Формирование институтов рынка труда в переходной экономике
Трансформация российской экономики из командной в рыночную предусматривает глубокие институциональные изменения во всех сферах, в том числе и на рынке труда. Этот рынок в настоящее время является наименее трансформированным элементом в структуре современной оте-чественной экономики. Старых командных институтов нет. Новые инсти-туты либо не созданы, либо функционируют с низкой эффективностью, например, институт защиты прав наемных работников, биржи труда. Ин-ституциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на на-чальном этапе, и задача государства состоит в ускорении этого процесса. Показателем несовершенства рынка труда в переходной экономике слу-жат невыплаты пособий по безработице и низкий их уровень. В переходный период формируются следующие институты рынка труда: - Институты определения и распределения прав собственности на ус-луги труда (трудовое законодательство; практика заключения и содержа-ние формальных и неформальных трудовых контрактов). В 2002г. в России принят новый Кодекс законов о труде (КЗОТ). Но-вый КЗОТ эксперты считают прорывным в области заработной платы. По-ставлена, наконец, точка в давних и острых спорах: может ли минимальная заработная быть ниже прожиточного минимума? Нет, не может. Но для этого необходимо время, которое будет определено социальным законом. Установлена также ответственность работодателя при задержках заработ-ной платы - очень болезненного явления переходной экономики. С 2003г. за это будут налагаться штрафные санкции, установлено право работника прекратить работу после 15 дней задержки заработной платы. Еще одно важное новшество по сравнению с прежним КЗОТом, дей-ствовавшим еще в советское время, - принята концепция единого коллек-тивного договора на предприятии и в организации. А так называемые «ма-лые профсоюзы», которые активно выступали против подобной нормы, могут пропорционально численности представляемых ими работников на равных участвовать при разработке коллективного договора. Что же каса-ется работодателя, то он обязан заключать договор не позже чем через три месяца после начала переговоров. Такой нормы никогда в российском за-конодательстве не было, а сам коллективный договор становится своеоб-разной конституцией предприятия. - Институты заключения контракта, ведения переговоров (профсою-зы). - Институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав соб-ственности (трудовая инспекция, арбитраж, профсоюзы). - Институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов (нормы и административные правила и процедуры функциониро-вания внутреннего рынка труда). - Институты государственного регулирования рынка труда, компенси-рующие «провалы» рынка в сфере труда (службы занятости, система стра-хования по безработице, органы контроля за условиями труда). Актуальной является задача ускорения процесса становления этих институтов. И здесь решающая роль принадлежит государству.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формирование институтов рынка труда в переходной экономике» з дисципліни «Перехідна економіка»