Статистика
Онлайн всього: 3 Гостей: 3 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
СЕНЕКА ХРЕСТОМАТИЯ
| 03.03.2014, 22:53 |
Есть немало примеров того, что интеллектуальные способности личности тесно связаны с риторическими знаниями и уме ниями человека. Вот как, например, характеризует трех своих современников один из наиболее известных ораторов Древнего Рима — Гай Саллюстий Крисп: Марк Бибул — «оратор слабый, человек скорее злобного, чем тонкого ума...» Луций Домиций — «язык хвастливый, руки в крови, ноги беглеца...» «Лишь ум Марка Ка-тона, изворотливого, речистого, хитрого человека, не вызывает у меня пренебрежения». (Крисп Г.С. Сочинения. — М.: Наука, 1981, с. 133).
Три человека, три характеристики, каждая связана с риторикой, с ораторскими умениями и знаниями этих людей, живших за несколько лет до рождения Иисуса Христа.
Точно сказано. Если даже мы сегодня и не знаем те реалии Древнего Мира, на которые опирался, оценивая хорошо знакомых ему людей Крисп, то и тогда мы не можем не согласиться с оригинальностью его словесных формулировок. А именно: первый из них — оратор слабый, второй — язык хвастливый, и только третий — человек речистый.
Будем помнить, что древние греки и римляне сознательно и целенаправленно ставили риторику на место важнейшей составляющей всей программы «народного» образования своего времени.
Кроме того, тексты авторов, представленные в пособии, ох ватывают различные проявления русской риторической традиции почти за 500 лет: от середины X V I в. до наших дней. Среди них есть и представители древней греко-латинской риторики, жившие задолго до нашей эры.
В основу хрестоматийной части пособия легли три основных соображения:
- 68 -
ХРЕСТОМАТИЯ
подбор таких авторов, для творчества которых характерны различные стили и манеры изложения. Среди них те, кого можно отнести к классикам (разных периодов), к авторам, посвятившим себя вопросам Православия (в различных аспектах его теории и практики);
отбор таких произведений, которые, с одной стороны, значимы для творчества данного автора, а с другой — соответствуют общим закономерностям данного направления риторики. Отбирались произведения не слишком объемные и с небольшим числом сюжетных линий, чтобы не затруднялось восприятие содержания с учебно-риторической точки зрения. Кроме того, это должны быть такие произведения, к которым относительно нетрудно подготовить цельную систему контрольных вопросов, контрольных ответов, заданий, комментариев и пр.;
список персоналий для пособия не должен значительно выходить за рамки Федеральной программы Министерства общего и профессионального образования России для средней и высшей гуманитарной школы страны.
Каждый любитель Русского красноречия, желающий совершенствовать свои риторические знания, умения и навыки, сможет найти в пособии учебный материал, отвечающий его интересам, его обще культурному и интеллектуальному уровню в зависимости от тех целей и задач, которые стоят перед ним.
Итак, хрестоматия включает два раздела: классику и православие. Для каждого текста предполагается постановка реальных риторико-методических задач, решение которых связано с риторическим анализом текста, со знанием биографических сведений об авторе, наконец, со знанием общих законов риторики, с владением присущей риторике терминологии.
Вспомним, что в становлении Риторики как науки и искусства в российской школе было такое время, когда всякое гуманитарное обучение было связано с овладением и владением учениками классическими языками: древнегреческим и латинским. Более того, знание древней мифологии, философии было для всякого культурного человека обязательным.
Именно поэтому Евгений Онегин имел возможность «бранить Гомера, Феокрита» и «читать Адама Смита», страницами цитиро-
- 69 -
ХРЕСТОМАТИЯ
в а т ь Древних авторов, заниматься переводами Демосфена и Цицерона. Все аспекты «классического образования» пронизывали общество и все стороны его повседневной жизни.
В пособии есть материалы, которые могут быть трудны для чтения, понимания, работы с ними, например, тексты Платона, Аристотеля, М.В. Ломоносова, Гомера и др. Что же делать читателю, если трудности языка автора первоисточника превышают возможности начинающего оратора? Есть несколько возможных решений:
пропустить текст, чтобы вернуться к нему впоследствии и доделать то, что не получилось в первый раз;
не отступать, пока не будет усвоен в достаточной степени весь учебно-риторический материат конкретного параграфа;
• пропустить текст и никогда больше к нему не возвращаться.
Читатель сам найдет для себя приемлемое решение, впрочем.
он может придумать для себя и четвертый, и пятый варианты. |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 431 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|