Участники рынка товаров производственно-технического назначения
В зависимости от того, кто выступает на рынке товаров производственно- технического назначения и их целей этот рынок делится на следующие ви- ды: 1. Рынки производственных и коммерческих организаций (предприятий) 2. Рынки государственных учреждений (правительственный рынок) 3. Институциональные рынки. 4. Международный промышленный рынок 5. Рынок производственных услуг 6. Рынок инвестиций. На рынке производственных предприятий самыми крупными потребите- лями являются сами же промышленные предприятия (см. рис. 2.2). При этом к категории промышленных (производственных) предприятий относят- 29ся также строительные, сельско- и лесохозяйственные предприятия, произ- водящие сырье, материалы и полуфабрикаты, узлы и агрегаты, а также го- товые изделия. В производственной цепочке важно выделить из всех промышленных предприятий так называемых производителей готовых изделий вследствие их важности как потребителей. Производителем готовых изделий является тот, кто покупает материалы, узлы и другие сложные компоненты для использования в собственном произ- водстве конечной продукции. Например, производитель дизельных двигателей, закупающий для своего производства фильтры и топливную аппаратуру, рас- сматривается поставщиками этих товаров как производитель готовых изделий. А тракторный или автомобильный завод, закупающий дизельный двигатель бу- дет для его производителя потребителем, покупающим сложную компоненту (дизельный двигатель) для сборки трактора или автомобиля. В свою очередь производитель дизельного двигателя является поставщиком производителя трактора или автомобиля. Другие производственные предприятия закупают для производственных целей другие товары, например, токарные станки, крановое оборудование, грузовые автомобили, компьютеры, офисные программы для них, писчую бумагу или бумагу для факсов и принтеров. Разумеется, одно и то же предприятие может рассматриваться как производитель готовых изделий одними поставщиками и как простой потребитель -другими. Следовательно, промышленные (производственные) предприятия - это огромный рынок сырья, комплектующих изделий, устройств, производствен- ного и вспомогательного оборудования, предметов снабжения и деловых услуг. Из табл. 2.1 видно, что закупками товаров и услуг в РФ занимаются более 3,3 млн. организаций, относящихся к различным отраслям народного хозяйства. Так, на 1 января 2001 года в промышленности имелось 384,0 тыс. производственных организаций, в строительстве - 323,0 тыс. единиц. 30сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства и др. Они же в свою очередь являются изготовителями конечных продуктов и выступают на рын- ке промышленных товаров как производители конечных (готовых) изделий. Поскольку в РФ внешнеэкономическая деятельность может быть пред- ставлена на любом из перечисленных предприятий и организаций, то можно предположить, что среди них имеются участники международного рынка. Производителей и потребителей товаров производственно-технического назначения связывают между собой участники третьей группы - торговые посредники. К категории торговых посредников могут быть отнесены торго- , вые филиалы промышленных предприятий, оптовые торговые организации или сбытовые агенты. Торговые филиалы промышленных предприятий представляют собой полностью контролируемые подразделения, обычно выполняющие широкую гамму разных видов сбытовой деятельности. Они могут складировать товары получаемые от материнского предприятия пар- тиями, в вагонах или автофургонах, что дает возможность экономить на транспортно-складских расходах. Оптовые торговые фирмы представляют собой независимые коммерче- ские предприятия, закупающие товары у производителей и перепродающие их в том же или почти в том же виде от своего имени потребителям и произ- водителям готовых изделий. Обычно их можно классифицировать на общие или специализированные организации. Неспециализированные (общие) фирмы обычно работают с широким ассортиментом материалов производ- ственно-технического назначения или оборудования, продаваемых группе разнообразных потребителей. Специализированные торговые фирмы зани- маются, как правило, конкретным видом товара, например, офисным обору- дованием, запасными частями к автомобилям и тракторам, электротоварами, и ограничивают свою клиентуру лишь некоторыми отрас- лями или областями потребления и применения, например, поликлиниками, гостиницами или ресторанами. Эту разновидность рынка предприятий часто называют рынком промежуточных продавцов, представляющих собой совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Товары приобретаются промежуточными продавцами как для перепродажи, так и для обеспечения бесперебойного функционирования их собственных пред- приятий (организаций). Причем закупки для себя осуществляются промежу- точными продавцами в роли производителей. В данной классификации отраслей экономики РФ см. табл. 2.1 особо вы- делена оптовая торговля продукцией производственно-технического назна- чения, которую представляли в 2001 году более 50,2 тыс. предприятий РФ. . Правительственный рынок или рынок государственных учреждений представлен скорее всего организациями и предприятиями, указанными в графе "управление". К ним относятся более 80,4 тыс. различных учрежде- ний. Рынок государственных учреждений составляют федеральное прави- тельство и региональные органы власти, закупающие или арендующие то- вары, необходимые для выполнения своих основных функций государственной, федеральной или региональной власти. 32 Закупки от имени государственных учреждений включают в себя самые разнообразные товары и услуги, которые, по мнению представителей, необ- ходимы для достижения стоящих перед страной целей (вооружение, строи- тельные материалы, мебель, погрузочно-разгрузочное оборудование, горючее и т.п.). Таким образом, государство представляет огромный рынок для любого производителя и промежуточного торговца. Характерной чертой государственных закупок является сокращение рас- ходов налогоплательщиков, т.е. приобретение товаров по самым низким це- нам. От имени государства в принятии решений о закупках участвуют государственные закупочные органы Федерации, правительство регионов (республик, областей) и местные власти. Существуют закупочные организа- ции по закупкам отдельно для гражданских и для военных целей. Особенностью осуществления государственных закупок является необ- ходимость оформления большого числа документов, в результате чего затя- гивается процесс выдачи государственного заказа. Институциональный рынок может быть представлен предприятиями сле- дующих отраслей: образование - 129,6 тыс. организаций; наука и научное обслуживание - 111,2 тыс. организаций, культура и искусство - 55,0 тыс. ор- ганизаций; здравоохранение, физическая культура и социальное обеспече- ние - 92,2 тыс. организаций. Однако, следует иметь в виду, что отдельные организации, включенные в институциональный рынок, могут быть представи- телями правительственного рынка, выступающими от имени правительства за- казчиками с заявкой на поставку какого-либо товара промышленного назначения для нужд правительственной организации, выполняющей какую- либо государственную функцию. В данном случае нужда выступает как движу- щая сила заказчика или его функциональное назначение. В таблице 2.2 представлено распределение предприятий и организаций по отдельным отраслям экономики в экономических районах Российской Федерации. Самым представительным по количеству предприятий является Центральный экономический район РФ, включая г. Москву. В этом экономи- ческом районе сосредоточено 941,2 тыс. единиц, что составляет 32,4% от всех предприятий и организаций РФ. Картина сохраняется по взятым нами четырем отраслям экономики (см. табл. 2.2) 3-1418 33Выделим предприятия оптовой торговли продукцией производственно- технического назначения, которых в Центральном экономическом районе РФ 15,5 тыс. шт., что составляет 37,7% их общего числа в РФ в том числе в г. Москве их 11,5 тыс. единиц или 28,0% общего их числа в России. Международный промышленный рынок. В Российской Федерации по данным Государственного таможенного комитета РФ (ГТК России) за по- следний год таможенные операции проводили 177,2 тысячи участников внешнеэкономической деятельности, ими за 2000 год было заполнено и за- регистрировано в ГТК России около 2,1 млн. грузовых таможенных деклара- ций при перемещении ими товаров через таможенную границу Российской Федерации. Общие итоги внешней торговли Российской Федерации за по- следние пять лет прошлого столетия приведены в табл. 2.3. Российская статистический ежегодник. Стат. сб./Госкомстат России. - М.: 1999-Стр. 276-279. 34 В 2000 году впервые за годы проведения рыночных реформ российский экспорт превысил уровень в 100 млрд. долларов США. Этому способство- вали рекордно высокие контрактные цены на нефть, значительный рост цен на другие виды топливно-энергетических товаров, черные и цветные метал- лы и ряд других основных экспортных товаров. Также в минувшем году зна- чительно активизировались импортные закупки в странах СНГ. По данным таможенной статистики в 2000 году внешнеторговый оборот России составил 136,9 млрд. долларов США и по сравнению с 1999 годом вырос на 32,7%, в том числе экспорт - 103,0 млрд. долларов США (на 41,3%), импорт - 33,9 млрд. долларов США (на 12,0%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 69,1 млрд. долларов США (в 1999 году - положительное 42,6 млрд. долларов США). Главными торговыми партнерами России являются страны дальнего за- рубежья. В 2000 году их доля в товарообороте составили 81%, в том числе в экспорте - 87%, в импорте - 66%. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник 2000 года. - м., Государственный таможенный комитет, 2001, с.5. 35достигала и превосходила отметку в 200 долларов за тонну. В то же время поставки в физическом весе осуществлялись достаточно стабильно - в среднем по 31-33 млн. тонн за квартал. Аналогичные тенденции имели место и в экспорте нефтепродуктов. Экс- портная цена на нефтепродукты в целом по сравнению с 1999 годом вырос- ла на 81%, в том числе на реактивное топливо - на 98%, дизельное топливо - на 92%, автобензин - на 70%, мазут - на 66%. По физическому объему экспорт нефтепродуктов возрос на8%. При этом поставки автобензина уве- личились в 2 раза, мазута - на 8Ж дизельного топлива - не изменились, а реактивного топлива - сократились на 33%. В 2000 году экспортная цена на нефтепродукты во второй половине года по сравнению с первой половиной выросла на 17%. По физическому объему максимальные объемы поставок приходились на середину года (6-7 млн. тонн в месяц) с дальнейшим почти двукратным сокращением их к концу года. Экспорт природного газа (по физическому объему) по сравнению с 1999 годом возрос на 2%, каменного угля - на 68%. Второй по значению товарной группой в российском экспорте являются металлы и изделия из них. Их удельный вес в общем экспорте в страны дальнего зарубежья снизился с 22,2% в 1999 году до 17,9% в 2000 году. Стоимостной объем их экспорта увеличился на 16% только за счет роста средних контрактных цен на 22%. Цены на чугун выросли на 21%, ферро- сплавы - на 14%, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали - на 34%, прокат из железа и углеродистой стали - на 23%, медь - на 11%, ни- кель - на 49%, алюминий - на 12%. Физический объем экспорта товаров этой группы снизился на 5%, в том числе ферросплавов - на 4%, полуфаб- рикатов из железа и нелегированной стали - на 8%, никеля - на 7%. На уровне 1999 года остались поставки меди и алюминия, увеличился экспорт чугуна - на 27%, проката из железа и нелегированной стали - на 5%. Экспорт машин и оборудования возрос на 14%, а их доля в общем экс- порте в страны дальнего зарубежья составила 7,7% против 9,6% в 1999 го- ДУ- Продукция химической промышленности занимает в экспорте в стра- ны дальнего зарубежья 6,7% (в 1999 году - 8,2%). По сравнению с преды- дущим годом стоимостной объем ее экспорта увеличился на 17%. Экспорт минеральных удобрения по физическому объему вырос на 6%, аммиака - на 14%, метанола - на 57%, синтетического каучука - на 13%. Снижение сред- них экспортных цен на продукцию химической промышленности, имевшее место в течение последних лет, сменилось в 2000 году их ростом. Экспорт лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий по стои- мости возрос на 17%, а их доля в экспорте в страны дальнего зарубежья со- ставила 4,5% (в 1999 году - 5,5%). Экспорт круглого леса по физическому объему возрос на 11%, пиломатериалов - на 21%, клееной фанеры - на 6%, целлюлозы - на 23%. Средние контрактные цены возросли на целлюлозу и газетную бумагу, соответственно на 29% и 11%, снизились на клееную фа- неру - на 12%, пиломатериалы - на 4%. Основное место в импорте из стран дальнего зарубежья в 2000 году занимали машины и оборудование. Их удельный вес в общем импорте из 3940%, хлопка на 29%, текстильной и трикотажной одежды - в 2,2 раза, машин и оборудования на 36%, черных металлов - на 68%, стальных труб - на 70%, каменного угля - на 59%.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Участники рынка товаров производственно-технического назначения» з дисципліни «Промисловий маркетинг»