ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Риторика » Риторика

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОРАТОРА
01.03.2014, 14:05
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального {вербальный – «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело – взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык. На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения? Если речь идет об устном общении, то немалым подспорьем для говорящего служат его ясные очи. Хотя этот вопрос достаточно тонкий и трудный. Как поступать с собственным взором? Как неопытный боец, прежде чем стрелять из винтовки, зажмуривается, так бывает и с нами поначалу. Ибо очень трудно одновременно и думать, о чем ты говоришь, и изучать, скажем, аудиторию, общаться с нею визуально. Поэтому часто бывает, что взор говорящего устремляется в одну точку, и взгляд его становится фиксированным. Самое скверное дело, когда вы фиксируете взгляд на читаемом вами тексте, общаясь более с бумажкой, чем с живыми людьми. Вы свою речь тогда, даже читаемую выразительно, подсекаете на корню. Вот почему Петр I запретил читать доклады по бумажке, дабы дурость каждого видна была. Глаза могут также сослужить нам плохую службу, если говорящий растерян, и взор его блуждает, как злой дух, не имея места, где бы поселиться, обо что зацепиться. Такой растерянный взгляд, конечно, выдает душевное волнение или томление. В лучшем случае докладчик вызывает к себе жалость, и то у наиболее совестливой и мудрой части своей аудитории. Бывает, конечно, иные ораторы пользуются своим взором, как нейтронным или психотропным оружием. К числу таких принадлежат школьные опытные, но бездушные учителя, которые могут взглядом испепелить или пригвоздить к стене, или просвечивают вас насквозь, или еще что-нибудь делают далекое и чуждое гуманности и человеколюбия. Есть такой взгляд, от которого невольно сжимаешься, и душа уходит в пятки. И бывает, что, если у человека недостаток деликатности, то он согрешает взором, ибо через глаза, безусловно, происходит общение душ, но общение может и быть заквашенным греховной страстью. Вот почему в каталоге грехов есть и такой: бесстыдное, дерзновенное взирание. «Пялить зенки» неблагочестиво, ибо иной телом чист, а взором любодействует и, безусловно, чем более душа скромна и целомудренна, чем она духовнее, тем она осторожнее с чужими взглядами и со своим собственным взором. В человеке обличается, безусловно, недостаток чистоты, недостаток благоговеинства, в нем не хватает непосредственного общения с Богом, когда он устремляет на кого бы то ни было взор жалобный ли, или исполненный негодования или обиды. И вообще истинному христианину свойственно не столько с людьми беседовать, сколько с Богом. Вот почему в глазах человеческих заключена некая тайна. Это тайна Богообщения. Тот, кто очи своей души устремляет ко Господу, таковой, конечно, весьма осторожен, как мы сказали, деликатен, и использует свой взор (точнее, пользуется им) для целей педагогических. Опытный докладчик или оратор, проповедник, конечно, умеет аудиторию обводить взглядом. Или время от времени он зафиксирует, остановит свой взор, бросив его куда-нибудь на передние ряды или на задние. Не то, чтобы он делал это с каким-то математическим расчетом, нет. Сама педагогика на то нас настраивает, но людям, конечно, становится сразу очевидно, что говорящий общается с ними. Они гораздо живее усваивают это слово, видя перед собой мыслящие, исполненные внутренней жизни глаза. Но, по большому счету, это вещи второстепенные, которые сами собой придут. Главное наше внимание, безусловно, должно быть обращено на духовные качества нашего слова, на умение это слово донести, а всё остальное приложится. А коль даже не приложится, мы то человеку простим ради самого служения словесного. Иной вообще прячет взор, но нам ценно в человеке не искусство психологического общения, не «Метод Карнеги» – исполненный американского прагматизма; но нам важно видеть перед собою нелицемерно верующего человека, который верит в то, что он говорит, который сердцем исполняет запечатленное в слове, и который с известной степенью сердечности хочет донести это олово до слушателя. Итак, мы добрились до облика говорящего. Во внешнем облике проповедующего, того, кто с народом имеет дело, не должно быть ничего случайного. Свидетельствуют знающие толк в этом деле, что «по одежке встречают», а иногда по одежке провожают. Можно, конечно, быть дельным человеком, заботясь, как Онегин, о красе ногтей, все должно быть опрятно и естественно, каждый должен найти некоторый стиль, сообразный с аудиторией и с предметом речи, чтобы не было диссонанса, дисгармонии в нашем внешнем облике по отношению к нашему слову. Это дело вкуса. Поэтому о. Павел Флоренский говорил, что одежда является продолжением и как бы неотъемлемой частью личности говорящего. Безусловно, нам в это демократическое время должна быть присуща некоторая строгость, выгодно отличающая нас от тех риторов и трибунов, которые намеренно распущенно-развязно держатся, заигрывая с аудиторией, втайне ими презираемой. Мы призваны уважать в собеседнике личность, существо мыслящее, критическое. Хорошо священникам. Они одеты в рясу, которая в цветовом отношении находится по ту сторону спектра. Ряса указывает, что священник вещает вам из вечности. Еще более существенным является самая стать, поза говорящего. Ему, безусловно, нужно заниматься гимнастикой. Он должен держаться просто, естественно, не сжавшись в комочек нервов, но вместе с тем и без дерзости. Жест – это нечто органически соединенное, вытекающее из самого речевого действия. Думается, что ритор, а должен быть умерен в жестикуляции, так как слово говорит само за себя. Но говорящий, конечно, всегда хочет не только сказать, но и показать, если речь идет о камерном общении, об общении с детьми, если перед нами живой человек, а не человек в футляре. И в этом смысле жест может быть логическим завершением. Как бы нематериальное слово находит материальное воплощение, потому что лучше один раз увидеть, чем шесть раз услышать. Безусловно, главное для нас – это руки. Часто они мешают говорящему, и он занят только тем, чтобы их каким-то образом нейтрализовать. Недопустимо становиться в позу Адама, изгнанного из рая (сцепить руки внизу), который увидел супругу, и что они наги, и «стыдяшася». Позы вообще говорят. Они раскрывают устроение души человека. Не случайно совершенно Ленин большой палец крючком засовывал за безрукавку. Это поза самоутверждения. Вообще, жесты прямо выражают характер. Пришел человек в какой-нибудь фешенебельный ресторан на Елисейских полях, – сразу видно, из России (щелкает пальцами). В Европе так не принято щелкать (опять щелкает): «Эй, человек!» Нет. Там: «s’il vous plait, monsieur, – пожалуйста, – vous en prie». Нехорошо педагогу сидеть на столе, болтая ногами, как демократы преподают нам свои уроки. Ни в коем случае нельзя делать никаких непроизвольных, неосознанных вами, бессмысленных движений, ибо вы рискуете очень многим. А именно на этих движениях импульсивных, конвульсивных сосредоточивается всё внимание ваших слушателей. Мы видим, что и в Божественном Писании, в Ветхом и Новом Завете пророки и апостолы использовали жесты очень скромно, но всегда победоносно. Русский должен избегать излишеств итальянской жестикуляции. Жест, как уже сказано, является логическим завершением мысли. Жест помогает сконцентрировать внимание на самом существенном. Жест умеет подкреплять слово, выражать и логически завершать eгo.
Категорія: Риторика | Додав: koljan
Переглядів: 1313 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП