Статистика
Онлайн всього: 7 Гостей: 7 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ПЛЕВАКО ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ
| 03.03.2014, 23:05 |
В хрестоматию включены две речи, с которыми выступал Ф.Н. Плевако по делу аристократа-князя, застрелившего любовника жены, и по делу нищих крестьян, оказавших сопротивление властям — два полюса общественно-социальной жизни России того времени.
Таким образом, мы пойдем по пути сравнения, а этим приемом охотно пользовался сам Ф.Н. Плевако: его сравнения и его образы сильны, убедительны, глубоко запоминаются. Образные сравнения еще более увеличивают впечатление от его эффектных речей, отголоски которых расходились далеко за пределами судебных заседаний.
ЗАДАНИЯ
По делу Грузинского:
Проследите канву сюжета, найдите в ней кульминационные пункты. С этой целью неплохо составить план развития сюжета, как это, может быть, и делал в свое время сам автор речи, проследив развитие логики событий. Лучше отдельно выделить появление Фени и сменного детского белья.
Составьте характеристики действующих лиц, анализируя их поступки и отношение к другим персонажам речи.
В тексте речи есть строка: «Не дай Бог пережить такие минуты!». Объясните ее значение для речи в целом, для состояния князя, для участников судебного заседания.
В речи есть строки: «Сжалось сердце у отца», «... было ли место живое в душе его в эту ужасную минуту», «есть состояние еще более извинительное» и много других. Как их охарактеризовать? Попытайтесь это сделать.
Можно отдельно осветить вопрос о том, что «многое упущено, многое забыто мною. Но пусть не отразятся мои недостатки на судьбе его». (См. предпоследний абзац речи.) Проанализируйте соотношение между делом и речью, объемом того и другого, их влиянием на судей и на присутствующих...
— 195 —
ХРЕСТОМАТИЯ По делу Люторических крестьян:
Задания / и 2 из предыдущей речи.
В тексте речи есть фраза: «Десять лет, из года в год, идут они — одинаковые, разорительные, бесчеловечные условия, и граф не знает их!... Нет, защитить эту мысль — задача выше моих сил». Как можно проанализировать позицию оратора? Позицию графа и положение крестьян? Позицию немца-управляющего?
В конце речи оратор произносит: «Молчи закон, настало время благодати!» Как понять эти слова? Как могли понять их участники судебного заседания?
Какие ораторские приемы использует Ф.Н. Плевако в этой речи, например, «но подстрекатели были. Я нашел их и с головой выдаю вашему правосудию: они — подстрекатели, они — зачинщики, они — причина всех причин...»
Или: «Десяток лет сосал их силы управляющий..» Или «... их тупые глаза умеют плакать и горько плакать...» Или: «если я сытый, давно сытый человек...» Продолжите этот список.
6. А.Ф. Кони так характеризовал стиль Ф.Н. Плевако:
«... речь Плевако. В ней... всегда над житейской обстановкой дела, с его уликами и доказательствами, возвышались, как маяк, общие начала, то освещая путь, то помогая его отыскивать. Стремление указать внутренний смысл того или иного явления или житейского положения заставляло Плевако брать краски из существующих поэтических образов или картин или рисовать их самому с тонким художественным чутьем и, одушевляясь ими, доходить до своеобразного лиризма, производящего не только сильное, но иногда и неотразимое впечатление. В его речах не было места юмору или иронии, но часто, в особенности когда дело шло об общественном явлении, слышался с трудом сдерживаемый гнев или страстный призыв к негодованию». (Кони А.Ф. Избранное. Воспоминание о судебных деятелях. Князь А.И. Урусов и Ф.Н. Плевако. — М., 1989. — С. 66). Какие примеры для такой характеристики можно отыскать на страницах этих двух речей?
Лучше выполнить это задание письменно, по специальному плану, с перечислением конкретных слов и фраз самого оратора. |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 677 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|