ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Природа фільму

Разоблачения
09.03.2014, 00:40
Наиболее интересны, конечно, не так подтверждающие изображения, как те, что способны опрокинуть наши представления о физической реально­сти. Когда реальное содержание кадра сопоставляется с нашим ошибочным пониманием того, что мы видим, то­гда все доказательства нашей ошибки должны быть предъявлены только в самом зрительном ряде. А по­скольку в этом случае важна как раз их документаль­ность, сопоставления этого типа бесспорно кинематогра­фичны; фактически специфика системы выразительных средств кино проявляется в них так же непосредственно, как в отображении потока материальной жизни. Не уди­вительно, что в большинстве фильмов можно увидеть много подобных сопоставлений. В немой комедии, где они использовались для комического эффекта, их осу­ществляли на основе технических свойств кинематогра­фа. В сцене на пароходе из чаплиновского фильма «Им­мигрант» пассажир, которого мы видим со спины и ко­торый по всем внешним признакам как будто страдает от приступа морской болезни, на самом деле удит рыбу, что обнаруживается тогда, когда камера показывает его с противоположной стороны; перемена съемочной точки выявляет истинную ситуацию. Этот прием стал стан­дартным — последующий кадр рассеивает ошибочное представление, намеренно внушаемое предыдущими. Применяют ли его для комического эффекта или же 385 для критического пересмотра суждений — принцип один и тот же. Первым, кто использовал разоблачительные возможности камеры, был, как и следовало ожидать, Д.-У. Гриффит. Он понимал, что его задача — «заставить вас видеть» и что для этого нужно не только отображать окружающий мир, но и разоблачать предвзятость воззре­ний. В его фильмах времен первой мировой войны есть сцена в «Сломанных побегах», в которой он монтажно стыкует кадры благородного и скромного лица китайца — героя фильма — с крупными планами двух миссио­неров, чьи лица источают елейное ханжество. Противо­поставляя мифу о превосходстве белой расы ту реаль­ную действительность, в которой он широко распростра­нен, Гриффит разоблачает его как ничем не оправдан­ный предрассудок. Приемом, предложенным Гриффитом, фильмы часто вскрывают язвы социального неравенства и развенчи­вают порождающие его идеологии. Бела Балаш, обнару­живший у кино «глубоко заложенную тенденцию... к разоблачению и демаскировке», оценивает как вершину киноискусства фильмы, созданные Эйзенштейном и Пу­довкиным, за множество сопоставлений этого типа23. Нужно ли говорить, что практически такие как бы раскрытия реального мира иногда оказываются только навязанной кадрам концепцией? Однако возможности фальсификации документального материала кино, как и общественного мнения, ограничены; какая-то правда непременно бросается в глаза. Например, в фильме «Конец Санкт-Петербурга» сами кадры, в которых кре­стьянский парень идет мимо колонн, украшающих двор­цы столицы, сразу же выявляют связь между архитек­турным великолепием и деспотизмом самодержавия. Социальная критика средствами кинокамеры характерна не только для советского кино. Джон Форд в фильме «Гроздья гнева» обнажает картину мытарств разорившихся фермеров, разъезжающих по стране в поисках работы, а Жан Виго в фильме «По поводу Ниц­цы» клеймит пустоту жизни богатых бездельников, по­казывая ее отдельные моменты. Наиболее значителен в этом плане «Дом инвалидов» Жоржа Франжю, докумен­тальный фильм, снятый по заказу французского прави­тельства. На первый взгляд он — не что иное, как кино­хроника экскурсии туристов по историческому зданию; экскурсоводы, старые инвалиды войны, водят их от од­ного экспоната к другому, разглагольствуя о Наполео- 386 не, о рыцарях в доспехах и о победоносных сражениях. Однако их заученные фразы искусно сопоставлены с кадрами, содержание которых переосмысливает слова так, что в целом фильм звучит как обличение милитариз­ма и безвкусного культа героев. Иногда раскрытие подлинного смысла физической реальности подчинено желанию прорвать пелену услов­ностей. Эрих фон Штрогейм в «Алчности» и в других своих фильмах заставляет кинокамеру подолгу останав­ливаться на грубейших проявлениях жизни — навеем, что гноится под поверхностным лоском цивилизации. В «Мсье Верду» Чаплина, фильме, изобилующем разоб­лачительными сопоставлениями, общий план озера с лодкой как будто воплощает мечту о покое и счастье во вкусе уличного фотографа; однако последующий средний план лодки с Чаплином — Верду, готовым вот-вот при­кончить свою очередную жертву, развеивает эту мечту. Значит, вглядевшись поближе, можно увидеть, что за идиллией таится ужас. Ту же мысль несет в себе фильм Франжю о бойнях, в котором повседневный процесс представлен в весьма мрачных тонах. У таких разоблачений есть одна общая черта с под­линно кинематографичными мотивами: сила их влияния так .велика, что само их присутствие в фильме, даже если он в остальном театрален, придает ему некоторую кинематографичность. Несомненно, что «Седьмая печать» Ингмара Бергмана, в сущности, мистическая пьеса, од­нако лежащие в ее основе средневековые религиозные представления и суеверия непрерывно ставятся под во­прос пытливым умом рыцаря и откровенным скептициз­мом его оруженосца: оба персонажа рассуждают вполне здраво. В результате их мирские сомнения, противопо­ставленные основной мысли пьесы, в какой-то мере при­миряют фильм с законами киноискусства.
Категорія: Природа фільму | Додав: koljan
Переглядів: 338 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП