ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

Метод согласования оценок
Он имеет
много вариантов, различающихся способами, при помощи кото­
рых из индивидуальных оценок получается обобщенная. При этом
используются также различные методы согласования оценок:
1) простейшие, основанные на получении средней вероятности или средневзвешенного значения вероятности
p^=iikiP)liY.k^
где к. - веса, приписываемые оценке каждого эксперта;
2) специальные методы оценки измерения и повышения коэф­
фициентов согласованности (или коэффициентов непротиворе­
чивости) мнений экспертов;
3) методы, основанные на отборе экспертной группы с высо­
ким коэффициентом согласованности мнений (например, пред­
ложенный В.В. Черняевым в [7] метод, основанный на преобра­
зовании первых трех рангов дискретной шкалы в непрерывную и
нормировании этой новой шкалы, отражающей мнения отобран­
ных экспертов).
Наиболее часто при обработке материалов коллективной эк­
спертной оценки используются методы теории ранговой корре­
ляции. Для количественной оценки степени согласованности мне­
ний экспертов применяется коэффициент конкордации W,
который позволяет оценить, насколько согласованы между со­
бой ряды предпочтительности, построенные каждым экспертом.
Значение коэффициента находится в пределах О < W^ < 1, РК = О,
это означает полную противоположность, з, W = I - полное со­
впадение ранжировок. Практически достоверность считается хо­
рошей, если W= 0,7...0,8.
Небольшое значение коэффициента конкордации, свидетель­
ствующее о слабой согласованности мнений экспертов, является
следствием следующих причин: в рассматриваемой совокупнос­
ти экспертов действительно отсутствует общность мнений; внут­
ри рассматриваемой совокупности экспертов существуют груп­
пы с высокой согласованностью мнений, однако обобщенные
мнения таких групп противоположны.
Для наглядности представления о степени согласованности
мнений двух любых экспертов А и В служит коэффициент пар­
ной ранговой корреляции р, он принимает значения -1< р < +1.
Значение р = +1 соответствует полному совпадению оценок в ран­
гах двух экспертов (полная согласованность мнений двух экспер­
тов), а р = (-1) - двум взаимно противоположным ранжировкам
важности свойств (мнение одного эксперта противоположно мне­
нию другого).
811 в качестве одного из методов повышения согласованности
экспертных оценок применяют л/втоб) «дельфийского оракула», или
«Дельфи»-метод (см.).
Тип используемых процедур экспертизы зависит от задачи
оценивания.
При проведении социологических измерений [8, 9], которые
можно рассматривать как разновидность экспертных оценок (осо­
бенно в случае организации выборочного социологического ис­
следования), используют обычно качественные шкалы разного
рода, которым ставятся в соответствие количественные оценки
степени значимости.
Например («очень важно», «важно», «скорее важно, чем нет» и т.д.),
оценивается введенный в вопросе качественный признак (в форме «пол­
ностью согласен», «согласен», «не согласен», «категорически не согласен»,
или «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет» и т.д.).
При этом могут применяться соответствующие методы обработки
результатов.
Например, при использовании шкалы Лайкерта [И], в которой за­
даваемые группе лиц вопросы должны оцениваться по пятибалльной
шкале (5 - «полностью согласен», 4 - «согласен», 3 - «нейтрален», 2 -
«не согласен», 1 - «полностью не согласен»), при их обработке рекомен­
дуется применять метод суммарных оценок. Шкалограммный анализ
Гуттмана сводится к построению шкал порядкового уровня измерения,
представляющих собой одноместные шкалы, формируемые на основе
первоначально используемой иерархизированной шкалы путем исклю­
чения вопросов или факторов, посторонних по отношению к измеряе­
мой характеристике. В случае использования метода «семантического»
дифференциала, разработанного Ч. Осгудом [12] для измерения смысла
понятий и слов и дифференциации эмоциональной стороны значения
оцениваемого понятия, в качестве промежуточных методов обработки
применяются графические, помогающие определить профиль распреде­
ления установок.
Выбор подходов и методов зависит от конкретных задач и
условий проведения экспертизы. Однако существуют некоторые
общие проблемы, которые необходимо понимать при проведе­
нии любых экспертных опросов. Кратко охарактеризуем их.
Возможность использования экспертных оценок, обоснова­
ние их объективности обычно базируются на том, что неизвест­
ная характеристика исследуемого явления трактуется как случай­
ная величина, отражением закона распределения которой
является индивидуальная оценка специалиста-эксперта о досто­
верности и значимости того или иного события. При этом пред-
812 полагается, что истинное значение исследуемой характеристики
находится внутри диапазона экспертных оценок р. G Р (где Р =
= </'р/>2' • • 'Pi' •• '^i"^ ^^^^ репрезентативная выборка), получа­
емых от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мне­
ние является достоверным.
Однако в некоторых теоретических исследованиях это пред­
положение подвергается сомнению. Например, в [2] предлагает­
ся разделить проблемы, для решения которых применяются экс­
пертные оценки, на два класса.
К первому классу относятся проблемы, которые достаточно
хорошо обеспечены информацией и для которых можно исполь­
зовать принцип «хорошего измерителя», считая эксперта храни­
телем большого объема информации, а групповое мнение экс­
пертов - близким к истинному.
Ко второму классу относятся проблемы, в отношении кото­
рых знания для уверенности в справедливости названных пред­
положений недостаточны. Экспертов нельзя рассматривать как
«хороших измерителей», и необходимо осторожно подходить к
обработке результатов экспертного опроса, поскольку в этом
случае мнение одного (единичного) эксперта, уделяющего боль­
ше внимания, чем другие, исследованию малоизученной пробле­
мы, может оказаться наиболее значимым, а при формальной об­
работке оно будет утрачено. В связи с этим к задачам второго
класса в основном следует применять качественную обработку
результатов. Использование методов усреднения (справедливых
для «хороших измерителей») в данном случае может привести к
существенным ошибкам.
Задачи коллективного принятия решений по формированию
целей, совершенствованию методов и форм управления обычно
можно отнести к первому классу. При этом для повышения объек­
тивности результатов целесообразно при обработке оценок вы­
являть противоречивые и «редкие» мнения и подвергать их более
тщательному анализу.
Другая особенность, которую нужно иметь в виду при исполь­
зовании экспертных оценок, заключается в следующем.
Экспертные оценки несут в себе как узкосубъективные черты,
присущие каждому эксперту, так и коллективно субъективные,
присущие коллегии экспертов. И если первые устраняются в про­
цессе обработки индивидуальных экспертных оценок, то вторые
не исчезают, какие бы способы обработки ни применялись, а при
813 использовании «Дельфи»-процедуры и методов повышения со­
гласованности мнений экспертов даже могут усиливаться.
Один из способов устранения недостатков, связанных с рас­
сматриваемой особенностью, - при проведении экспертных оп­
росов для принятия решений в организационных системах обра­
щать особое внимание на формирование экспертной группы и на
методы обработки результатов опроса, особо выделяя и учиты­
вая редкие и противоречивые мнения.
При этом на получаемые усредненные оценки следует смот­
реть, как на некоторую «общественную точку зрения», завися­
щую от уровня научно-технических знаний общества относитель­
но предмета исследования или принятия решения, которая может
меняться по мере развития системы и наших представлений о ней.
Такой способ получения информации о сложной проблеме, ха­
рактеризующейся большой степенью неопределенности, должен
стать своего рода «механизмом» в сложной системе, т.е. необхо­
димо создавать регулярную систему работы с экспертами.
Еще одна особенность заключается в том, что эксперт-лидер
при организации экспертного опроса в форме «Дельфи»-проце-
дуры с устным обсуждением результатов оценки между турами
опроса может постепенно «увести» группу экспертов в желаемом
направлении.
На эту особенность обратил внимание A.M. Гендин, назвав
ее «эффектом Эдипа».
Следует обратить также внимание на то, что использование
классического частотного подхода к оценке вероятности при про­
ведении экспертных опросов бывает затруднено, а иногда и не­
возможно (из-за невозможности доказать представительность
выборки). Поэтому в настоящее время ведутся исследования ха­
рактера вероятности экспертной оценки, базирующиеся на тео­
рии размытых множеств Заде, на представлении об экспертной
оценке как степени подтверждения гипотезы или как вероятнос­
ти достижения цели [3]. Последнее направление развивается на
основе информационного подхода к анализу систем (см.).
Рассмотренные особенности экспертных оценок приводят к
необходимости разработки методов организации слоэ1сных экспер­
тиз (см.), которые помогают получать более объективные и дос­
товерные оценки, расчленяя большую неопределенность на час­
ти, вводя критерии оценки и применяя различные формы опроса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метод согласования оценок» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ
Послуги стільникових мереж
Умови виникнення кредитної угоди
ПОХОДЖЕННЯ ГРОШЕЙ. РОЛЬ ДЕРЖАВИ У ТВОРЕННІ ГРОШЕЙ
АУДИТОРСЬКИЙ ЗВІТ ТА ВИСНОВОК


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (27.10.2011)
Переглядів: 2203 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП