ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Природа фільму

Экспериментальное направление
08.03.2014, 23:42
Кинорежиссер экспери­ментального направления подходит к произведению живо­писи не с намерением раскрыть тем или иным путем тая­щиеся в нем достоинства, а лишь с желанием использо­вать его в качестве отправной точки для создания новых композиций. Совершенно так же, как художники «аван­гарда», не довольствовавшиеся исследованием действи­тельности, он отказывается от роли «читателя», относя­щегося к творению искусства как к священному тексту. Для режиссера-экспериментатора произведение другого художника не больше, чем сырой материал6, используе­мый для реализации собственных- формотворческих за­мыслов, — цель, достижимая лишь при условии, что ре­жиссер «дробит» это произведение на отдельные частицы или элементы и компонует их по-новому в своем фильме, который либо дает отдаленное представление об оригина­ле, либо не дает ни малейшего. По словам Рида, фильм такого типа «эксплуатирует изобразительное искусство в чисто кинематографических целях. Оно может быть под­чинено поискам эффектов, не отвечающих духу использу­емого произведения»7. В качестве довода, доказывающе­го неправомерность такого использования произведений художника в искусствоведческом фильме, высказывание Рида недостаточно убедительно, поскольку он упускает из виду, что в самих изобразительных искусствах пере­ложение художественного произведения, созданного сис­темой выразительных средств одного искусства, средст­вами другого—практика обычная и вполне законная. Пиранези в своих гравюрах использует элементы антич­ной архитектуры для композиции барочных проспектов и оперных пейзажей; Ватто включает в веселую суету своих «Сельских праздников» скульптуры фонтанов. Отчего же нельзя узаконить такие переложения в кино? Искусствоведческие фильмы, созданные режиссерами экспериментального направления, свидетельствуют о не­которой кинематографичности их методов. Высокой, поч­ти непрестанной активностью камеры они пытаются ком­пенсировать статичность, присущую снимаемому матери­алу. Кроме того, они систематически ищут и испытывают Новые возможности монтажа, разнообразных приемов кинематографического мастерства. В фильмах режиссе­ров-экспериментаторов встречаются и переходы от реаль­ности в ее изображении художником к видоизменен­ной реальности, и переключения акцента со смысла, на­пример, лица на картине на его материальные качества, и тому подобное. Создается впечатление, будто рядовые искусствоведческие фильмы экспериментального направ­ления превосходят большинство игровых фильмов по умелому использованию специфики языка кино. Но чему служит этот кинематографический язык? Иногда режиссер искусствоведческого фильма пытается воссоздать какой-то период истории с помощью произве­дений художников того времени; в этих случаях формотворческие побуждения кинорежиссера вполне согласу­ются с реалистическими. Удачным примером такой со­гласованности может быть фильм Лючиано Эммера «Гойя», показывающий жизнь Испании восемнадцатого века в ее отображении самим художником. Фильм Эмме-ра .кинематографически интересен тем, что режиссер вся- 259 чески старается, чтобы фигуры людей, написанные художником, не оставались неподвижными. Картину, изображающую Пьеро, подброшенного в воздух, и деву­шек, которые держат растянутую сеть, чтобы поймать его, Эммер показывает быстрой сменой планов, снятых под разными углами зрения; он настолько «оживляет» эту сцену, что нам кажется, будто мы следим за полетом Пьеро, ожидая, что он вот-вот упадет в сеть. Коротким монтажом кадров с деталями гравюр художника на те­му боя быков режиссер создает почти такое же драма­тическое напряжение, какое присуще этому зрелищу на арене. Ту же цель преследовал и режиссер фильма «Мулен-Руж» в эпизоде, о котором Паркер Тайлер пишет: «Фигуры людей в танцевальном зале, изображенные на полотнах Лотрека, быстро проносятся перед нашими глазами в кинокадрах, смонтированных так, чтобы соз­давалось впечатление реального действия, происхо­дящего в знаменитом кафе»8. Поскольку все эти при­емы обычно служат для экранного воспроизведения самой физической действительности, зритель, при­выкший к их обычному назначению, легко поддается иллюзии, для создания которой они применяются в фильмах о живописи,— он готов поверить, будто видит «ожившие рисунки», а потому и воспринимает их - как элементы неинсценированной реальности. У искусствоведческих фильмов типа «Гойя» много общего с историческими кинокартинами, построенными, так же как: «День гнева» Карла Дрейера, на основе традиций живописи соответствующего периода. Следовательно, к ним относится и все сказанное раньше о кинематографических достоинствах фильма Карла Дрейера. Они вызывают у зрителя ощущение возникающего движения (хотя он, ес­тественно, знает, что иллюзия жизни создана из неживого материала), и, кроме того, они обладают достоверностью. Искусствоведческие кинокартины этого типа примыкают к историко-документальному жанру. Примерно в том же духе решены и такие «монтажные» фильмы, как «1848 год» Виктории Мерканто, биографические эпизоды в фильме «Микеланджело» Курта Эрфеля или «Линкольн говорит в Геттисберге» Льюиса Джэкобса и Пола Фолкенберга: атмосфера ушедшей эпохи воскрешена в них путем удачного подбора того, что от нее сохранилось в. виде произведений искусства или в любом ином, и исполь­зования способности кинокамеры правдиво отобразить все, находящееся перед объективом. 260 Другие экспериментальные фильмы об искусстве оставляют впечатление целевой раздвоенности. По-ви­димому, их авторы наряду с формотворческими побуж­дениями руководствуются и желанием преподать какие-то искусствоведческие знания. Поэтому они, с одной стороны, удовлетворяя свою жажду созидания, часто дробят произведения художника на части, нимало не считаясь с их структурным своеобразием (отчего иног­да выигрывают кинематографические качества фильма); а с другой стороны, они выступают в роли критиков или историков искусства, пытаясь подчинить этой задаче организацию материала фильма (отчего он иногда вы­игрывает в своих педагогических качествах). Например, в «Рубенсе» Сторка- Хэсаертса превосходное кинема­тографическое раскрытие мира художника сочетается с попыткой объяснить его пристрастие к круговым движе­ниям. Заметьте, что в результате фильм не является ни произведением «чистого кино», ни учебным пособием. Это отличный гибрид. Ценность таких гибридов как по­пуляризаторов знаний сомнительна, они способны лишь наполовину выполнять те функции, для которых чисто учебный фильм, непосредственно объясняющий все важ­ные факты, приспособлен гораздо лучше. Искусствоведческий фильм можно отнести к категории подлинно экспериментальных тогда, когда его автор, не ставя себе никаких иных целей, пытается создать из эле­ментов творения художника самостоятельное, закончен­ное произведение для экрана, обладающее не меньшей эстетической ценностью, чем сам оригинал. Акцент в по­добных композициях делается, как и во всяком экспери­ментальном фильме, либо на ритме, либо па содержании. Примером ритмичной трактовки искусствоведческой те­мы могут быть кадры из фильма «Микеланджело», посвя­щенные его скульптурам, снятые камерой, скользящей по ним на близком расстоянии, выделяя на их поверхности ритмичные рисунки светотеней 9. Не приходится удивлять­ся, что мобили Александра Колдера, столь характерные Для абстрактного творчества, породили множество под­ражателей в экспериментальном кино 10. Когда подобные композиции создаются с установкой на содержание, в них обычно воплощена некая отвлеченная реальность. По сло­вам Болена, материал таких фильмов организуется на ос­нове соображений «метафизического, мистического или философского порядка»". Например, Эммер в своем фильме «Жизнь св. Урсулы в живописи Карпаччо» сопо- 261 ставляет детали картин художника таким образом, чтобы зрительный ряд подтверждал легенду, которую, рассказы­вает голос за кадром. (Для упрощения нашей задачи мы не задержимся здесь на вопросе взаимосвязи звука и изображения в фильмах искусствоведческого жанра.) О фильме «Демон в искусстве» Болен справедливо пишет, что его режиссер Энрико Кастелли Гаттинара «не оста­навливается перед тем, чтобы отобразить свое субъектив­ное представление о мире на материале, позаимствован­ном у Босха, Мемлинга или Джеймса Энсора» 12. Эта тенденция достигает апогея в фильме Сторка — Миша «Мир Поля Дельво», в котором под фонограмму стихов Поля Элюара отдельные человеческие фигуры, предметы и фрагменты картин художника сливаются воедино, созда­ют мир сновидения. Но разве это ведет к раскрытию мира самого Дельво? Во всяком случае, это не его живопись. Зрителю приходится угадывать смысл сочетаний ее едва узнаваемых фрагментов, выделенных на экране; движе­ния камеры рождают взаимосвязи, подчас совершенно чуждые замыслу самого художника. В фильмах этого ти­па приемы кинематографа использованы не для того, что­бы перенести творение художника из сферы, изящного ис­кусства в сферу кинематографа, а лишь для того, чтобы переработать его в самостоятельное произведение для эк­рана, претендующее на художественную полноценность. Строятся ли подобные произведения как абстрактные композиции или же в сюрреалистической манере, они все равно представляют собой скорее разновидность модер­нистского изобразительного искусства, чем кинофильмы в их подлинном смысле. Главная цель системы вырази­тельных средств кино совсем иная.
Категорія: Природа фільму | Додав: koljan
Переглядів: 323 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП