Информационная/психологическая война как составляющая современной цивилизации
В сегодняшнем мире на наших глазах в результате но- вой роли информационной составляющей можно легко сбросить правительство во многих странах мира. Нет не- обходимости ни в военных действиях, ни в кровопроли- тии. Это было в Албании, это было в Болгарии, это бы- ло в Индонезии... Во всех этих случаях "раскачивание" волнения в одной из социальных групп общества (напри- мер, студенты, вкладчики трастов) в результате перевора- чивало всю лодку. Этот механизм резонансной технологии, являющийся ключевым для информационной войны, позволяет за конкретную сумму и при наличии соответ- ствующих специалистов сменить правительство любой малой или средней страны. При этом страна даже не ощущает, что она подвергается такого рода воздействию извне. В частности это особенно опасно для Украины, как ни для какой другой страны мира, поскольку она уже заранее накрыта чужими СМИ. Задачи воздействия могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. В первом случае речь будет идти о направленности на усиление политической, психо- логической и прочих составляющих общества. В результа- те чего общество окажется менее подверженным как внешним, так и внутренним воздействиям. Во втором слу- чае возникает направленность на увеличение нестабиль- ности, включая информационную поддержку центров, продуцирующих такого рода нестабильность как внутри страны, так и за ее пределами. Психологические операции также могут стимулировать новое поведение как стабили- зирующего, так и дестабилизирующего характера. Украина уже один раз ощутила потенциал такого ин- тенсивного коммуникативного воздействия, когда в ре- зультате студенческой голодовки 1990 г. было сменено правительство В. Масола. Студенты как социальная груп- 42 па оказались выгодными для "резонанса", поскольку они не только слабее других связаны социальными условнос- тями, но и близки другим слоям общества: многие либо являются, либо в свое время являлись студентами. В той ситуации 1990 г. СМИ также оказались на стороне сту- дентов, что в результате и создало необходимое полити- ческое давление. Сами по себе студенты без перенесения этого протеста на другие группы не имеют силы. Сегодня ряд депутатов также призывают студентов вспомнить свои "революционные традиции", проявив их по отно- шению к нынешнему Верховному Совету. Аналогичная "резонансная" ситуация развернулась в России по отно- шению к Б. Ельцину, когда новый премьер С. Кириенко уже не мог служить громоотводом наподобие В. Черно- мырдина. Двадцатый век стал первым в истории, когда были по- лучены важные результаты применения технологий воздействия на массовое сознание. И Первая, и Вторая мировые войны показали достаточно серьезные возмож- ности воздействия на массовое сознание, привели к вы- работке совершенно новых технологий. Так, в Первую мировую войну на противника за месяц могло выбрасы- ваться более пяти миллионов листовок. Опыт Второй ми- ровой войны показал, что даже самые сложные проблемы в этой области поддаются решению. Так, пропаганда со- юзников на немцев не ускоряла их сдачу в плен. Когда же были обнаружены особенности ментальности противни- ка, оказалось, что для него более важны групповые нор- мы. Если его призывали сдаваться, чтобы спасти себя, немецкий солдат продолжал оставаться в строю. Тогда изменили направление психологической атаки: солдат стали призывать сдаваться, чтобы спасти свою семью, и результат был достигнут. Во многих других случаях также оказалось, что человека следует рассматривать не как отдельный атом, а как социальную молекулу. Опора именно на эти его социальные составляющие делает воз- действие более успешным. Так, женщины более воспри- имчивы к воздействию, чем мужчины, дети повторяют политические предпочтения своих родителей и т.д. 43 Генерал Эйзенхауэр уже в 1943 включил в состав своих войск в Африке подразделение, которое должно было за- ниматься листовками и другими формами пропаганды для поддержания военных действий основных подразде- лений. Отработанная во время войны в Персидском зали- ве методология ведения психологических операций при- менялась в Северном Ираке (1991), Сомали (1992), Гаити (1994). Во время операции в Гаити специальный самолет подразделения по психологическим операциям посылал сообщения на местное телевидение и радио. А особенно- стью освещения войны в Персидском заливе было полное отсутствие трупов в фото- и телематериалах. Это связано с особой важностью именно визуальной состав- ляющей, которая осуществляет непосредственное воздей- ствие на массовое сознание. Войдя в информационную цивилизацию, когда инфор- мация стала производительной силой и некоторые стра- ны типа Японии уже могут жить за счет продажи именно информационного продукта, человечество оказалось пе- ред рядом еще не до конца понимаемых парадоксов. Один из них состоит в том, что сегодня одна телекартин- ка события, переданная мировыми агентствами, может выступить в качестве аргумента для открытия военных действий. При этом забывается, что этот телесюжет, яв- ляясь по сути своей достоверным, на самом деле может быть случайным и нехарактерным. Назовем этот пара- докс "переносом случайного факта в систему за счет его показа телевидением". Отсюда следует, что существуют большие возможности для манипуляции общественным мнением с помощью управления масс-медиа. В ряде слу- чаев именно "информационная агрессия" предотвращает начало военных действий: соответствующие разработки в США получили название "принудительной дипломатии". Иной парадокс связан с влиянием художественного те- левидения, когда распространенность какого-то парамет- ра в художественном телевидении переносится в область политики. Например, в случае США распространенность теледетектива приводит к тому, что для местной полити- ки проблема преступности ставится на первое место, хо- 44 тя в реальности она не является столь значимой. Или та- кой близкий пример: Япония затрачивала миллионные суммы, чтобы изменить образ японца именно в рамках художественного восприятия Америкой, скупая пакеты акций американских киностудий. Назовем этот парадокс "переносом художественных приоритетов в реальность". Эти два варианта воздействия мы можем изобразить в следующем виде:
Резко усилила воздействие масс-медиа современная глобализация коммуникаций, когда, к примеру, события в Югославии или Индонезии одновременно становятся достоянием зрителей во всех уголках земли. Массовая коммуникация стала серьезным инструментарием совре- менной политики. Одновременно это связано и с более серьезной ролью общественного мнения в нынешних ус- ловиях. Именно поэтому "засветка" того или иного со- бытия становится ключевым фактором политики. Анг- лийское правительство убеждено, что оно не только должно работать эффективно, но и все граждане страны должны быть уверены в этом. А это две разные задачи. Или такой пример: часть аналитиков в числе причин че- ченской войны называют факт развернувшейся в печати критики генералов, которым в результате нужно было как-то оправдаться. То есть с этой точки зрения война начинается в ответ на негативный тон прессы. Есть также интересные американские данные времен вьетнамской войны. 69% американцев, положительно от- носившихся к армии, были сориентированы на телевиде- ние как источник информации 1 . При этом поддержка ар- мии сразу начинает падать на 15%, когда число жертв начинает возрастать от 1000 до 10.000, независимо от то- го, успешна или нет данная война. Цивилизационные изменения, которые прошли в двад- цатом столетии, повлекли за собой и иной статус инфор- 45 мационной составляющей в структуре современной ци- вилизации. В результате вышеотмеченные параметры ко- ренным образом изменили зависимость общества от ин- формации, сделали его более уязвимым в этом отношении. К этому сдвигу цивилизация была вынужде- на перейти благодаря следующим факторам:
усиленная зависимость успешного развития общества от информационных потоков как в области экономи- ки, так и в области политики;
глобализация коммуникации, вытекающая из новых технических возможностей, когда стало трудно скры- вать происшедшие события как от всего мира, так и от собственного народа;
все возрастающая зависимость правительств от своего населения: вариант развиваемой сегодня демократии существенным образом опирается на определенные информационные механизмы и невозможен без них.
Естественно, что подобные изменения не могли ос- таться незамеченными. Новый коммуникативный фак- тор, влияющий на политику и экономику, потребовал со- здание новых методов управления. Это повлекло за собой появление различного рода специалистов и новых про- фессиональных областей для применения их труда. В США, к примеру, возникла проблема agenda setting – по- вестки дня. Поскольку на арену общественного мнения СМИ реально могут вынести три-пять тем, властные структуры самым серьезным образом борются за право выбора этих тем. Аксиомой при этом становится прави- ло: не давать журналистам возможности самим устанав- ливать эти приоритеты. Активное "наращивание муску- лов" в этой сфере произошло еще во времена Никсона, который заявлял: успех президентства зависит от умения манипулировать прессой, но не дай вам бог показать журналистам, что вы ими манипулируете. В результате в США сформировалась профессия, полу- чившая название spin doctor, направленная на то, чтобы исправлять не те высказывания первых лиц или переклю- чать общественное мнение на иные приоритеты. При этом общественному мнению навязывается та или иная 46 интерпретация происходящих событий. Соответствую- щий отдел Белого дома, имеющий название Служба ком- муникации, реально выполняет функции Отдела пропа- ганды и агитации ЦК КПСС. Однако делать это приходится в первую очередь не административно мето- дом запретов, а интеллектуально, вводя в общественное мнение определенную информацию. Полсотни сотрудни- ков отдела в состоянии "переиграть" как более сво- бодную, чем у нас, прессу, так и более демократическую общественность, которая пристально смотрит за действи- ями своих властных структур, формируя достаточно серь- езную оппозицию. Война компроматов в России наглядно продемонстри- ровала действенность как воздействия на общественное мнение путем выброса отрицательной информации (типа снятия министра юстиции Ковалева), так и возможнос- тей отражения компромата при помощи усилий spin doc- tor'ов. В случае неудачных высказываний Б. Ельцина, например, в этой роли активно выступал его пресс-сек- ретарь С. Ястржембский, который своей активностью пе- рекрывал любые возможные отклонения от "генеральной линии". Прозвучавшее в печати его неофициальное про- звище "Ястреб" 2 достаточно точно отражает внешний ри- сунок его деятельности. Политолог Андроник Мигранян среди четырех основ- ных элементов, составляющих основы государственнос- ти, называет систему ценностей, принимаемую большин- ством населения. Однако в сегодняшней России имеет место серьезное расхождение по этому вопросу: кризис- ную ситуацию в этом случае нечем "скреплять". Здесь яв- ственно видна возможная роль СМИ, хотя текст статьи и направлен против олигархов и их СМИ. А. Мигранян считает, что на выборах Ельцина победу одержали не СМИ, а административные структуры, которые ее обес- печили. Но власть решила, что победа создана именно СМИ и попыталась заручиться их любовью на будущее. "Сами хозяева СМИ и телевидения на всю катушку ис- пользовали открывшиеся возможности, так как власть го- това была признать за ними главную роль в победе Ель- 47 цина на выборах. НТВ получило целый канал. Березов- ский полностью подчинил себе ОРТ и пошел на откры- тый штурм политического Олимпа. В обмен на все полу- ченное хозяева СМИ обещали с помощью телевидения создать виртуальный мир для народа и решить его про- блемы в этом виртуальном мире" 3 . Как видим, мир поли- тики стал в сильной степени зависимым от мира инфор- мационного. Информационная составляющая стала важным компо- нентом будущих военных действий. США затрачивают на разработки в этой сфере до двух миллиардов долларов в год, держа в секрете даже саму постановку исследователь- ских задач, а не только их решения. Полевое руководст- во армии США по психологическим операциям очень четко формулирует задачи, раскладывая их на цепочки составляющих. Читая его, достаточно наглядно можно представить себе те механизмы, по которым "раскручива- лась" к примеру перестройка, поскольку в числе целей можно прочесть и такую, как "поддержка контр-элит". Обе страны – бывший СССР и США – могут похвалить- ся обманными операциями против друг друга. СССР, к примеру, в свое время связал СПИД и лаборатории Пен- тагона, США блефовали с космическими войнами, под- талкивая Советский Союз на разрушительное для него вкладывание денег в бессмысленную сферу. Психологические операции учитывают то, что поме- нять нормы общества нельзя изменением норм у отдель- ного человека. Это можно сделать иным путем: с помо- щью введения групп с иными нормами, под которые затем можно подстроить всю страну. Именно так в истории че- ловечества вводилось христианство. Именно поэтому поддерживалось диссидентское движение в бывшем СССР. Именно по этой модели шла перестройка. Кстати, пропаганда бывшего СССР совершенно не учитывала то- го, что произошла смена лидера общественного мнения. Если раньше таким лидером был лидер производства, то затем он сменился на лидера потребления (актера, режис- сера, писателя и т.д.). Пропагандисты выставляли в про- грамме "Время", например, знатного токаря или колхоз- 48 ника, который рассказывал о своих успехах, но который попадал в не выгодную для себя коммуникативную сре- ду, поскольку умел не говорить, а делать. Лидеры мира потребления естественно и выглядят, и говорят лучше, увлекая наше внимания. Именно поэтому нас более при- влекал режиссер Марк Захаров, разрывавший свой парт- билет, чем Егор Лигачев, защищавший свой. Страны СНГ не имеют равных ресурсных возможнос- тей противостоять этим технологиям. Требуется иная концентрация усилий, требуется жесткий отбор именно своих задач, на которых следует сосредоточить все имею- щиеся ресурсы. Так, например, для Украины одними из центральных задач, по нашему мнению, могут стать та- кие, как: "Создание национальной идентичности" и "Преодоление высокого уровня пессимизма у населе- ния", поскольку без их решения Украина не сможет ос- таться независимым государством. А эти задачи могут ре- шаться именно механизмами информационной сферы. При этом может возникать и набор частных задач. В качестве одной из них, хотя и имевшей в результате не очень положительное завершение, можно упомянуть си- туацию с публикациями снимков Б. Ельцина в июле 1995 г., когда он попал в больницу, а в прессу попала фо- тография, якобы сделанная в больнице, но на самом деле четыре месяца тому назад во время отдыха в Кисловодске. Личный фотограф Б. Ельцина Д. Соколов вспоминает: "Теперь уже можно все рассказать. Июль 95-го. Только- только президент попал в ЦКБ. Звонит Коржаков: "Знаешь, я сейчас говорил с Ишатенко, им срочно нужна весенняя фотография из Кисловодска. Они хотят опубликовать". Дело в том, что весной я снимал Ельци- на в Кисловодске, и те карточки никуда не пошли. Одна- ко вместе со мной работал и личный телеоператор прези- дента Кузнецов. Причем снимал то же самое. Разумеется, пленки должны были сохраниться в телевизионных архи- вах. Я честно предупредил шефа: "Журналисты наверня- ка раскопают все, сличат. Будет скандал". "Ну, Игнатен- ко гарантирует". Надо – значит, надо. Мое дело маленькое. Я отдал фото. Начался скандал. Газеты, в том 49 числе и "Московский комсомолец", опубликовали весен- ний снимок и стоп-кадр, отснятый с монитора" 4 . Те или иные информационные механизмы стали со- ставной частью современной политики. Они интересны и важны еще и потому, что в этой области преобладание материальных ресурсов не является определяющим. На первое место выходит интеллектуальный ресурс, что осо- бо значимо для стран с переходным типом экономики, к которым относят страны СНГ. Г. Джоветт и В. О’Донелл подчеркивают в качестве ха- рактерных для пропагандистского воздействия скрытые цели и скрытые источники сообщения 5 . То есть стан- дартная схема коммуникации должна претерпеть сущест- венные изменения для случая пропаганды. Решаемые в рамках психологических операций задачи мы можем представить, отталкиваясь от стандартной модели комму- никации:
В таком случае новые задачи, возникающие в рамках психологических операций, могут рассматриваться как сознательное отклонение от стандартной схемы. Сущест- вуют следующие варианты таких решений: 1. Изменение источника. В этом случае происходит под- мена источника другим, например, советский источник печатает в индийской газете разоблачение о связи ЦРУ с появлением СПИДа. В результате советские газеты пере- печатывают этот материал как индийский. 2. Изменение канала. Переход с официальных каналов на неофициальные типа слухов для распространения нужных сообщений. 50 3. Изменение получателя. "Утечка" информации, когда получатель принимает информацию, якобы ему не пред- назначавшуюся. 4. Изменение сообщения. Здесь целью может быть как из- менение приоритетов того или иного события в модели мира, так и изменение статуса того или иного события. 5. Изменения в шуме. Может, наоборот, резко возрасти роль шума, который в стандартной схеме служит лишь источником помех. Так, например, российские специали- сты по психотехнологиям предлагали в случае захвата за- ложников в США в качестве шума пускать голоса их род- ных и близких, чтобы на неоосознаваемом уровне попытаться повлиять на мирный исход дела. То есть шум в данном случае, наоборот, становится главным источни- ком информации с позиции создателя подобного рода со- общения. Если предыдущий набор приемов усиливал сообщение, то задачи контрпропаганды противоположны. Контрпро- пагандистскую деятельность мы можем также разложить на ряд приемов, уменьшающих эффективность чужого сообщения. Это следующий набор действий, условно обозначаемых нами рядом слов, отражающих физичес- кую характеристику данных действий:
1. Зонтик – прием, при котором чужие сообщения просто не достигают запланированного потребителя – типа глушения радиостанций советского периода.
2. Воронка – прием, при котором сообщение нейтра- лизуется суммарным действием иных сообщений.
3. Колесо – прием, при котором сообщение заменяет- ся в массовом сознании другим из-за введения сообще- ний с более важными приоритетами.
4. Замена – прием, при котором опровержение строит- ся на основании акцентуирования других блоков схемы коммуникации (типа отсылки "сам дурак", когда сомне- нию подвергается не сообщение, а говорящий).
Очень важной особенностью психологической опера- ции является работа в альтернативной коммуникативной среде. Например, советская пропаганда практически не знала альтернативности, решая свои проблемы количест- 51 венным охватом своей аудитории, вплоть до создания агитплощадок при домах, чтобы не оставлять население вне охвата не только с точки зрения количества, но и рас- пространения нужных сообщений во времени и прост- ранстве. Безальтернативная коммуникативная среда, к которой мы привыкли и к которой невольно обращаем взоры, принципиально иная, чем та, где происходит ра- бота в случае психологических операций. Противника пытаются принудить сдаться в плен в ситуации, когда ос- новной массив сообщений, которые он получает, направ- лен на противоположное решение. Альтернативная коммуникативная среда вообще харак- терна для демократических СМИ. В этом случае на пер- вое место часто выходят опережающие других сообще- ния. Например, первая интерпретация происшедшего события официальным лицом привлечет внимание всех, поскольку население жаждет услышать эту интерпрета- цию из уст власти. Запаздывания вообще является одной из главных ошибок в случае проведения кризисной ком- муникации. Можно ввести также понятие агрессивной коммуника- тивной среды как характерной для воздействия, посколь- ку требуется определенное изменение уже введенных представлений, которые активно защищаются кем-то дру- гим. Подобное сообщение в ряде случаев может воспри- ниматься "в штыки". По этой причине коммуникаторы начинают разрабатывать целую серию поддерживающих данное сообщение характеристик. Мы можем перечислить следующие моменты, увеличивающие эффективность:
1. Акцент на совпадении интересов, на совпадении про- шлого и настоящего, задачей которого является макси- мальное сближение с аудиторией. Возникающее при этом хорошее отношение к говорящему переносится на само сообщение.
2. Привлечение авторитета для выдачи нужного сообще- ния. Здесь также доверие к говорящему перенесется на сообщаемое. Например, слухи в Афганистане специалис- ты подавали как "сообщение Би-Би-Си", поскольку эта радиостанция пользовалась авторитетом среди населения. 52 3. Присоединение к мнению большинства – сообщение выдастся как мнение большинства (все так думают, все так считают), в то время как противник подается как представитель меньшинства. Человеческая психология выталкивает нас на присоединение к большинству. На- пример, в одном из вариантов использования слухов в Афганистане сообщалось, что в соседней деревне уже на- чали сдавать ракеты "земля – воздух", получая за них деньги.
4. Подача предлагаемого решения как прогрессивного, представляя противоположное решение как отсылающее к прошлому, что достаточно активно используется совре- менными политиками.
5. Перевод спора в плоскость негативных характеристик самого оппонента, развенчание противника в другой об- ласти, поскольку плохой человек не может говорить пра- вильные вещи.
Мы активно пользуемся многочисленными чисто ин- формационными средствами воздействия. Таким обра- зом, сегодняшняя цивилизация оказывается в сильной степени "заложницей" своей информационной составля- ющей, что заставляет вкладывать в эту сферу все возрас- тающие средства. Эти проблемы начинают все четче осознавать и страны СНГ. Российский Совет по внешней и оборонной поли- тике в своих тезисах "Стратегия России в XXI веке: ана- лиз ситуации и некоторые предложения" формулирует следующую тенденцию: "Возрастает роль общественного мнения. Настроения уже и элитных кругов в значитель- ной, даже решающей степени, формируются усилиями СМИ. Влияние страны, общества, их возможности по формированию внешней среды для развития все более определяются их привлекательностью или непривлека- тельностью для широкого международного общественно- го мнения, их информационными возможностями. Пуб- личная внешняя политика оказывается под все большим общественным давлением" 6 . Одновременно констатиру- ется: "Россия в значительной степени выпадает из миро- вого информационного процесса". 53 Россия также видит серьезную опасность своей инфор- мационной безопасности в тоталитарных сектах 7 . Кстати, Запад достаточно давно отмечал серьезную сближенность религиозных и политических движений. Дж. Браун видит следующие параметры эквивалентности между ними: 1) все массовые движения вербуют своих сторонников из одного типажа людей, обращаясь к тем же особенностям ума человека; 2) такие движения часто конкурируют друг с другом, тем самым привлечение сторонников к одному движению приводит к их потере другим; 3) все массовые движения взаимозаменяемы и легко могут трансформи- роваться одно в другое 8 . Возможно, с этим связано серь- езное неприятие властью религии в бывшем СССР. На определенном уровне возникает конкуренция между дву- мя массовыми организациями. Тоталитарные секты эксплуатируют достаточно серьез- ные механизмы воздействия на человеческое сознание, среди которых можно выделить следующие:
1. Монологичность – первым делом объявляются "дья- вольскими" любые другие источники информации (СМИ, родители, друзья), тем самым достигается однона- правленность воздействия.
2. Понижение сопротивления – здесь используются чи- сто физиологические механизмы: отсутствие белковой еды, уменьшение числа часов сна делают человека более внушаемым. Повторение бессмысленных словосочета- ний, осмысленных молитв неограниченное количество раз также понижает сопротивляемость.
3. Опора на апробированную мифологию – лидеры сект объявляют себя новым пришествием бога на землю, чем включают уже проверенные мифологические схемы.
4. Коллективизм – воздействие всегда осуществляется в коллективе, где человек автоматически начинает копи- ровать правильное поведение с помощью других членов сект.
5. Эмоциональность – секта эксплуатирует эмоцио- нальную составляющую бытия, к ней приближается чело- век, не получающий удовлетворения в своем окружении. 54 6. Контр-аргументация – лидеры сект заранее приво- дят своей пастве контр-аргументацию на возможные воз- ражения, заготовки ответов на стандартные вопросы.
7. Целевая аудитория – она также достаточно точно определена, как правило, это люди с разорванными соци- альными связями (типа горе в семье), либо с еще не сформированными социальными связями (молодежь).
Институт Гэллапа в свое время издал тесты, ставшие в США настольной книгой, которые призваны помочь в определении, является ли секта тоталитарной 9 . Вот ряд таких правил:
Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип "на- чальник – подчиненный" должен внушить опасения.
Есть ли материальные требования к членам секты? Обязательность, а не добровольность пожертвований яв- ляется плохим признаком.
Существует ли в секте принуждение? Обязательное выполнение заповедей и ритуалов, когда вам это не нра- вится, является признаком тоталитарности.
Какими стали отношения с окружающими? Появле- ние признаков нетерпимости и раздражительности пока- зывает, что выбранный путь неправилен.
Уважаются ли в секте права личности? Особо опас- но, когда возникают требования сменить работу или се- мейное положение.
К чему зовут руководители секты? Скорый конец света, насильственное изменение общественного строя должны несомненно насторожить.
При этом авторы призывают не пытаться переубеждать сектантов, поскольку они гораздо более подготовлены к этому. Их совет состоит в том, чтобы попытаться найти в учении и практике секты то, что явно противоречит цели близкого вам человека. Если человек стремится к духов- ному развитию, то акцент на имеющихся в секте нетер- пимости, фанатизме, раздражительности может помочь. Как видим, тоталитарные секты также покоятся на эф- фективных коммуникативных технологиях, что позволяет им увлекать за собой большое число сторонников. Любое государство относится к ним с определенными опасени- 55 ями, поскольку они представляют собой источник некон- тролируемых обществом коммуникативных потоков, а любое общество всегда отдает предпочтение "культуре согласия".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Информационная/психологическая война как составляющая современной цивилизации» з дисципліни «Психологічні війни»