Бизнес-знания — основа конкурентной позиции товара и фирмы на мировом рынке
Бизнес-знания, или бизнес-компетенция, деловые способности компании, практика ведения бизнеса, качество ее менеджмента в сфере основных и специфических функций составляют базу международной конкурентоспособности компании, в том числе и на мировых рынках. Качественные бизнес-знания позволяют предложить потребителям зарубежных стран неоспоримые преимущества и потребительские ценности, предполагают уникальность основной компетенции компании и обеспечивают доступ на новые рынки в будущем, ее дальнейшее развитие. Бизнес-технологии представлены систематизированным опытом в управлении, маркетинге, информационном обеспечении, технологиях производственного процесса, научно-технических изысканиях и т.д. Согласно матрице «бизнес-знания -— рынок» Г. Хэмела и К. Праха-лада (рис. 14.3), составленной по аналогии с матрицей И. Ансоффа «рынок - товар», каждая компания должна решить задачу, как развивать свои бизнес-знания в зависимости от вида рынка (новый или старый), При этом возможны четыре варианта: • старые бизнес-знания—старый рынок (заполнение «пробелов»); • новые бизнес-знания — старый рынок (основные компетенции плюс десять новых);
374 Глава 14. Международная конкурентоспособность товара и фирмы • старые бизнес-знания — новый рынок (белые пятна); ■ новые бизнес-знания — новый рынок (мегавозможности).
■ Рынок старый НОВЫЙ Бизнес-знания новые Основные компетенции плюс десять новых Мс га возможности старые Заполнение «пробелов» Белые пятна Рис. 14.3. Матрица «бизнес-знания — рынок» (Г. Хэмел — К. Прахалада) Старые бизнес-знания — старый рынок (заполнение «пробелов»). Ъхг стратегия предполагает решение вопроса, каковы возможности усовершенствования, оптимизации существующих рынков путем более эффективного использования имеющихся технологий ведения бизнеса. В этом случае одна бизнес-единица компании (зарубежный филиал, подразделение) делится знаниями с другими.- Происходит циркуляция потока идей между подразделениями компании. Такая стратегия легко реализуема и менее рискованна. Новые бизнес-знания — старый-рынок (основные компетенции плюс десять новых). Данная стратегия предполагает ответ на вопрос, какие новые деловые компетенции потребуются на существующих рынках в целях поддержания и повышения конкурентоспособности. Компания ставит перед собой задачу остаться лидером на уже освоенных рынках за счет овладева-ния новыми бизнес-знаниями и деловой компетенцией.. Такая стратегия позволяет эффективно расширять сопряженные новые сферы бизнеса, например производить не только лекарства, но и осуществлять консультации по лечению (медицинский консалтинг). Старые бизнес-знания'— новый рынок (белые пятна). В данном случае компания определяет пути оптимизации своей товарной номенклатуры и географии рынков за счет включения новых товаров и услуг и новых зарубежных рынков при использовании имеющихся бизнес-знаний и управленческой компетенции. Таким образом, компания ищет новые способы использования имеющихся компетенции на новом рынке. Например, компания Sony передала технологию Walkman для реализации предприятиям своих дочерних компании и филиалов, занимающихся производством магнитофонов и наушников. Новые бизнес-знания — новый рынок (мегавохчожности). Эта стратегия выявляет новые бизнес-знания, необходимые для разработки наиболее привлекательных рынков (как»товарном, таки в региональном разрезе) в будущем.: Даннаястратегия харахгеризуется рискованными, но высокодо-г::; ходными действиями и ггредподапгст освоение новых сфер бизнеса. При этом чрезвычайно важным является определение наиболее перспектив-
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бизнес-знания — основа конкурентной позиции товара и фирмы на мировом рынке» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»