Статистика
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Место «Риторики» в исканиях проповеднического метода гомилетической науки
| 01.03.2014, 16:36 |
Проповедь – одна из существенных сторон многогранного пастырского служения в Церкви Христовой. Ее задачу составляют: 1) раскрытие и уяснение в сознании верующих богооткровенных истин христианской веры; 2) побуждение их сообразовать свою жизнь с христианским учением.
Основной целью гомилетики – учения о христианском церковном проповедничестве – является создание теории проповеди, включающей в себя метод проповедничества, который бы отвечал двусторонней задаче церковной проповеди. Главная проблема создания метода состоит в противоречивости требований, предъявленных к нему:
1) Христианская Истина – Сам Бог: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Проповедь Истины требует устранения в душе всякой личной эгоистичной заинтересованности, способной исказить Истину; требует полного отречения от своей воли: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
2) В то же время второе требование к методу – действенность и эффективность проповеди – предполагает как раз обратное: наиболее полную мобилизацию воли, мысли и духовных сил проповедника.
Таким образом, задача создания проповеднического метода должна быть понята как примирение взаимопротиворечивых требований. Хотя эту духовно-практическую задачу неминуемо приходится решать каждому проповеднику, часто не отдавая себе отчета, гомилетическая наука, как отечественная, так и всеправославная и инославная, не получила должного развития в этом направлении. Противоречивость этих требований приводит к возникновению в гомилетике двух направлений, не имеющих достаточного соприкосновения между собой.
Одно из них полностью предоставляет совести проповедника разрешение проблемы личного спасения и рассматривает не истинность проповеди, а чисто практические методы убеждения. Это риторическое направление сводит церковную проповедь к светскому красноречию. Именно это направление господствовало в России при становлении отечественной гомилетической науки.
Впервые о церковном красноречии у нас заговорил архимандрит Иоанникий Голятовский (1688) в трудах «Наука албо способ сложения казанья» и «Ключ разумения» (изд. 1669 г.), которые были составлены по образцу западных схоластических руководств по гомилетике. Архимандрит Иоанникий предлагал несложные правила по составлению схоластических проповедей. Это надолго утвердило на Руси взгляд на проповедь, как на одну из форм искусства словесности. Появившаяся в XVIII веке «Риторика» епископа Феофана Прокоповича (1736) имела ту же направленность. Сторонниками этого направления гомилетики были также: профессор Говоров А. («Основной принцип церковной проповеди», Казань, 1895), Чепик М. («Опыт полного курса гомилетики». Москва, 1893), Триодин Н. П. («Принципы красноречия и проповедничества»).
Несмотря на подобные теоретические установки, в России так же, как это было и до появления дисциплины гомилетики, имелись выдающиеся пастыри-проповедники, которые своей жизнью в духе апостольской ревности призывали словом и делом паству к жизни во Христе. Среди них святитель Лука Жидята (1058); святитель Иларион, митрополит Киевский (конец XI в.); преподобный Феодосии Печерский (1074); святитель Кирилл, епископ Туровский (1082); святитель Серапион, епископ Владимирский (1275); святитель Димитрий Ростовский (1709); святитель Тихон Воронежский (1783) и другие. Большинство их проповедей не утеряли своей жизненной силы, убедительности и свежести до настоящего времени и могут служить образцом для современного проповедничества.
Другое направление гомилетики было разработано профессором Киевской Духовной Семинарии Я. К. Амфитеатровым (1802–1848) в обширном труде «Чтение по церковной словесности», который вышел в 1846 году. Автор отказался отождествлять проповедь с разновидностью ораторского искусства. Основную задачу гомилетики он видел в определении условий истинности проповеди. Эти условия коренятся, главным образом, в душе самого проповедника. Амфитеатров рассматривал науку о проповедничестве как пастырскую педагогику, но методика проповедничества не получила развития в его трудах. Мнение Амфитеатрова было поддержано профессором Киевской Духовной Академии Н. А. Фаворовым (1820–1897) и получило дальнейшее развитие в книге «Церковное красноречие и его основные законы» профессора Киевской Духовной Академии Певницкого В. Ф. (1855–1911), впервые изданной в Киеве в 1906 году. Певницкий полагал, что самое важное в проповеди – ее внутреннее духовное наполнение и чувства, которые она несет слушателям,– есть плод нравственно-христианского состояния самого проповедника. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Барсов Н. И. (1839–1903), сторонник этого направления, занял в нем крайнюю позицию. Проповедь является частью богослужения, в особенности – литургии, считал он, и поэтому она, как и все таинства, и всё благодатное в Церкви,– есть не что иное, как действие благодати Божией, то есть дар проповеди подается в таинстве Священства.
Эти две тенденции в своей разобщенности не удовлетворяли ищущих представителей гомилетической науки, и были предприняты попытки их синтеза. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. К. Никольский (1863–1936) в своих лекциях указывал на то, что гомилетика должна помогать не только созданию проповеди, но и воспитанию самого проповедника, а затем и паствы, воспринимающей слово Благовестия. Этот же вопрос затронул священник Юрьевский А. – составитель сборника статей «Гомилетика, или наука о пастырском проповедании слова Божия» (Киев, 1903).
Подведением итогов почти двухвековых исканий русской гомилетики можно назвать курс академических лекций протоиерея Александра Ветелева (Загорск, 1949 – На правах рукописи). Дело проповедничества он рассматривает как взаимовлияние проповедника, слова и паствы в их неразрывном единстве. Успех проповеди определяется ее воздействием на паству. А это воздействие предполагает знание проповедником своей паствы, его пастырскую» ревность и благочестивую жизнь. Именно поэтому протоиерей Александр утверждает, что проповедь следует изучать не только в теоретическом плане – необходимо анализировать ее зарождение и развитие в душе самого проповедника. При всей глубине исследования протоиерея Александра Ветелева, его труд не претендует на научную завершенность. Сам автор в предисловии к своему курсу лекций называет его «не столько научным трудом по курсу проповедничества, сколько проповедью-призывом к проповедничеству и показом, как надо учиться этому великому делу». Поэтому разработка гомилетического метода проповедничества остается делом будущего. |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 450 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|