Речь здесь идет о широком спектре приемов, от откровенно пропаганд*' ных до изощренно пиаровских. С одной стороны, юмор играет роль гро-> могласного зазывалы на подмостках политического театра. С другой -> власть всегда предпочитала, чтобы "Гоголи нас не трогали". ' Одним из самых заметных и спорных явлений в российских электрон* ных'СМИ 90-х годов стали высокорейтинговые сатирические ТВ-передачи "Куклы" и "Итого". Их популярность основана на почти что беспроигрышном приеме - известные в обществе политики, помещенные в парадоксальный комический контекст. "Куклы" основаны на импортном генезисе. В основе лежит французский кукольный ТВ-цикл. Но главное здесь - точно попасть в стиль, придумать комический сюжет и ход. Авторы часто прибегают к пародийному использованию классических текстов: Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Бабеля... Или используют стиль откровенного балагана, столь близкого по жанру современной политической реальности. Автор передачи "Итого" именует свой комедийный формат "информационно-паразитическим". Подобные утверждения- это своего рода знак комического качества. Это вовсе не тонкая ирония, а то, что называется "мордой об стол", в полном соответствии с установками маскульта. Комическая стилистика подобных передач - это "апелляция к низу", если воспользоваться формулой М.Бахтина. Здесь порой не просто определить, что перед вами: доброжелательная улыбка или издевательская гримаса, социальная комическая роль или политический заказ. В этой стилистике много от авангардных перфоменсов. Например, У известного О.Кулика фотопортрет Раисы Горбачевой был помещен в окошко табачного киоска, а среди группки покупателей угадывается фрагмент знакомой лысины супруга. В одной из популярных московских газет существовала рубрика "И тогда Лужков сказал..." Это классическая ПР-акция по созданию инфор мационных поводов. Другой вопрос, что как сам жанр цитатника, так и конкретные высказывания мэра всегда можно окунуть в иной, вовсе не комплиментарный, а откровенно комичный контекст. Это же касается и имиджа Лужкова. Кепка его давно вошла в политический фольклор. Вот как этим воспользовались ПР-мэны из команды мэра, опубликовав в газете "Аргументы и факты" статью под названием "Кепка в разрезе, или Что у мэра на уме?" Речь в ней шла о том, что кепка эта выполнена в секретном институте, где делают всевозможные спецзаказы для государственных мужей. Здесь же был помещен чертеж этого сооружения в разрезе и описание ее основных элементов - матерчатого чехла, брони из спецкерамики, радиопроводного слоя, приемной антенны и микропроцессора. Микропроцессор этот связан с персональным информационным центром мэра, расположенным под Манежной площадью. Именно этими обстоятельствами объяснялась поразительная осведомленность Юрия Михайловича абсолютно по всем вопросам. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Некоторые из читателей всерьез задумались, другие скептически улыбнулись, третьи сразу обратили внимание на подпись автора- П.Апрелев. Ну, а все вместе это явно принесло популярному хозяйственнику и политику определенные дивиденды. Все остроумное далеко не всегда смешно. Отсеяв контекст, автор часто может распоряжаться информационной добычей как победитель. Об амбициях Лужкова, проводившего в кризисное лето 1998 года Всемирные юношеские игры, было отпущено немало колкостей. Наиболее элегантная - это перелицовка известного олимпийского девиза: "О спорт -ты мэр! "К числу наиболее язвительных и сердитых можно отнести намек на экономические трудности и известный атрибут его гардероба: "Без штанов, но в кепке". Каждому времени свой фольклор. Сегодняшние школьники анекдотов про Чапаева уже почти что не знают. Штирлиц тоже серьезно сдал свои позиции. Зато оживилось многое из того, что относится к сфере финансового рынка. Определенные информационные приемы отстройки от конкурентов существуют и здесь. К примеру, в эпоху банковского кризиса, когда россиянам было предложено открывать свои счета в Сбербанке, противники этой акции запустили в массы такой анекдот: "Приходит в Сбербанк человек и говорит: "Хочу открыть счет. К какому специалисту мне надо обратиться?" А сотрудник ему отвечает: "Вам - к психиатру". Харизма политического лидера западного образца тоже включает в свой арсенал приемы комического. К примеру, президент Рейган не был особенным интеллектуалом и популярностью у университетской профессуры не пользовался. Зато он отлично понимал силу простых идей и юмора в создании и поддержании своего имиджа. После покушения на него в общество был пущен слух о том, что, находясь уже на операционном столе, он весело оглядел хирургов и спросил: "Надеюсь, среди вас есть республиканцы?" Даже наиболее мрачные фигуры тоталитаризма, подобные Гитлеру, знали цену комического в пропаганде. В "Майн кампф", анализируя пропагандные приемы, используемые во время Первой мировой войны, автор писал: "Чем шире аудитория, на которую мы хотим воздействовать, тем тщательнее мы должны относиться к психологическим мотивам. Так, например, было совершенно неправильно, что германская и австрийская пропаганда в юмористических листках все время пыталась представлять противника в смешном виде. Это было неправильно потому, что при первой же встрече с реальным противником наш солдат получал совершенно иное представление о нем, чем это рисовалось в прессе. В результате получался громадный вред. Солдат чувствовал себя обманутым и переставал верить во всем остальном нашей печати. Военная пропаганда англичан и американцев, напротив, была с психологической точки зрения совершенно правильной. Немцев рисовали в виде варваров и гуннов. Этим они подготавливали солдата к любым ужа- сам воины .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОМИЧЕСКОЕ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ HP-ПОВОД» з дисципліни «Технології реклами та PR»