Эффект налогообложения товарной продукции. Другим примером вмеша тельства государства в рыночную деятельность является налогообложение товар ной продукции. Подобные, так называемые косвенные, налоги (прямыми налога ми облагается доход экономического субъекта) включают в себя налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы на сигареты, бензин и алкогольные напит ки. Налоги на единицу продаваемого товара называются специфическими нало гами (например, налог на литр покупаемого бензина). 80 Часть I. Основы рыночного анализа Налоги на цену, или добавленную стоимость, на каждой стадии производства на зываются адвалорными налогами. Наиболее типичным примером является НДС. При специфическом налоге имеет место параллельный сдвиг кривой предло жения, ибо величина налога едина для любого уровня цен. При адвалорном нало ге линия предложения повернется против часовой стрелки (рис. 2.39). S + адвалорный налог S + специфический налог Величина специфического налога о Q Рис. 2.39. Влияние налога на линию предложения Эффект налога заключается в повышении цены и снижении объема продаж (рис. 2.40). Вместе с тем цена не поднимается на полную величину налога, так как кривая спроса имеет отрицательный наклон. Бремя налогов распределяется меж ду потребителями и производителями. Л S + налог Р\ + налог 0 Q2 Q\ Рис. 2.40. Влияние налога на цену и объем Наклон линий спроса и предложения и налоговое бремя. Налоговое бремя косвенных налогов зависит от наклона линий спроса и предложения. Рассмот рим четыре ситуации, изображенные на рис. 2.41. Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 81 На каждом из четырех графиков размер налога одинаков: кривая предложе ния сдвинута вверх на одну величину. В каждом случае цена возрастает до уров ня Р 2 , а объем производства падает до Q^. Однако в каждом случае эти изменения цены и объема различны и зависят от наклона линий спроса и предложения. Абсолютная величина налога равна налоговой ставке (t) или вертикальному расстоянию между двумя линиями предложения, помноженному на новое коли чество проданного товара (Q 2 ), что изображено с помощью заштрихованного пря моугольника. Повышение цены с P t до Р 2 (верхняя половина прямоугольника) представляет собой долю налогового бремени, которую несут потребители (налог на потреби телей). Величина налога на потребителя равна (Р 2 - Р ( ) х Q 2 . Остальная часть четырехугольника — доля налогового бремени, которую не сут производители (налог на производителей). Величина налога на производите ля равна [Р, - (Р 2 - О] х Q r На основании этого можно сделать важные выводы: • количество продаваемого товара снизится от введения налога меньше (а зна чит, доходы государства возрастут больше), чем меньше наклон линий спро са и предложения (рис. 2.41, а и 2.41, в); • цена увеличится больше (а значит, доля потребителя в налоге будет боль шей), чем меньше наклон линии спроса и больше наклон линии предложе ния (рис. 2.41, а и 2.41, г); • цена увеличится меньше (а значит, доля производителя в налоге будет больше), чем больше наклон линии спроса и меньше наклон линии предло жения (рис. 2.41, б и 2.41, в). Если линии спроса и предложения линейны, то новое рыночное равновесие (Р 2 ) определяется уравнениями линии спроса (а - ЬР 2 ) и линии предложения [с + + d(P 2 + t)\. а - ЬР 2 -с + d(P 2 +t). (2.18) n a-c + dt Как мы выяснили, чем меньше наклон линии спроса (и больше предложения), тем больше налоговое бремя потребителей. Отсюда следует вывод, что потреби тели полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии спроса, либо при горизонтальной линии предложения. Напротив, налоговое бремя несут исключи тельно производители при вертикальной линии предложения либо при горизон тальной линии спроса. Рассмотрим рис. 2.42. Как мы уже знаем, введение налога приводит к повыше нию цены, которую уплачивают покупатели, и к снижению цены, которую получа ют продавцы. При этом падает объем производства облагаемого налогом товара. Потеря излишка потребителей и производителей равна площади прямоуголь ника ABCD. Но одновременно это является доходом государства. Вместе с тем вели чина треугольника ВЕС представляет собой избыточное налоговое бремя или «поте рю мертвого груза»: это стоимость, потерянная потребителями и производителями вследствие сокращения объема продаж, т. е. чистые потери для общества. 82 Часть I, Основы рыночного анализа 2-t г-t к у^ б) у S + t > ft ft Q P 2 -t ft ft Q 0 ft ft Рис. 2.41. Наклон линий спроса и предложения и налоговое бремя Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 83 о Q Рис. 2.42. Избыточное налоговое бремя («потеря мертвого груза»)
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Налоги» з дисципліни «Мікроекономіка»