.
Он рискует жизнью, чтобы сохранить свою репутацию. Бросить
вызов или принять его означало, что человек ценит свое доброе
имя выше, чем свои эгоистические интересы, и он будет вести
себя достойно и в других ситуациях. Таким образом, участие в дуэ-
ли выступало в качестве
сигнала
о том, как человек будет вести в
будущем, заключая сделки с другими членами этого избранного
общества.

41
1.3. Институциональная структура общества
А не могли ли индивиды «плохого типа», т.е. те, которые не
придерживаются внутреннего кодекса чести, сымитировать по-
ведение благородных людей для того чтобы воспользоваться в
будущем хорошей репутацией и выиграть за счет нечестного по-
ведения? Видимо, нет, потому что стратегия, основанная на об-
мане, будет выгодной, только если выгоды, полученные до того
момента, как обнаружится, что человек ведет себя бесчестно,
превысят издержки, связанные с риском погибнуть на дуэли. Это
объясняет, почему издержки участия в дуэли были столь высоки —
они ограничивали возможности мошеннического использования
этого способа подтверждения репутации. Подача сигнала должна
быть достаточно дорогостоящей, чтобы «плохие» игроки не смог-
ли подражать поведению «хороших» игроков, и это требование в
данном случае выполнялось.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил» з дисципліни «Індустріальна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Фінансові ресурси інвестування
Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту
МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...


Категорія: Індустріальна економіка | Додав: koljan (19.10.2011)
Переглядів: 2865 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП