Статистика
Онлайн всього: 4 Гостей: 4 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Клиническое распознавание ритмов АВ-соединения
| 10.11.2014, 11:55 |
Наиболее легко узнаваемым АВ-возбуждением является АВ-ускользание, возникающее при замедлении доминирующего синусового ритма или блокировании предсердного проведения. АВ-ускользание довольно часто наблюдается вскоре после появления на ЭКГ зубца Р синусового происхождения. В этом случае активация предсердий и активация желудочков происходят независимо, хотя и может показаться, что Р-волна ответственна за комплекс QRS. В некоторых случаях длительность появляющегося интервала Р—R настолько близка к реальному времени АВ-проведения, что невозможно определить, является ли комплекс QRS следствием проведения импульса из предсердий или это результат разряда в АВ-соединении. Более чем в 50 % случаев регистрации ускользания АВ-ритмов наблюдается ретроградная активация предсердий в отношении 1:1 (см. рис. 9.6). Гемодинамически неблагоприятное положение предсердной активации после желудочковой может вызвать выраженную гипотензию, требующую применения временной предсердной, желудочковой или двухкамерной (предсердно-желудочковой) электрической стимуляции. Как предполагалось ранее, ритмы ускользания АВ-соединения с аберрантным комплексом QRS возникают вне центральной части АВ-узла и проводятся к желудочкам по некоему «эксцентрическому» пути в пределах пучка Гиса. Однако Massumi и соавт., получив электрограммы пучка Гиса, сумели показать, что такие импульсы исходят из ветвей левой ножки или из правой ножки пучка, обусловливая появление аномальных комплексов QRS [12]. Следующими по частоте наблюдения являются АВ-экстрасистолы, изолированные или (чаще) включенные в парасистолический ритм. Импульсы АВС, возникающие в результате циркуляции синусовой волны, оказываются сцепленными с синусовыми сокращениями с относительно постоянным интервалом и проявляются в виде бигеминии, тригеминии или их вариантов, таких как скрытая бигеминия (рис. 9.11).
Форма комплексов QRS во время ритма АВ-соединения обычно напоминает таковую при нормальном синусовом ритме в отсутствие желудочковой аберрантности. При наличии последней изменяемость желудочковых комплексов, скорее всего, будет варьировать в зависимости от длительности предшествующего цикла (рис. 9.12). Мономорфные экстрасистолы с аберрантными комплексами QRS указывают на локализацию эктопического очага в разветвлениях пучка Гиса. В присутствии трепетания или мерцания предсердий с АВ-диссоциацией регулярный желудочковый ритм с комплексами QRS, похожими на нормальные, указывает на наличие водителя ритма в АВС (рис. 9.13 и 9.14). Довольно часто предсердное возбуждение способно проникнуть в желудочки раньше импульса, исходящего из АВС, осуществляя при этом захват желудочков, что приводит к сокращениям, напоминающим предсердные экстрасистолы с нормальными или аберрантными комплексами QRS.
Рис. 9.11. Одновременно записанные ЭКГ-отведения V1 и V2, показывающие, что нормальный основной синусовый ритм нарушается АВ-экстрасистолами в форме бигеминии (верхний фрагмент) или так называемой скрытой бигеминии (нижний фрагмент). Лестничная диаграмма (внизу): при персистентной АВ-бигеминии некоторые преждевременные разряды неспособны распространяться в желудочки из-за блока выхода (звездочки после сокращений 3 и 9). Для описания данного феномена используется термин «скрытая бигеминия».
Легко определяется АВ-ритм, сопровождающийся предсердно-желудочковой диссоциацией, когда частота разрядов пейсмекера АВ-соединения выше, чем у синусового узла (рис. 9.15). Ретроградное проведение в предсердия отсутствует, и там синусовый ритм остается доминантным. Относительно высокая частота ритмической активности АВС нередко является следствием острой ишемии (острого инфаркта миокарда нижней локализации — рис. 9.16, анестезии или хронического заболевания легких). Однако общепризнанной причиной этой аритмии является дигиталисная интоксикация (рис. 9.17), при которой относительно частые разряды АВ-соединения могут сочетаться с нормальным синусовым ритмом, предсердной тахикардией, сопровождающейся АВ-блокадой, или трепетанием и мерцанием предсердий.
При ЭГ-регистрации от пучка Гиса импульсы АВС можно определить по наличию нормального Н-потенциала и нормального интервала Н—Q в отсутствие замедленного проведения, обусловленного неполным выходом АВС из состояния рефрактерности. Следует отметить, однако, что в связи с обычно существующей нерегулярностью сердечного ритма, которая часто служит предпосылкой возникновения АВ-импульсов, локализация катетера, регистрирующего активность пучка Гиса, не является строго фиксированной (колебания наполнения предсердий, сильные пульсовые волны и т. д.), в результате чего положение и форма ff-потенциалов могут значительно варьировать; возможно даже временное исчезновение этих потенциалов (рис. 9.18).
Рис. 9.12. ЭКГ-отведение V1, показывающее основной синусовый ритм и экстрасистолы с очень изменчивой морфологией, которые появляются в виде бигеминии. На ЭГ пучка Гиса (Гис) всем экстрасистолам предшествуют Н-потенциалы (сокращения 2, 4, 6 и 8) с различными интервалами Н—Q. Проведение АВ-импульсов от пучка Гиса к миокарду желудочков сопровождается значительной подавленностью в обеих ножках пучка и, следовательно, изменением морфологии QRS. При одновременной блокаде обеих ножек АВ-пучка импульсы не могут распространяться в желудочки, поэтому комплекс QRS отсутствует. Диапазон влияния нераспространяющихся АВ-импульсов и АВ-проведение поразителен — от некоторого замедления проведения до полной атриовентрикулярной блокады. Поэтому термин «ложная АВ-блокада» вполне соответствует данному феномену (см. рис. 9.30). АВЭ — АВ-экстрасистолы.
В присутствии синусовой тахикардии, а также предсердной тахикардии или трепетания с АВ-проведением 2:1 весьма вероятно наложение зубца Р на зубец Т или комплекс QRS, что делает его неразличимым и может привести к ошибочному диагнозу тахикардии АВ-соединения. Возникновение желудочковой экстрасистолы или замедление ритма во время массажа каротидного синуса может увеличить продолжительность сердечного цикла настолько, что зубцы Р и Т обозначатся раздельно и природа тахикардии прояснится (рис. 9.19). Аналогичные проблемы возникают при наложении зубца Р на предшествующий зубец Т в результате очень большого интервала Р—R (рис. 9.20). В тех случаях ритма АВС, когда на ЭКГ различима U-волна, последняя часто принимается за зубец Р, что ведет к ложному диагнозу синусового ритма с удлиненным интервалом Р—R. Ключ к правильной идентификации U-волны в том, что ее амплитуда должна быть наибольшей в отведениях V2 и У3 и достаточно низкой в отведениях от конечностей. Зубец Р, напротив, более выражен в отведении Vi и стандартных отведениях (рис. 9.21).
Рис. 9.13. АВ-ритм в сочетании с трепетанием (А) и мерцанием (Б и В) предсердий вследствие передозировки дигиталиса. При трепетании предсердий Р-волны совершенно независимы от комплексов QRS, которые появляются в основном регулярно. При мерцании предсердий единственным признаком, предполагающим наличие АВ-ртма, является абсолютная регулярность возникновения комплексов QRS. После лечения больной по поводу дигиталисной интоксикации комплексы QRS той же формы стали появляться нерегулярно (нижняя часть фрагмента В).
Рис. 9.14. Ритм АВ-соединения на фоне предсердной тахикардии, обусловленной дигиталисной интоксикацией (а), и мультифокальной предсердной тахикардии, связанной с тяжелым хроническим обструктивным заболеванием легких (б). Полная АВ-диссоциация и абсолютная регулярность комплексов QRS являются надежными диагностическими признаками АВ-ритма.
Рис. 9.15. Ритм АВ-соединения с частотой 52 уд/мин и АВ-диссоциацией. При частоте 50 уд/мин отмечается стабильный синусовый ритм. Всякий раз, когда Р-волны появляются с достаточным интервалом после комплекса QRS, они последовательно проводятся в желудочки с возникновением (или без) аберраций (сокращения 3 и 7). Продолжительность цикла АВ-ритма составляет 1,16 с, как и длительность цикла возврата после деполяризации АВС-пейсмекера проходящим синусовым импульсом.
Рис. 9.16. При остром инфаркте нижней миокардиальной стенки (ИНМ) быстрый ритм АВС с частотой 90 уд/мин не подавляется еще более частым синусовым ритмом (105 уд/мин), что указывает на определенную степень сопутствующей атриовентрикулярной блокады.
Рис. 9.17. АВ-диссоциация при дигиталисной интоксикации (А — Ж). Частота синусового и частота атриовентрикулярного ритма очень близки (изоритмичны), поэтому два водителя ритма, работая параллельно, вызывают повторяющиеся парные сокращения.
Рис. 9.18. ЭГ пучка Гиса (Гис) у больного с синдромом слабости синусового узла и частым ускользанием импульса АВС. А — нормально проведенное возбуждение с отчетливо видным Н-потенциалом (стрелка). Б — ускользание импульса АВС без видимого Н-потенциала, хотя следующее синусовое сокращение на том же фрагменте и следующий АВ-импульс на фрагменте В обладают Н-потенциалами. Отсутствие Н-потенциала во время сокращения 2 отражает смещение регистрирующего катетера вследствие значительного изменения степени наполнения предсердий, связанного с предшествующими изменениями длительности сердечного цикла. ВОПП — верхний отдел правого предсердия.
Рис. 9.19. ЭКГ в трех случаях тахикардии, где перекрытие зубцов Р и Т, вызванное быстрым сокращением, затрудняет точное определение очередности следования Р-волны и комплекса QRS. А — синусовая тахикардия, которую удалось точно идентифицировать при стимуляции каротидного синуса (СКС). Б — трепетание предсердий с АВ-проведением 2:1; желудочковая экстрасистола во II отведении обнаруживает отрицательные зубцы Р, что предполагает наличие предсердного эктопического фокуса; СКС, однако, выявила трепетание предсердий. В — предсердно-желудочковая циркуляторная тахикардия с отрицательными зубцами Р в сегментах ST, установленная при регистрации пауз после желудочковых экстрасистол.
Рис. 9.20. ЭКГ больного с изначальным мерцанием предсердий (А), у которого ошибочный диагноз АВ-ритма был поставлен после проведения электрокардиоверсии (Б). В некоторых отведениях можно было легко определить зубцы Р на пике зубцов Т (В). Однако связь между зубцом Р и комплексом QRS была установлена только после возникновения желудочковой экстрасистолы (В), показавшей наличие синусового ритма с очень продолжительными интервалами Р—R. Отмечаются обычно положительный постэкстрасистолический зубец Р в отведении aVF и нормальный положительно-отрицательный зубец Р в отведении V1, что подтверждает синусовое происхождение Р-волны.
Рис. 9.21. АВ-блокада первой степени с интервалами Р—R около 0,6 с. В данном случае первоначально был поставлен неверный диагноз АВ-ритма с выраженными волнами U. Волны Р занимают ту часть сердечного цикла, где обнаруживаются волны U (верхний фрагмент рисунка). Присутствие АВ-блокады первой степени стало очевидным при неожиданной регистрации (в ходе блокады) периодов Венкебаха (нижний фрагмент). |
Категорія: Аритмії серця - механізми, діагностика, лікування | Додав: koljan
|
Переглядів: 546 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|