ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА
Конкуренция как соперничество между производителями за лучшие, экономически более выгодные условия производ­ ства и сбыта товаров представляет собой важнейший фактор маркетинговой среды. В свою очередь, конкуренция тесно взаимосвязана с кон­ курентоспособностью (КС). Однако суть КС любого экономи­ ческого объекта (страны, отрасли, фирмы, продукции) одина­ кова — это способность опережать конкурента в достижении поставленных экономических целей и получать на основе это­ го определенные выгоды. Что подразумевается под конкурентоспособностью стра­ ны? Суть предложенной Дэвидом Рикардо концепции конкурен­ тоспособности страны состоит в том, что успех страны в конк­ ретных областях промышленности объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабо­ чая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыноч­ ные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответ­ ственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импор­ тируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов. Однако в пос­ леднее время с развитием процессов глобализации и интегра-

ции концепция сравнительных преимуществ на основе факто­ ров производства уже далеко не всегда способна объяснить структуру экспорта и импорта стран. Возникла потребность в новой парадигме. Такая парадигма была создана Майклом Пор­ тером. В соответствии с ней национальная конкурентоспособ­ ность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально нацио­ нальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование това­ ра, способа производства и других факторов, причем так быст­ ро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конку­ ренция — это не равновесие, а постоянные перемены. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны ле­ жит роль государства в стимулировании производства иннова­ ций. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий, «национальным ромбом», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента: 1) факторные условия, то есть те конкретные факторы (на­ пример, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли; 2) условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью; 3) родственные и поддерживающие отрасли, то есть нали­ чие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке; 4) стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процессы создания и управления фирм, и каков характер конкуренции на внутрен­ нем рынке. По определению Всемирного экономического форума (г. Женева, Швейцария), под конкурентоспособностью страны понимают способность увеличивать материальное достояние страны путем торговли на мировом рынке. По данному показа­ телю Россия к 1996 году из 48 ведущих стран мира заняла после­ днее место. При этом КС стран рассчитывалась на основе мно­ гофакторных векторных моделей, включающих 381 показатель,

в том числе такие, как научный потенциал, уровни деловой ак­ тивности и безработицы, квалификация рабочих и управленцев, качество жизни и др. Парадоксальным в этом результате явля­ ется то, что по некоторым показателям Россия занимает лиди­ рующие позиции, например, по квалификации рабочих. Одним из наиболее обобщающих косвенных индикаторов КС экономики страны является показатель платежеспособно­ сти. Россия из 135 исследованных стран на сентябрь 1996 года заняла 99-е место. При этом надо отметить, что индекс плате­ жеспособности за предшествующий год в России повысился на 2 пункта . Мировым лидером в КС стран между тем второй год явля­ ются США, до них девять лет подряд список возглавляла Япо­ ния. В целом верхушка рейтинга выглядит так: США, Синга­ пур, Гонконг, Япония, Швейцария, Германия, Нидерланды, Малайзия, Южная Корея, Тайвань, Таиланд. Причины успеха этих стран, и в первую очередь США, ученые видят в контроле за зарплатой, гибкой приватизации, культивировании технического прогресса. В настоящее время на первый план в мировой конкурен­ тоспособности выходят неценовые факторы, из которых важ­ нейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому боль­ шинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание кото­ рых невозможно без развития научно-технического потенци­ ала. Для его оценки используется такой показатель как затра­ ты на инновации. Данный показатель, отражает способность страны к инновационной деятельности, величину расходов на НИОКР, дизайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубе­ жом, степень защиты интеллектуальной собственности, раз­ витость сферы образования. В 1999 году рейтинг стран по это­ му показателю возглавляли Япония, Швейцария и США .
1 0 1 1

Важность проблемы укрепления национальной конкурен­ тоспособности для России в настоящее время не вызывает со­ мнений. Результатом социально-экономических преобразова­ ний в стране стал огромный спад производства, последствия

которого особенно негативны для легкой промышленности и машиностроения. Тенденция к формированию сырьевой на­ правленности структуры российской экономики, усиление импортозависимости всех жизнеобеспечивающих отраслей, утрата страной позиций на многих рынках, особенно высоко­ технологичной продукции, — эти и ряд других факторов при­ водят к осознанию особой актуальности проблемы укрепления российской конкурентоспособности. Вопросы национальной конкурентоспособности охваты­ вают широкий круг проблем, связанных с организацией про­ изводства, состоянием научно-технических связей и нацио­ нальных кадров, влияние деятельности государства на внеш­ неэкономическую политику, в том числе и валютную, и др. В западной литературе можно встретить две по сути дела диаметрально противоположные точки зрения о роли государ­ ства в повышении конкурентоспособности. Первая заключается в том, что государство должно ока­ зывать поддержку предприятиям, отраслям, производствам, обладающим относительной конкурентоспособностью на ми­ ровых рынках. И как составная часть этой поддержки суще­ ствует достаточно обоснованная позиция, касающаяся поддер­ жки фирм-лидеров отечественного производства. По мнению Портера, государство должно играть роль сво­ еобразного катализатора конкурентоспособности, оказывая влияние на все четыре компонента «национального ромба». Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, сти­ мулирование производства инноваций. В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должно входить следующее: 1. Воздействие правительства на факторные условия: • акцент на создание факторов (инфраструктуры, квалифи­ цированной рабочей силы, научно-конструкторских раз­ работок и т.д.); • грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная поли­ тика, регулирование рынка энергоносителей и регламенти­ рование процесса заключения коллективных договоров).

2. Воздействие правительства на условия спроса: • государственные закупки (стимулирование спроса на ран­ нем этапе, внутренней конкуренции, производства инно­ ваций); • регламентация изделий и процессов (создание четкой сис­ темы технических и технологических стандартов для вы­ теснения с рынка некачественной продукции); • воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении госу­ дарственной собственности); • стимулирование раннего или усложненного спроса (ис­ пользование лизинговых механизмов и других форм не­ прямого кредитования) ; • предоставление полной и качественной информации по­ купателям; • введение технических стандартов (для обеспечения совме­ стимости различных типов устройств); • зарубежная помощь и политические связи (классический пример — схема взаимодействия «колония — метрополия»). 3. Воздействие правительства на родственные и поддер­ живающие отрасли: • политика правительства в отношении СМИ; • образование кластеров (в трактовке Портера — создание вертикально интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи — от по­ ставщиков сырья до производителей готовой продукции); • региональная политика (стимулирование развития отста­ ющих районов). 4. Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм: • интернационализация (поощрение международной ориен­ тации и экспорта); • воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм; • регламентация соперничества внутри страны (антитрес­ товские законы, протекционизм и т.д.); • образование новых фирм; • торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не зло­ употреблять протекционизмом); • привлечение зарубежных инвестиций.

Вторая точка зрения, отрицающая первую, состоит в том, что нельзя создавать искусственные формы поощрения и сти­ мулирования, поскольку это в конечном счете приводит к сни­ жению уровня конкурентоспособности национальной эконо­ мики. И в настоящее время гораздо большее распространение в мировой литературе получает именно эта точка зрения. Сле­ довательно, встает вопрос о мере, в которой участие государ­ ства может быть признано оптимальным в современных рос­ сийских условиях. В 60 —70 годы, когда в мире достаточно остро встали воп­ росы конкурентоспособности, зачастую в СССР все внимание и все ресурсы направлялись в отстающие отрасли, заведомо не обладающие потенциальной конкурентоспособностью (напри­ мер, в текстильную, угольную и т.п.). Результаты такой полити­ ки известны — «прорыв» на мировых рынках осуществили как раз те отрасли, которым не оказывалась такая поддержка. Без государственной экономической политики России не обойтись. Государство вмешивается в экономические отношения в любой стране. Известно, что без государственного влияния не состоялось бы ни «японского», ни «корейского чуда»; в ультра­ монетарных США никто иной, как рейгановская администрация через государственные механизмы обеспечила рост американс­ кой конкурентоспособности, и в настоящее время страна зани­ мает первое место в рейтингах конкурентоспособности, что яв­ ляется результатом воздействия не рыночных сил, а государства. Следовательно, если в России будет выработана необхо­ димая политика в области укрепления конкурентоспособнос­ ти, то это в дальнейшем, несомненно, приведет к усилению конкурентных преимуществ как отдельных российских произ­ водителей, так и экономики в целом. Для современной России первоочередными являются сле­ дующие направления решения проблемы обеспечения конку­ рентоспособности на государственном уровне. 1. Государственное регулирование экономики должно в первую очередь преследовать цель обеспечения конкурентос­ пособности национального хозяйственного организма как еди­ ного целого. Для этого следует содействовать формированию соответствующей структуры экономики, которая бы обладала диверсифицированным экспортным потенциалом. В этом слу-

чае целесообразно использовать опыт по созданию государ­ ственных долго- и среднесрочных программ развития эконо­ мики, по организационно-управленческому воздействию на экономическую ситуацию в стране. 2. Мероприятия по повышению ценовой конкурентоспо­ собности экспортируемой продукции, проводимые за счет го­ сударственного бюджета (такие, как налоговые льготы, льгот­ ные кредиты, финансовая поддержка), неизбежно имеют ог­ раниченный эффект. Во-первых, они не могут выходить за пре­ делы принятых правил международной торговли, которые зап­ рещают субсидирование экспорта. Страна-импортер может вводить компенсационную пошлину на ввоз товара, экспорт которого субсидируется, если ее экономика несет от этого ущерб. Во-вторых, они большей частью оплачиваются за счет налогоплательщиков. Однако это не означает, что такие мероп­ риятия не-эффективны. Они могут сыграть существенную по­ ложительную роль на этапе формирования оптимальной хозяй­ ственной структуры, дать стартовый толчок перспективным отраслям, содействовать притоку в них частного капитала. Дей­ ственным средством поддержки может выступать страхование экспорта и экспортного кредита со стороны государства. 3. Особое место среди инструментов структурного регу­ лирования занимает тарифная политика. До сих пор фискаль­ ные функции таможенного тарифа у нас преобладают над ре­ гулирующими. Между тем уменьшение уровня таможенных пошлин означает не только перераспределение, а абсолютное сокращение фискального бремени, налагаемого на экономи­ ку. Оно содействует снижению общего уровня цен в стране, и, следовательно, повышению конкурентоспособности российс­ ких товаров на мировых рынках. В то же время активная струк­ турная политика требует различного подхода к импорту раз­ ных категорий товаров. В этой связи необходимо усилить диф­ ференциацию импортного тарифа, что расширит возможнос­ ти его воздействия на структуру производства. Целесообразно осуществить максимальное снижение по­ шлин на продукцию тех отраслей, конкурентоспособность ко­ торых в России находится на мировом уровне, а также на про­ дукцию, которая в России практически не производится или производство ее является технически отсталым и не оказыва-

ет существенного влияния на ситуацию в области занятости. В то же время необходимо обеспечить таможенной защитой: • отрасли, потенциально имеющие хорошие перспективы на мировых рынках, но находящиеся в стадии формирования; • отрасли, имеющие важное значение с точки зрения наци­ ональной безопасности или социальной точки зрения и осуществляющие программы модернизации; • отрасли, бесперспективные в долгосрочном плане, но спад в которых резко обострил бы положение с занятостью. Во всех случаях таможенная защита должна представлять собой соответствующую часть общей пошлины в отношении данных отраслей (в первых двух случаях — программы разви­ тия, в третьем — программы свертывания). По мере осуществ­ ления этих программ уровень таможенной защиты должен поэтапно снижаться . 4. Создание государственных органов по оказанию экс­ портерам информационных и консалтинговых услуг. Инфор­ мированность о рынке позволит им иметь более полное пред­ ставление о внешней среде, что создаст условия для осуществ­ ления умелого ведения внешнеторговых операций. Данным перечнем направления государственного регули­ рования КС российской экономики далеко не исчерпываются. Кроме прямого регулирования рыночных процессов, государ­ ство располагает и таким мощным косвенным рычагом регули­ рования КС, как антимонопольное законодательство. Особен­ но эффективными являются два направления такого законода­ тельства: а) чрезмерной монополизации и б) пресечение недо­ бросовестной конкуренции. Суть данных законов не в запре­ тах монополии, а в создании мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую актив­ ность на принципах равных возможностей. При этом наиболее типичными видами недобросовестной конкуренции считаются (исходя из мировой практики) следующие: недобросовестное использование имени или различительного знака конкурента; дискредитация или незаконное использование преимуществ товаров или предприятий конкурентов; незаконное присвоение экономических ценностей конкурента (паразитическая конку­ ренция) — завладение деловыми секретами и «ноу-хау»; недо­ зволенных приемов продажи; недобросовестная реклама и т.п.
1 2

В настоящее время в высокоразвитых странах намечает­ ся тенденция оценки монополизации (и ограничение ее) и кон­ куренции с точки зрения их взаимосвязи с повышением эф­ фективности национальной экономики, укреплением ее кон­ курентоспособности . КС промышленного предприятия. В свою очередь, конк­ ретной фирме необходимо занять определенное конкурентное положение, т.е. позицию на рынке по отношению к конкурен­ там. Она должна быть постоянно нацелена на создание конку­ рентных преимуществ. Последние обеспечиваются эффектив­ ным производством, хорошим менеджментом, действенной рекламой, работой с потребителями и др. Задача заключается в том, чтобы выявить возможность дальнейшей деятельности на основе слабых мест конкурен­ тов и разработать стратегию поведения на рынке с учетом ожидаемой реакции конкурентов. Создание конкурентных преимуществ связано с разработкой комплекса мер в облас­ ти товара, распределения, цены, стимулирования, обеспечи­ вающего превосходство над аналогичными действиями кон­ курентов. Маркетинг сегодня означает не столько методы ведения конкурентной борьбы на уничтожение соперника, сколько поиск и создание новых ниш рынка, лучше удовлетворяющих запросы потребителей. Иными словами, успех на рынке сегод­ ня имеет тот, кто: • разнообразит ассортимент выпускаемых товаров и предо­ ставляемых видов услуг; • увеличивает ценность потребительских свойств своей про­ дукции при одновременном незначительном повышении цены на нее; • концентрирует свои усилия на создании новых сегментов и новых ниш рынка. Таким образом, можно отметить, что решающим факто­ ром стабильной КС предприятия является не просто производ­ ство высококачественной продукции, но и обеспечение ей ком­ мерческого успеха. Существующие в настоящее время методы оценки конку­ рентоспособности промышленного предприятия можно разде­ лить на три группы.
1 3

1. Матричный метод, базирующийся на матрице «Бостон — Консалтинг Групп». По данной матрице наиболее кон­ курентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рын­ ке (производители товаров-«звезд»). Применение дан­ ного метода затруднено из-за практической сложности получения достоверной информации о деятельности конкурентов. 2. Метод определения конкурентоспособности промышлен­ ного предприятия по показателям качества выпускаемых на предприятии товаров (метод качества). Основой дан­ ного метода являются утверждения некоторых деятелей рынка о том, что конкурентоспособность предприятия определяется исключительно конкурентоспособностью его товаров. Главным недостатком данного метода явля­ ется то, что он не затрагивает другие, не менее важные аспекты деятельности предприятия в условиях конку­ рентной борьбы за покупателя. 3. Методы, основанные на теории эффективной конкурен­ ции, позволяющие более точно определить конкурентос­ пособность предприятий. Максимова И.В. предлагает один из вариантов данной группы методов. В основе ее варианта лежит оценка четырех групповых критериев конкурентоспособности: Э — эффективность производственной деятельности предприятия; Ф — финансовое положение предприятия; Э — эффективность организации сбыта и продвижения товара; К — конкурентоспособность товара. Коэффициент конкурентоспособности предприятия К и значения групповых критериев определяются по формулам средневзвешенной арифметической. При этом коэффициен­ ты весомости рассчитывались экспертным методом способом последовательных сравнений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Морфологія, словотвір і синтаксис
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА ВИДИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА
Суть проблемних позичок та причини їх виникнення
Методика розрахунку витрат


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1469 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП