ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Природа фільму

Образное прочтение материала
08.03.2014, 23:47
Впрочем, сдержанность не всегда добродетель. Несмотря на то, что режиссер-документалист предпочитает строгую точность информации, он может подходить к объектам съемки с непреодолимым чувством личного участия. Существуют 266 И такие документальные фильмы, которые представляют собой промежуточную стадию между сухим репортажем и более субъективным прочтением материала. Например, документальный фильм о городе Нью-Йорке «На улице» обладает эмоциональностью, отсутствующей или, во вся­ком случае, сильно приглушенной в «Жилищных пробле­мах». С одной стороны, фильм «На улице» не является ничем иным, как чистым и элементарным кинорепорта­жем; его кадры уличных сцен в Гарлеме сопоставлены на­столько небрежно, что их отбор кажется случайным. Мы видим, как ребенок, прижавшись к окну, "лижет стекло; как по улице проходит женщина с уродливым лицом; как мо­лодой человек праздно глазеет по сторонам; как в востор­ге от своих святочных масок самозабвенно пляшут негри­тянские ребятишки. С другой стороны, фильм исполнен не­скрываемой симпатии к этим людям: камера смотрит на них подолгу и словно с нежностью; снимает их ради них самих; этим кадрам не навязан никакой иной смысл. (По разнообразию непосредственных, впечатлений фильм «На улице» похож на записную книжку, но в нем еще и отчет­ливо выражен сугубо кинематографичный интерес к жиз­ни улицы. Правда, у этих достоинств фильма есть своя оборотная сторона: из-за них он недостаточно четко по­строен, что снижает силу эмоционального воздействия.) В фильмах типа «На улице» еще соблюдается форма фактографического отчета, отнюдь не непременная для всех документальных лент. В иных случаях стремление к беспристрастному репортажу (неизбежно требующему фотографической простоты) может уступить желанию до­кументалиста отобразить действительность в собственном видении, в свете своего мировоззрения. Тогда его формотворческие намерения подскажут ему отбор жизненного материала и приемы его экранной трактовки, которые вы­ведут фильм за рамки сухого репортажа. Однако, до тех, пор пока творческую фантазию режиссера вдохновляют реально существующие объекты, он, вероятнее всего, ис­пользует в своем фильме только выразительные возмож­ности самого кинематографа. Так, образное раскрытие или толкование внешнего мира получит предпочтение пе­ред его точной репродукцией на экране. Документальные фильмы этого типа, часть из которых уходит корнями в «авангардистское» движение двадца­тых годов, появляются нередко. К ним относятся, напри­мер, «Дождь» Иориса Ивенса—тема, скорее потворство­вавшая «эстетическим запросам», чем требовавшая фото- 267 графической «простоты» решения; «Морской конек» Жана Пенлеве — о чудесах подводного мира. «Ночная почта» Бэзила Райта и Гарри Уотта — о ночном рейсе почтового поезда Лондон — Эдинбург, который показан глазами людей, влюбленных в железную дорогу. Во всех трех фильмах режиссерские поиски поэтической вырази­тельности подчинены раскрытию содержания объектов съемки. В конце фильма «Ночная почта» его поэзия даже высвобождается из зрительного ряда и, обретя некото­рую самостоятельность в сопровождающих его стихах Одена, все же остается поэзией реального почтового по­езда и окутывающей его ночи. Для этих фильмов характерна истинная приверженность образному языку самого поезда, морского конька и дождя — та же привержен­ность, что однажды побудила Росселлини сделать заме­чание своему оператору за то, что тот убрал белый ка­мешек, как якобы несовместимый с остальными темны­ми, покрывавшими площадку, выбранную для натурных съемок. «Площадка эта,— сказал ему Росселлини,— существует здесь, может быть, сто, а то и тысячу лет, и природа затратила такую уйму времени на ее создание, расположение и окраску камней, так кто же дал вам право думать, будто вы можете исправить природу?» 18 Отношение к природе Росселлини можно противопо­ставить эйзенштейновскому. Известно, что когда для фильма «Бежин луг» снимали сцены на дороге, Эйзен­штейн настоял, чтобы на протяжении двух километров были убраны телеграфные столбы, портившие, по его мнению, пейзаж. Заметьте, что в основе фильма лежал эпизод проводившейся тогда в Советском Союзе коллек­тивизации и что телеграфные столбы вообще легко впи­сываются в ту местность, где они поставлены. Эйзен­штейн решительно переделывал окружающую обстанов­ку действия фильма по своему «творческому видению» 19, тогда как Росселлини исходит из предпосылки, что объе­ктив камеры смотрит на физический мир и что только сквозь него кино способно проникнуть в мир духовный. В глазах Эйзенштейна природа по сравнению с создан­ной вольным полетом фантазии художника театральной декорацией — несовершенна, а для Росселлини творения природы являются главным источником всякого худож­нического видения. По раскрытию «широкого света»20, по уважению к каждому валяющемуся на земле камешку документаль- 268 ные фильмы Роберта Флаэрти никем не превзойдены. Во всех его работах, начиная от «Нанука с Севера» до «Луизианской истории», любовно утверждается существую­щее в действительности; мне невольно хочется доба­вить — еще существующее, —: поскольку его фильмы посвящены примитивным культурам. Исключительная красота произведений Флаэрти является наградой за его умение терпеливо ждать, пока вещи не заговорят сами за себя. На это уходило много времени, и, конечно, он обла­дал не только терпением, но и тонким пониманием мед­ленного процесса взаимодействия между человеком и . природой, человеком и себе подобными. Главное направление всех рассмотренных до сих пор фильмов определяет их привязанность к материалу неин­сценированной действительности. Допустим теперь, что режиссер-документалист одолеваем желанием претво­рить некие замыслы или идеи, не поддающиеся кинема­тографичной трактовке; в какой-то определенный момент интенсивность этого желания может почти сравняться с его верностью реалистической тенденции. Но если послед­няя все же превалирует в его творчестве (пусть даже весьма незначительно), такое соотношение враждебных тенденций еще не противоречит специфике кино. Фильмы, в которых оно реализуется, будут относиться к проме­жуточной категории.
Категорія: Природа фільму | Додав: koljan
Переглядів: 294 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП