Статистика
Онлайн всього: 2 Гостей: 2 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Влияние (β‑адреноблокаторов на психофизиологические профессионально значимые качества водителей транспортных средств, по данным
| 08.11.2014, 14:05 |
Динамика готовности к экстренному действию машинистов локомотивов (с гипертонической болезнью I и II стадий [43] ) при приеме (β‑адреноблокаторов в средних величинах представлена на рис. 5.1, из которого следует: в группе принимавших анаприлин ухудшения ГЭД не отмечается; вискен дал такое небольшое статистически значимое ухудшение; при приеме корданума намечена тенденция к ухудшению. Динамика индивидуальных качественных показателей (табл. 5.1) показывает, что у некоторых машинистов при приеме каждого из трех представленных здесь (β‑адреноблокаторов происходит переход хорошей/средней ГЭД в плохую (или хорошей в среднюю). Однако при приеме анаприлина до 60 мг в сутки (что можно отнести к малым/средним дозам) ухудшений по индивидуальным качественным показателям не наблюдалось.
Рис. 5.1. Динамика среднегрупповых показателей готовности к экстренному действию (ГЭД в мс) у машинистов локомотивов при лечении (β‑адреноблокаторами. Дозы: анаприлин – 20–120 мг/сут.; вискен – 10–15 мг/сут.; корданум – 50–150 мг/сут. (n – 40, 11 и 13 соответственно;
* – р < 0,1 при сравнении с фоновым показателем)
После однократного приема 20 мг анаприлина через 2 часа (n=15) ухудшения ГЭД ни по средним (0,129 ±0,02 с до приема и 0,121 ±0,03 с после приема; р>0,05), ни по индивидуальным качественным показателям не отмечалось. Реактивная тревога, определяемая по тесту Спилбергера, отражающая в известной мере седативный эффект препаратов, при приеме машинистами рассматриваемых β‑адреноблокаторов в указанных дозах имела небольшую тенденцию к снижению (средние показатели существенно не различались, р>0,05; индивидуальные – у всех оставались в среднем диапазоне).
Таблица 5.1 Динамика индивидуальных качественных показателей готовности к экстренному действию (ГЭД) у машинистов локомотивов при лечении β‑адреноблокаторами
В исследовании влияния атенолола (в дозе 50 мг/сутки, продолжительность наблюдения 2–4 недели) на психофизиологические функции машинистов локомотивов установлена положительная динамика (Батищева Г.А. с соавт., 2004). Скорость простой двигательной реакции сократилась. Улучшилась также реакция на движущийся объект. Критическая частота световых мельканий не менялась. Действие атенолола на психофизиологические профессионально значимые качества шоферов определялось И.Х. Альмовой (2000) по скорости простой зрительно‑моторной реакции. Через 16 недель лечения этим препаратом в суточной дозе 25‑100 мг ухудшений в скорости реакции в средних показателях не отмечалось. Субъективно сонливость отмечена у одного из 46 человек. Она прошла при снижении дозы.
Не выявлялось отрицательного действия обзидана (при курсовом применении в течение 14 дней в дозе 40 мг 3 р. в день) на профессионально значимые психофизиологические функции шоферов и по такому набору тестов, как величина критической частоты световых мельканий, время дифференцированной реакции, количество ошибок, величина латентного периода зрительно‑двигательной реакции, время реакции на движущийся объект (Инарокова А.М., 1988).
Г.Л. Стронгин с соавт. (1997) изучали побочные реакции атенолола в отношении когнитивных функций у авиаторов с помощью компьютеризованной программы тестов «Когскрин», предназначенной для оценки профпригодности пилотов. Наиболее изменчивым из профессионально значимых качеств оказался тест «Раздвоенное внимание». При курсовом приеме малых и средних доз атенолола отмечалась отрицательная тенденция в показателях этого теста. Однако эти сдвиги не достигали степени, опасной для профессиональной деятельности авиапилота. (Так же было и по тесту «Подбор к примеру».) Вывод состоял в возможности применения атенолола для лечения гипертонической болезни у авиапилотов.
Ю.И. Воронков с соавт. (2002) тестировали с рассматриваемых позиций небиволол (небилет) в стандартных средних дозах. У авиапилотов в процессе лечения небилетом в динамике проводились тесты: «Расстановка чисел», «Количественные отношения», «Кольца Пандольта», «Часы». Тем самым определялись объем и избирательность внимания, мыслительные процессы, кратковременная память. Отрицательной динамики не выявлено и сделан вывод: небилет не влияет на операторскую работоспособность, не снижает профессионально значимых качеств авиапилотов и является безопасным для лечения артериальной гипертонии у них без прекращения профессиональной деятельности. (Качество жизни авиапилотов небилет также не снижал.)
Методические рекомендации по лечению артериальной гипертонии у авиапилотов без отрыва от работы допускали применение в данном случае β‑адреноблокаторов: обзидана, атенолола, небилета (Анитов Ю.М., 2003). Последний препарат относится к так называемым суперселективным (β1‑адреноблокаторам. Именно этот препарат рекомендуется в последних указаниях.
В целом, в отношении влияния β‑адреноблокаторов на психофизиологические профессионально значимые функции водителей транспортных средств можно прийти к выводу: они, если и снижают эти функции, то в небольшой степени (особенно в сравнении с рядом других групп антигипертензивных препаратов – см. ниже). Многое зависит от дозы – большие дозы, видимо, угнетают эти функции, малые и близкие к ним средние дозы практически их не меняют [44] .
|
Категорія: Професія і гіпертонія | Додав: koljan
|
Переглядів: 413 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|