ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера

Технологическая оснастка речевого выступления
Принципы речевого воздействия. Искусству говорить надо учиться. Не все могут подняться до высот Демосфена или Цицерона, Плевако или Кони, но многие менеджеры могут овладеть риторикой. Для этого, кроме искреннего желания добиться этого и серьезной работы над собой, необходимо познание технологической оснастки построения коммуникационного общения, т. е. набора условий и инструментов, необходимых для построения коммуникационных технологий. О некоторых было уже сказано выше. Здесь мы рассмотрим следующие психолого-дидактические принципы речевого воздействия.
Доступность
Взвешенность содержания речи, его подчиненность раскрытию ее замысла. Учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и профессионального опыта. Никогда не надо забывать, что многие люди слышат то, что хотят услышать. Поэтому следует учитывать социально-психологическое расслоение каждой аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Весьма эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их теоретическая и фактологическая достоверность.
В1884 г. в "Петербургской газете" А.П. Чехов писал: "Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка и искренняя. Образных выражений, хороших мыслей и других красот множество. Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь. Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно".
Ассоциативность
Вызов сопереживаний и соразмышлений. Этого можно достичь, апеллируя к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Первый вид памяти - ранее испытанные впечатления, не ушедшие из психики человека. Например, впечатления детства, эстетические чувства. Второй вид памяти - различные знания и сведения. Например, исторические даты и факты, математические формулы, законы физики. Чтобы вызвать соответствующие ассоциации, можно использовать такие приемы, как аналогию, ссылку на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением музыки, живописи, видеоклипов.
Сенсорность
Чаще обращаться к формуле Я. Коменского: "Наглядность - золотое правило дидактики". Все, что можно, нужно продемонстрировать. Шире использовать цвет, свет, звук, рисунок, модель в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и активнее идет в ней процесс ее чувственного и рационального освоения.
Экспрессивность
Это эмоциональная напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, эмоциональная выразительность мимики, жестов, позы коммуникатора. Страстность, естественная радость или грусть, тактичное сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.
Интенсивность
Она характеризует темп подачи информации, степень подвижности коммуникатора во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темпераменты людей, их подготовленность к принятию определенной информации, их личную заинтересованность в информации. Поэтому коммуникатор должен ориентироваться в настроении аудитории, ее способности работать в конкретном информационном клише, а также уметь искусно предлагать ей скоростной режим усвоения информации.
Принципы - это правила, подлежащие неукоснительному выполнению. Выше представлены словоносительные правила коммуникационного общения, которые обретают наибольшую выразительность при умелом использовании соответствующего "риторического инструментария". Практическое назначение данного инструментария - придать коммуникационному общению душепроникающее воздействие и иметь мыслеобразовательное влияние.
Представим их:
"Эффект имиджа". В восьми из десяти случаев основное впечатление на аудиторию первоначально оказывает внешний вид коммуникатора. Первое впечатление, которое складывается у людей от внешнего вида выступающего, способствует формированию их общей социальной установки, симпатии или антипатии, самоорганизации к слушанию или выражению скепсиса по поводу того, что еще не сказал коммуникатор. Элегантная манера общения, доброжелательный взгляд, эстетика одежды - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего и помогает ему поддерживать внимание к себе на всем протяжении выступления.
"Эффект первых фраз". Закрепляет или корректирует первоначальные впечатления людей от стоящего перед ними коммуникатора. С чего он начнет? Например, канадский социолог М. Маклюэн глубоко убежден, что настоящая новость - это всегда плохая новость. В наше время немало телеведущих эксплуатируют этот коммуникационный прием. Однако главное в "эффекте первых фраз" - интересная информация.
Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно перед выступлением подвергнуть аудиторию социально-психологической стратификации, т.е. выделить в ней основные социально-психологические слои, для которых характерны определенные настроения, ожидания, особенности эмоционального и мыслительного склада. Поэтому надо иметь словесные заготовки -набор первоначальных фраз, ориентированных на социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории. Важно с первых фраз установить контакт коммуникатора с аудиторией. Классификация подобного контакта следующая: эмоциональная (симпатия или антипатия), познавательная (интересный факт или оригинальная мысль), эстетическая (приятный голос или элегантная манера), эпатажная (скандальные сведения).
"Эффект аргументации". Это прежде всего логика выступления, которая сама по себе придает ему обоснованность и убедительность. Ее магическое воздействие на людей объясняется тем, что она представляет собой формализованные законы работы нашего интеллекта. Логичное изложение информации - создание комфортных физиологических условий для деятельности интеллекта. Это способствует активному процессу соразмышления и осмысления информации.
Логика - это внутриструктурная организация речи, а материалом ее выстраивания является теоретическая и эмпирическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, гипотетические суждения. К эмпирической - конкретный факт, цифровые показатели, статистические данные. Чаще всего выступающие увлекаются теоретической или эмпирической аргументацией. Исходя из знания аудитории, надо определить объем и характер использования как той, так и другой аргументации. Важно, чтобы они присутствовали в каждом выступлении. Дело в том, что эмпирическая информация рассчитана на обыденное, а теоретическая - на теоретическое сознание. Когда искусно используются оба вида информации, то синхронно включается в "работу" и обыденное, и теоретическое сознание, что способствует деятельному овладению личностью информацией.
"Эффект квантового выброса информации". По утверждению А.Ф. Кони, чтобы лекция имела успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей, во-вторых, удержать их внимание до конца.
Эффективным риторическим приемом поддержания внимания аудитории (личности) является "квантовый выброс" информации. Он проявляется в виде:
· продуманной насыщенности всей речи привлекательными мыслями и аргументами, периодической интерпретации ранее сказанного, авторских обобщений по итогам какого-то фрагмента речи;
· психологически грамотного выброса через определенные временные интервалы слушателям кванты "свежей" информации.
Данный прием имеет и другое риторическое значение. С его помощью можно обеспечить актуализацию замысла речи, последовательное подведение слушателей к ее конечной цели.
"Эффект интонации и паузы". Это весьма доступный и результативный риторический инструмент. Специалисты утверждают, что умелое интонирование и своевременные паузы способствуют 10-15% приращению информации. Обусловлено это тем, что придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих определенные ассоциации - вспоминания. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. При этом оно может быть со знаком "+" или "-" в зависимости от того, какие эмоции и ассоциации вызывает озвучиваемая информация.
Деликатным риторическим инструментом является "пауза".
Обращение к ней эффективно тогда, когда есть уверенность у менеджера, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза (временная приостановка подачи информации) как рабочий момент в технологии умственной деятельности, способствующий воспроизводству личностью своих знаний (мыслей).
"Эффект словесной изящности". Он связан с умением воплощать мысли в соответствующие слова, грамотным построением предложений, соблюдением правил словоударений. "Прекрасная мысль, - утверждал Вольтер, - теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку".
Изящность речи - это умение эстетично использовать литературное богатство языка. Существует прямая связь между словарным запасом выступающего и художественной выразительностью речи.
Одним из показателей богатства речи считается разнообразие синонимов, т.е. близких по значению слов, отличающихся смысловыми и лингвистическими оттенками. Чтобы придать речи художественную образность, надо использовать в ней разнообразие риторических приемов (метафор, гипербол и т.д.), полезно знать классическую и современную художественную литературу, народные пословицы и поговорки. Так, в русском языке около 5000-6000 слов передают те или иные оттенки различных переживаний.
Несоблюдение языковых норм и литературной чистоты языка - нередко имеет место даже в публичных выступлениях и в работе профессиональных дикторов радио и телевидения. Это проявляется в виде неправильных произношений, при искажении смысла понятий или многословии, тавтологии. Многие нарушают требования нормативного ударения и произношения. В этой связи рекомендуется пользоваться специальными справочниками, в которых закреплены литературные нормы произношения.
"Эффект релаксации". Чем напряженнее протекает коммуникационное общение, тем больше приходится его участникам прилагать усилий по самоорганизации своего внимания. Об этом должен знать менеджер и помогать слушателям в столь нелегкой работе над самими собой. В этих целях используется "эффект релаксации" - эмоциональное расслабление и умственное переключение.
Классический риторический прием достижения этого - остроумие и юмор. Гете говорил, что юмор - мудрость души. Он во многом помогает восприятию информации, ее осмыслению. Известно высказывание А. Герцена: "Смех Вольтера разрушил больше, чем плач Руссо". Юмор создает естественную паузу для отдыха интеллекта людей, помогает "перезарядить" его новой эмоциональной энергией, что положительно сказывается на его работоспособности. Обращаясь к остроумию и шутке, не следует забывать того, что было в свое время сказано Д. И. Писаревым: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью, тогда начинается умственное распутство".
"Эффект дисперсии". Нередко руководитель глубоко уверен, что высказанная им информация из-за профессиональной доступности и актуальности активно воспринята подчиненными. Через некоторое время он узнает, что многие работники изложенную им информацию восприняли не совсем четко, даже противоречиво, а некоторые остались при своем мнении. Подобные факты в управленческой практике не единичны и не связаны только с восприятием подчиненных.
Приведем такие небезынтересные данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то 90% информации замысла обрели словесное обозначение, 80% информации словесно обозначенной были озвучены, 70% информации озвученной было услышано аудиторией, 60% информации услышанной было понято, 40% информации было принято к размышлению слушателями, 25% информации через некоторое время осталось у них в памяти.
Итак, в уме руководителя сначала складывается замысел выступления, затем он придает ему словесную публичную форму, которую потом озвучивает. Аудитория воспринимает его информацию. Как при умственном создании замысла, его словесном оформлении и озвучании, так и при восприятии "информационного продукта" слушателями неизбежны потери и искажения информации. Это естественные издержки, обусловленные внутренними - внешними (руководитель) и внешними - внутренними (слушатели) процессами протекания нашей психологической деятельности.
Коммуникационный процесс - это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны потеря информации и ее субъективное искажение. Одна из причин этого обозначается в риторике понятием "дисперсионные потери": рассеивание и искажение слушателями информации, исходящей от коммуникатора из-за недостаточной концентрации их внимания. Чтобы снизить такой психологический эффект, руководителю надо устранить негативные обстоятельства:
· дискомфорт физической среды: непривлекательность помещения, загрязненность, неудобные сиденья, нечистый воздух, плохое освещение и т. п.;
· инерция включенности: озабоченность слушателя какими-то служебными или личными делами, дисбаланс морально-психологического состояния, воздействие предыдущего выступления;
· антипатия к чужим мыслям: стереотипность сознания;
· абсолютизация своего мнения, завышенные амбиции, интеллектуальная зависть, увлечение позицией "свободного мыслителя";
· языковый барьер: неграмотность речи выступающего, игнорирование им особенностей национальной психологии аудитории, длинноты и невыразительность фраз, косноязычие, неправильность словесных ударений;
· профессиональное шокирование: некорректное вторжение выступающего в профессиональную сферу слушателей, некомпетентность высказываний, несовместимость профессиональных точек зрения;
· непринятие имиджа выступающего: антипатия, обусловленная его внешним видом (например, одеждой), манерами поведения; раздражение по поводу его личных недостатков.
Существует немало риторических приемов преодоления этих барьеров и снижения информационных потерь. При подготовке к выступлению следует заранее предусмотреть конкретные превентивные меры, а в процессе выступления тонко чувствовать состояние аудитории и быстро реагировать на возникающие трудности в общении с ней.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Технологическая оснастка речевого выступления» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Омоніми, омофони, оморфми і омографи
Процес кредитування клієнтів банку
Основи організації, способи і форми грошових розрахунків у народн...
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА ВИДИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА


Категорія: Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера | Додав: koljan (05.10.2011)
Переглядів: 1201 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП